Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Обоз»

Выберите действие:

Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Лариса Андреяновна
Место работы, должность: 

МБОУ "Иштымбальская основная  общеобразовательная школа" Куженерского района, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, обобщению и систематизации знаний в рамках темы

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература 8 класс. Учебник в 2-х частях. Авторы: Коровина В.Я. и другие.

Используемая методическая литература: 

Список  использованной литературы:

  1. Методическая литература
  2. Басни. И.А. Крылов. – Москва: «Детская литература», 1978.
  3. Д. Благой. Статья. Иван Андреевич Крылов. Москва, 1969 г.
  4. Н.С. Шер. Статья. Иван Андреевич Крылов. Москва, 1965 г.
  5. Н.М. Лебедев. Война 1812 года в произведениях писателей нашего края. Тверь, 2012 г.
  6. Интернет - ресурсы.
  7.  «Поэтический словарь» Квятковского.
  8. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
  9. Большая советская энциклопедия.
Используемое оборудование: 

Презентация  «И.А.Крылов. Басни. «Обоз» (13 слайдов)

Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;

Выставка работ, выполненных учащимися в предыдущие годы.

Краткое описание: 
<p>Пояснительная записка. Отечественная война 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс, показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа как активной исторической силы, идея национальной свободы, национальное самосознание в широком смысле слова - все эти последствия Отечественной войны оказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русской общественной мысли и русской литературы. Тема Отечественной войны 1812 года вошла в русскую литературу практически в первые ее дни. Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным &quot;всеевропейским завоевателем&quot;. Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал:&quot;В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю&quot;. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу:&quot;Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием&quot;. На фоне высокоторжественной патетической лирики двенадцатого года весьма резко выделяются басни И.А. Крылова. В его баснях в аллегорической форме звучала критика высшего руководства страны. Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. В программе по литературе (УМК Коровиной В.Я.) за 8 класс предлагается для изучения две басни &quot;Лягушки, просящие царя&quot;и &quot;Обоз&quot;. В Год литературы помимо других урочных и внеурочных мероприятий изучение басен Крылова дает возможность учителю актуализировать знания о важнейших событиях как в истории нашей Родины, так и в русской литературе.</p>

 

Описание

1

Тип урока

 Урок по изучению  нового материала.

 Личностно-ориентированный урок.

2

Класс

8

3

Тема

«Басни И.А. Крылова об Отечественной войне 1812 года. «Обоз»

4

Образовательная программа, автор

Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). – М: Просвещение, 2006

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Раздел «Из литературы 19 века», тема «И.А.Крылов. Басни».

6

Формируемые УУД

Личностные

самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные

целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста поэтического произведения, смысловое чтение;

Коммуникативные

планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

7

Цель и задачи урока

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, обобщению и систематизации знаний в рамках темы; 

Задачи:

- обучающие: сопоставить историческую основу произведения с ее литературным осмыслением, воплощением
 

 - развивающие: развивать навыки анализа текста, формировать способности к самовыражению в умении оценивать исторические события

 - воспитательные: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству баснописца, воспитывать  чувства любви к Родине, гордости за наших предков;

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод: частично – поисковый, проблемный, исследовательский

Частные методы и приемы:

индивидуальная, групповая,

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология

 

10

Описание методов оценивания, применяемые на уроке

Устный опрос, письменная самостоятельная работа, взаимопроверка, тестирование

11

Средства

Презентация  «И.А.Крылов. Басни. «Обоз» (13 слайдов)

Выставка книг И.А. Крылова и о И.А. Крылове;

Выставка работ, выполненных учащимися в предыдущие годы.

12

Планируемые результаты

Личностные: формирование гражданственности

Предметные: умение анализировать текст, определять идею произведения

Метапредметные: сотрудничество и коммуникация, самоорганизация, рефлексия

 

Ход урока

 

1 этап

Организационно-мотивационный

1

Цель

Настроить детей на урок, на восприятие и осмысление художественного текста в  контексте с историческим событием – Отечественной  войной  1812 года.

2

Длительность этапа

1 мин

3

Иллюстративные и дидактические материалы

Презентация 1- й слайд

4

Форма организации деятельности обучающихся

Самоопределение

5

Функции преподавателя на данном этапе

Приветствие, положительная установка на работу

6

Приемы и формы работы

Вступительное слово учителя

7

Форма контроля

 

 

2 этап

Актуализация знаний

1

Цель

Повторить, знания по теме: «И.А. Крылов. Басни»

2

Длительность этапа

2 мин

3

Иллюстративные и дидактические материалы

Слайды презентации 1,2

4

Функции преподавателя на данном этапе

Слово учителя: Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о баснях Ивана Андреевича Крылова. Конечно, все вы знаете и Ворону, и Лисицу, и Волка, и Слона, и Моську, и Ягнёнка. Вспомните, как мы работали с баснями в предыдущие годы?

5

Форма организации деятельности обучающихся

Устные ответы: Мы читали басни, инсценировали их

Мы анализировали текст

Искали мораль

Учили наизусть

Делали иллюстрации к басням

Писали сочинения о героях басен

Объясняли какую роль, как, и почему я играю в инсценировке.

Учитель: нам предстоит вновь погрузиться в творчество великого баснописца, познакомиться с его взглядами на реальные исторические события, проанализировав басни, понять, в чём состоит величие его творчества

6

Приемы и формы работы

Слово учителя, беседа.

7

Форма контроля

Устный опрос

 

3 этап

Мотивация деятельности учащихся.

Словарная работа.

1

Цель

Мотивировать  учащихся к учебной деятельности.

Выяснить значение  слова  центон

2

Длительность этапа

7 мин

3

Иллюстративные и дидактические материалы

Словари, тексты басен Крылова, слайды 3,4,5 презентации

4

Функции преподавателя на данном этапе

Слово учителя:  Но теперь я хочу предложить вам другие подходы к работе. И то, насколько интересным получится урок, зависит от вас. Конечно, мы будем работать с текстом, как обычно. Важно, чтобы вы находили и тему, и главную мысль. Видели ключевые слова. Хорошо владели терминологией. Нам нужно повторить теоретические основы басни. Вспомнить об аллегории, морали. Нам необходимо умение хорошо воображать ситуацию о которой мы читаем в произведении. А начнём работу мы с нового для многих слова: «центон»

5

Форма организации деятельности обучающихся

Работа  по группам:

Используя предложенные листы (Приложение 1), содержащие словарные статьи, объясняющие значение слова, ученики должны объяснить, как они воспринимают понятие.

Идёт обсуждение в группах. Каждая группа выбирает то объяснение значения, которое она для себя освоила и сможет запомнить.

Выслушиваются представители групп.

Текст проецируется на экран

В июне, в самый зной, в полуденную пору, («Муха и дорожные»)
Сыпучими песками в гору, («Обоз»)
Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ, —
Известно, что слоны в диковинку у нас, —
Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)
Какой-то повар-грамотей
С поварни побежал своей, («Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
Из кожи лезут вон
А возу всё нет ходу… («Лебедь, рак и щука»)

……….

6

Приемы и формы работы

Чтение текста.

7

Форма контроля

 

 

4  этап

Организация деятельности по усвоению новых знаний

1

Цель

Организовать  деятельность учащихся по усвоению новых знаний

2

Длительность этапа

20 мин

3

Иллюстративные и дидактические материалы

Учебник, тексты басен Крылова, слайды  5 – 8 презентации,

4

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальные ответы учащихся, работа в парах, аналитическая беседа по тексту, исследовательская работа

5

Функции преподавателя на данном этапе

 - Какие басни вы узнали? Запишите в тетрадь.

Ребята проверяют  друг у друга по парте, а потом сверяют с правильным ответом.

 - Какие строчки остались неопознанными? Чувствуете ли вы, ребята, какую-то незавершённость истории?

 - Я предлагаю вам самим дописать последние строчки, используя материал домашнего задания – басни «Обоз». Вспомните значения слов воз и обоз. Свяжите их между собой. Вчитайтесь в текст произведения ещё раз. Что вы видите?

 - Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?

– Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?

– Обратите внимание на те слова, которые передают движения и состояния героев, их поведение. Приготовьтесь изобразить движение животных. И интонацию высказываний «молодой лошади».

Выступают желающие, комментируя своё восприятие.

 

Физкультминутка

2 мин

 

 

Далее  идет воспроизведение текста  басни  «Обоз».

– Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите, что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?

Какие пословицы и поговорки можете вы вспомнить, чтобы лучше представить себе прочитанное и услышанное?

Делаем вывод:

– Мы сейчас говорили о бытовом уровне восприятия. О том, как мораль басни можно применить в повседневной жизни.  По отработанной доме статье учебника  вы узнали, что у этой басни есть не только бытовой, философский, но и исторический, политический смысл. С какими событиями связан «Обоз»? Что вы знаете о Наполеоновских войнах и об Отечественной войне 1812 года?

– Кого и как защищала эта басня?

– Чью сторону в историческом споре заняли бы вы?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Обратите внимание на фразу:

«Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!»

– Можете ли вы за этими «горшками» увидеть русских солдат и офицеров, жизнь которых старался сберечь Кутузов?

- Видите ли вы императора, который «Взял Париж и основал лицей»? Александр I всегда спешил. А на поле Аустерлица он был ещё очень молод. Намёк Крылова прекрасно понимали современники, а сейчас о нём знаем и мы.

 - Прочитайте мораль басни. Подойдёт ли она нам для завершения центона, с которого мы начинали работу?

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Выслушиваются мнения представителей групп.

Вывод  учителя: Басня «Обоз» впервые была напечатана в журнале «Сын Отечества» в ноябре 1812 года. После оставления Москвы Кутузов действовал с мудрой предусмотрительностью, не растрачивал зря сил, не шёл на ненужные жертвы. Он, как старый и опытный конь из басни, медленно свозил воз под гору. Известны его слова. Сказанные принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, но я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделать наше оружие». (Молодая лошадка из басни издевается над медлительностью старого коня точно так же, как Александр I торопит Кутузова своими повелениями накануне Тарутинского сражения: «с выгодою атаковать неприятеля и истребить оного». А адмирал Чичагов, который должен был преградить путь Наполеону, едва сам не попал в плен к французам.И Крылов снова смело выступает в защиту старого полководца, проявив подлинный патриотизм и гражданскую зрелость. Молодая лошадка в его басне резво бежит под гору, однако «воз начал напирать, телега раскатилась» - «прощай, хозяйские горшки».)

Критика  вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни: осмеяние пороков самонадеянности, безответственности, зазнайства.

 

6

Приемы и формы работы

Чтение, самостоятельная работа, устные ответы на вопросы, запись в тетрадях название басен.

7

Форма контроля

Устный опрос, взаимо- и самопроверка.

 

5 этап

Итоги

1

Цель

 Подведение итогов урока

2

Длительность этапа

10 мин

3

Иллюстративные и дидактические материалы

 Учебник, слайды 8 – 10  презентации, тест.

4

Форма организации деятельности обучающихся

Работа в группах, защита ответа.

5

Функции преподавателя на данном этапе

Вспомните первую статью нашего учебника. Мы узнали, что до XVIII века в России не было разделения на историю, публицистику и литературу. Крылов, продолжая традиции XVIII века, был  писателем, в баснях которого отразилась не только война 1812 года, но и вся эпоха наполеоновских войн. Басни Крылова 1805-1807-1812 гг. «превращались в живую историю», объясняя современникам происходящее в доступной форме.

– Каково отношение И.А. Крылова к событиям войны, к историческим личностям и простому народу?

Работа в группах (каждой  группе  предлагается по одной - две басни)

Возможный ответ: Крылов-баснописец отразил народный характер войны, показал духовный склад, образ мышления русского человека. Крылов вывел и тот тип ворон (басня «Ворона и Курица»), которые, ставя личные интересы выше интересов Отечества, сами оказались «поживкой» для «гостей». Басня «Волк на псарне» показывает всенародный характер борьбы с Наполеоном и мудрость действий Кутузова. Мораль этих басен обращена и к тем, кто вершил судьбы страны и всего народа («Кот и Повар»). Мудрость и стойкость гениального полководца Кутузова были изображены в баснях «Обоз», «Волк на псарне», «Щука и Кот». Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.  Неумолим ход времени, ход Истории. И так же, как мы сегодня, наши благодарные потомки будут стремиться вперед – к гению Крылова, к неиссякаемым родникам его поэтических строк, олицетворяющих события Отечественной войны 1812 года.

6

Приемы и формы работы

 

7

Форма контроля

Тестирование (приложение 2). Самопроверка  по слайдам.

 

6  этап

Домашнее  задание. Рефлексия

1

Цель

Оценивать результат учебной деятельности.

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

2

Длительность этапа

3 мин

3

Иллюстративные и дидактические материалы

Слайд 12

4

 

Домашнее  задание

1) выучить наизусть басню «Обоз»

Задание на выбор:

- прочитать текст учебника «О  басне «Обоз» и ответить письменно на вопрос 3;

- сделать конспект текста «О басне «Обоз» по требованиям ГИА (60-70 слов)

5

Форма организации деятельности обучающихся

Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока.

6

Функции преподавателя на данном этапе

Давайте подведём итоги.

Отметим, что нового узнали мы сегодня?

В чём состояла особенность работы на уроке?

Как вы оцениваете свою работу?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли?

О чём забыли?

Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить?

Над какими словами нужно ещё поработать?

7

Приемы и формы работы

 

8

Форма контроля

Самооценка


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн