Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Петровские реформы

Submitted by Надежда Владимировна Ведерникова on Fri, 30/01/2015 - 09:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ведерникова Надежда Владимировна
Место работы, должность: 

МОБУ "Знаменская СОШ" Медведевского района

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Цель урока. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.

Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

 

Обо

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература • Учебник “История России. Конец 16 -18 век” Данилов А.А, Л.Г. Косулина • Школьная энциклопедия. История России XVIII век. • Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Используемая методическая литература: 
  1. Анисимов Е.В. Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. – М., 1994.
  2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. – М., 2001 .
  3. Кара – Мурза А.А., Поляков Л.В. Реформатор. Русские о Петре I. – М., 1994
Используемое оборудование: 

Мультимедийное установка (проектор, компьютер, аудиосистема); доска, мел

Используемые ЦОР: 

презентация; видеоролики

https://yadi.sk/i/EXvIWhN1eLPGz

https://yadi.sk/i/Me8imJI3eLPHB

Краткое описание: 
<p>Представление о Петровских преобразованиях во всех сферах общественной жизни России, на основе документов, видео сюжетов. Работа с таблицами. Изучение новых терминов и понятий. Работа с текстом учебника -выделение главных аспектов. Диагностика положительных и отрицательных петровских преобразований. Умозаключения, выводы. Изучение внутренней политики Петра I.</p>

Методическая разработка урока истории по теме «Реформы Петра Великого»

преподавателя МОБУ «Знаменская СОШ»

учитель истории: Ведерникова  Н.В.

Тип: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока. Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Учебная: сформировать представление о роли Петра I в истории России, о предпосылках, причинах и значении реформ.

Развивающая: Продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, аргументировано отвечать на вопросы, делать выводы и оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, устанавливать межпредметные связи.

Воспитывающая: Продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.

Литература

  • Учебник “История России. Конец 16 -18 век” Данилов А.А, Л.Г. Косулина
  • Школьная энциклопедия. История России XVIII век.
  • Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.

Оборудование: Доска, мел,  мультимедийная установка,.

1 Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На партах должны лежать учебники, тетради, ручки, свою копилку знаний.

2 Проверка домашнего задания: (5 мин)

- Давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке- «Северная война». Теперь проверим, как вы усвоили изученный материал. Проведём тестирование.(тест-приложение).

Теперь обменяйтесь  своими работами и проведите взаимопроверку, оцените своего товарища. Количество правильных ответов составляет результат оценки.

 

3 Изучение нового материала. (25 мин)

Прежде чем определить тему  и цель нашего урока, мы активизируем наш словарный запас. Проведем олимпийскую эстафету между рядами.  Перед вами определения словарных слов. Ваша задача восстановить пробел, вписав в таблицу значимое слово. По очереди из ряда вы вписываете слова. Ряд, первый справившийся со своей работой поднимает флажок. На старт…марш!  

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

ЛИЦО, ВЛОЖИВШЕЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРЕДПРИЯТИЯ

ЕПИСКОП

ВЫСШЕЕ СОСЛОВИЕ ДУХОВЕНСТВА В 17 ВЕКЕ

ТЕАТР

НОВОЕ ОТКРЫТИЕ В 1672 ГОДУ ПРИ ДВОРЕ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА

РЕГЕНСТВО

ВРЕМЕННОЕ ПОЛНОМОЧИЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД МАЛОЛЕТСТВА ИЛИ ЗДОРОВЬЯ  МОНАРХА

ОРДИН-НАЩЕКИН

СТОРОННИК ВНЕШНИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ СО СТРАНАМИ Европы. Ввел рекрутскую повинность. Почтовая связь –Москва-Рига-Вильно

ВОЛОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА,  МЕЖДУ СТАНОМ И УЕЗДОМ

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

ПРОСВЕЩЕННЫЙ МОНАХ, ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ, ПРОСЛАВЛЯВШИЙ ЦАРСКУЮ ФАМИЛИЮ И САМОДЕРЖАВИЕ.

КРЕПОСТНИЧЕСТВО

НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛАЯ ФОРМА ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН

ИВАН СУСАНИН

КОСТРОМСКОЙ КРЕСТЬЯНИН, ЗАВЕЛ ПОЛЬСКИЙ ОТРЯД В НЕПРОХОДИМЫЕ БОЛОТА

ЕРЕТИК

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЕРЕСИ

РАСКОЛ

КОНФЛИКТ ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

ЕДИНОНАСЛЕДИЕ

ПРИНЦИП НАСЛЕДОВАНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В МОНАРХИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

ФЕОДАЛЫ

ГОСПОДСТВУЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО

ОБРОК

ОДНА ИЗ ПОВИННОСТЕЙ ЗАВИСИМЫХ КРЕСТЬЯН, ДАНЬ  ПОМЕЩИКУ ПРОДУКТАМИ ИЛИ ДЕНЬГАМИ

РАЗИН СТЕПАН

ПРЕДВОДИТЕЛЬ ВОССТАНИЯ КАЗАКОВ И КРЕСТЬЯН, САМОЕ КРУПНОЕ НАРОДНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 17 ВЕКА

МАНУФАКТУРА

ПРЕДПРИЯТИЕ НОВОГО ТИПА

Ы

29-Я БУКВА РУССКОГО АЛФАВИТА, ВОСХОДИТ К КИРИЛЛИЧЕСКОЙ  БУКВЕ U – «ЕРЫ»

 

Молодцы! Общая победа! А теперь прочтите заглавные буквы, и вы узнаете тему нашего урока… «Петровские реформы»

 

Цель урока: Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Давайте вместе попытаемся сформулировать учебные задачи урока

Ответы детей:

  1. Выяснить причины реформ
  2. Какие реформы были проведены
  3. Дать оценку деятельности Петра первого.
  4. Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.

 

- А как можно судить о человеке?

- Откуда можно узнать о делах человека?

- У вас на столах пакет с историческими документами, их то мы сегодня и будем анализировать.

Вводное слово учителя. Разъяснение по работе с конспектом-шаблоном урока.

Учащиеся работают на уроке вместе с учителем. Основные вехи урока заносятся в конспект-шаблон, который потом можно использовать дома при подготовке домашнего задания.

Конспект-шаблон урока (см в приложении).

План  урока по теме:

  1. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  2. Реформа центрального управления.
  3. Церковная реформа.
  4. Областная реформа.
  5. Реформа городского управления.
  6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

 

- Скажите, каким словом можно заменить слово «реформы».

Правильно, «преобразования». И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления

Личность царя стала одним из главных условий реформ и одной из основных их предпосылок. Петр раньше, чем многие другие, осознал необходимость преобразований и приложил все свои незаурядные силы к делу их осуществления. Одаренный недюжинным умом и несгибаемой волей Петр буквально вколачивал в свой народ новые взгляды. Он стремился изменить устои российской жизни. И это ему во многом удалось.

Фильм о правлении Петра 1. (5  мин)

Работа с учебником

Теперь поработаем с учебником и в группах. Каждому ряду я раздам по реформе и по документу-источнику, по которым вы сделаете вывод о данной реформе. Время на изучение реформы – 5 минут. Регламент выступления –максимум 5 минут.

 

1 ряд:        Указ о единонаследии. Табель о рангах. (стр. учебника             )

В 1714 году Петр подписал указ о единонаследии – Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам.

Работа с документом:  Указ «О Единонаследии» (см. приложение)

Вывод: Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения

 

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия  уравнивалась и в служебном положении..

Вывод: Собственность передавалась по наследству. Ранги уравнивали все чины. Ранги были гражданские и военные.

 

2 ряд:                    Реформа центрального управления. (Стр. учебника         )

Работа с документом:  «Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года»

 

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это законодательный, распорядительный и судебный орган при царе. Управлял страной, если царь в отъезде за границу или в походе (на войне).

 «Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен генерал-прокурор. Им был Павел Иванович Ягужинский.  В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было 11). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсуждение дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия – Главный магистрат.

Работа с учебником – заполнение таблицы по коллегиям совместно учителя с учениками.

Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

Внешняя политика

Воинская

Сухопутная армия

Адмиралтейств-коллегия

Морской флот

Юстиц-коллегия

Гражданский и уголовный суд

Берг-коллегия

Горно-заводская промышленность

Мануфактур-коллегия

Мануфактурная промышленность

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-коллегия

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)

В каждую коллегию входили: президент, вице-президент, советники.

Создана Тайная канцелярия – занималась делами о государственных преступлениях.

 

3 ряд:   Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество. Местоблюстителем патриаршего престола некоторое время будет Стефан Яворский, назначенный царём.

Церковная власть прекращает работу, как важный государственный аспект и подчиняется светской власти.

Работа с документом: «Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 января 1721 г.)»  (см. приложение)

(Можно включить фрагмент из учебного в/ф «Пётр Великий»)

Вывод из прочитанного документа : Установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял делами церкви.

В 1722 году за его надзором введена светская должность обер-прокурора.

 

Областная реформа.

В 1708 году, для усиления местного аппарата страна была разделена на губернии, во главе с губернатором. Они отвечали только за судебные и военные функции. Губернии делились на провинции, во главе с воеводами.

Подпись: Губернии (1708 год) – 8 (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская (позже – Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская Подпись: Провинции (1719 году) – их было 50 (во главе – воеводы)

 

 

 

   

  

 

Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - магистраты, во главе которых стояли бурмистры.  Произошло деление горожан на  «регулярных» и «подлых». Эта реформа приводила к поднятию экономики городов. (Добавить в коллегии по Главному магистрату!)

 

      Выступление  против  реформ.  «Дело  царевича  Алексея».

- Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа.

Поэтому в Петровское время нередко происходили мятежи.

По некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек.

Недовольные реформой были наказаны: сестра Софья заточена в монастырь, разногласия с сыном Алексеем, приговорив его к смертной казне. «Дело царевича Алексея» побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году был подписан указ, где царь мог назначить на престол любого преемника, не зависимо от родства.

- Скажите, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Вывод. Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

4 Разминка   «Ладошки»

 

Подведение итогов. (5 мин)

- Вспомните, задачи, которые поставили в начале урока?

- Они решены?

 

 Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему (Петр 1)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.(Великий, Знаменитый…)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (Создал реформы, укрепил крепостное право…)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Реформы Петра изменили наше общество)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Реформатор)

 

Домашнее задание § 15, заполнить лист-шаблон

 

Оценки за урок вы заработали, пополнили свою копилку знаний. Подсчитайте свой накопленный результат за этот урок. Если вы набрали свыше 5 камней знаний –оценка «ОТЛИЧНО», если набрали менее 5-ти, оценка «ХОРОШО».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует много памятников о деятельности Петра I в литературе, живописи, кинематографе, искусстве. Я хочу предложить вам еще один памятник Петру I его автор Фальконе.

На экране изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе.

Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”:

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
- К кому обращены стихи?
- Кого олицетворяет “гордый конь”?
- Как вы понимаете смысл трех последних строк?
- Как бы вы ответили на вопрос поэта:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Вывод. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Хотелось бы в заключенье процитировать слова М. Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Тема:  Реформы  Петра I.

1 Реформа центрального управления.

В 1699 Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».

В 1711 году создан Правительствующий сенат из 9 человек, назначенных царём, – это_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

«Оком государевым» в Сенате в 1722 году был назначен ___________

_______________________________. Им был _____________________

____________________________________________________________.

В 1718 – 1720 гг. на смену приказам пришли коллегии (сначала их было _________). Здесь было коллективное (коллегиальное) обсужде-ние дел. После городской реформы добавилась ещё одна коллегия.

Название  коллегии

Чем ведала (компетенция)

Иностранных дел

 

Воинская

 

Адмиралтейств-колл.

 

Юстиц-коллегия

 

Берг-коллегия

 

Мануфактур-коллегия

 

Коммерц-коллегия

Торговля

Штатс-контор-колл.

Государственные расходы

Ревизион-коллегия

Контроль за финансами

Камер-коллегия

Государственные доходы

Вотчинная коллегия

Землевладение

Главный магистрат

 

В каждую коллегию входили: ________________________________________

_________________________________________________________________.

Создана Тайная канцелярия – занималась делами ______________________

_________________________________________________________________.

2 Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Вотчина и поместье в России после 1714 года.

До  указа

Указ Петра I от 1714 г.

После  указа

Вотчина – наследственная собственность.

Поместье – пользование землёй при условии несе-ния военной службы.

 

Поместье передаёт-ся по наследству.

Обязательность слу-жбы для дворян со-хранялась.

 

В 1722 году царь принял Табель о рангах.

Классы

Чины военные сухопутные

Чины гражданские

Что давало?

I

Генералиссимус, Фельмарш.

Канцлер

 

II

Генерал от артиллерии…

Действит. тайный советник

III

Генерал-лейтенант

Тайный советник

IV

Генерал-майор

Действит. статский советн.

V

Бригадир

Статский советник

VI

Полковник

Коллежский советник

VII

Подполковник

Надворный советник

VIII

Майор

Коллежский асессор

IX

Капитан

Титулярный советник

 

X

Штабс-капитан

Коллежский секретарь

XI

     –

Сенатский секретарь

XII

Поручик

Губернский секретарь

XIII

Подпоручик

Сенатский регистратор

XIV

Прапорщик

Коллежский регистратор

Теперь старая и новая аристократия (?) уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

3.  Областная реформа.

Подпись: Провинции (1719 году) – их было ____________ Подпись: Губернии (1708 год) – 8 (во главе с _________________________): Московская, Ингерманландская, _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Городская реформа.   (1720 год.)

В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.

5. Церковная реформа.

В 1700 году ликвидировано патриаршество, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод – управлял _________________.

В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________

 

ВЫВОД:  БЫЛ НАВЕДЁН ДОЛЖНЫЙ ПОРЯДОК В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. В РОССИИ ОФОРМИЛСЯ АБСОЛЮТИЗМ – ЭТО _______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Северная война»

1 вариант

 

А1 причины Северной войны явилось стремление  России:

  1. Получить выход к Балтийскому морю
  2. Расширить территорию на севере
  3. Завоевать побережье Северного моря
  4. Не допустить вступления Швеции в Северный союз

 

А2 Земляные четырехугольные укрепления, впервые использованные русскими в ходе Полтавской битвы:

  1. Рекруты
  2. Редуты
  3. Галеры
  4. Верфи

 

А3 Какую битву Петр 1 назвал «Матерью Полтавской баталии»?

  1. Сражение под Нарвой
  2. Битву у острова Гренгам
  3. Взятие крепости Нотенбург
  4. Сражение у деревни Лесной

 

А4 Стремление улучшить вооруженные силы России заставило Петра 1:

  1. Приступить к созданию регулярной армии
  2. Ввести всеобщую воинскую повинность
  3. Отменить в армии чины и звания
  4. Ограничить срок службы 25 годами

 

А5 К чему привела победа России в Северной войне?

  1. К выходу к берегам Северного моря
  2. К укреплению международного  авторитета России
  3. К господству на Черном море
  4. К потере Швецией независимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Северная война»

2 вариант

 

А1 Причины Северной войны было стремление России:

  1. Упрочить свое господство на Балтике
  2. Получить выход к Северному морю
  3. Вернуть территории, потерянные во время Смуты
  4. Присоединить территорию Речи Посполитой

 

А2 Как называли воинов, проходивших службу по найму?

  1. Стрельцами
  2. Рекрутами
  3. Воеводами
  4. Редутами

 

А3 К какому сражению относятся слова:

Серьезное поражение поднимающейся нации, умевшей даже поражение превращать в победу

  1. К Полтавской битве
  2. К битве у мыса Гангут
  3. К сражению у деревни Лесной
  4. К сражению под Нарвой

 

А4 С целью повышения боеспособности армии Петр 1:

  1. Увеличил стрелецкое войско
  2. Увеличил закупку железа и пороха
  3. Увеличил срок службы до 25 лет
  4. Создает военный и морской уставы

 

А5 Чему способствовала победа России в Северной войне?

  1. Присоединению земель по берегам Северного моря
  2. Разгрому союзника Швеции_ Речи Посполитой
  3. Завоеванию побережья Балтики
  4. Ослаблению могущества Англии на Балтике

 

 

Ответы:

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

1 вар

1

2

4

1

2

2вар

3

2

4

4

3

 

 

 

 

 

 

Указ «О Единонаследии»

Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский, и проч., и проч., и проч., объявляем сей указ всем подданным Нашего государства, какого чина и достоинства оные ни есть.

Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение, а именно:

I. О податях. Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов — имел дом довольной, трапезу славную, обхождение с людьми ясное; когда по смерти его разделится детям его, то уже только по двести дворов достанется, которые, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждой ясно (хотя и не так), то уже с бедных подданных будет пять столов, а не один, и двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а государственные подати податьми), от чего не разоренья ль людям, и вред интересам государственным? Ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше написано) с тысячи один господин (а не с двухсот дворов), который пятою долею доволен будет, а впрочем облегчит крестьянам, которые исправнее в казну и господину подати платить могут. И от того разделения казне государственной великой есть вред и людям подлым разорение.

II. О фамилиях. А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанется, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех экземпляров есть в российском народе.

Ill, О непотребности. Сверх обеих сих вредительных делаете и сие есть, что каждый, имея свой даровой хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклоняться жить в праздности, которая (по св. писанию) материю есть всех злых дел.

На противу ж того. На первую: ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а прочим только движимое, то государственные доходы будут справнее, ибо с большого всегда господин довольнее будет хотя по мало возьмет, и один дом будет, а не пять (как выше написано), и может лучше льготить подданных, а не разорять.

На вторую: фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славные и великие домы.

На третию: прочие не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим. И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть: чего ради за благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать, не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимым имением, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, сколько их будет по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определить таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частяю разделено будет; то же разумеется и о дочерях.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом...

Цит. по: Указ о единонаследии // Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682-1865). С. 63-64.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года

1. Сенату надлежит состоять из тайных действительных и тайных советников, кому от нас ныне поведено и впредь повелено будет, сидеть по рангам, и кроме их, также и генерала и обер-прокуроров, и обер-секретаря, и секретаря и протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются; а когда кто впущен будет из высоких персон, то сенаторы велят подать стул, но и то такому, который бы ранг имел между первейшими чинами, а именно до бригадира, и почтут его сесть; и понеже в сенатской канцелярии президенту быть не возможно, того для оной в дирекции быть у генерала-прокурора.

2. Дело сенатское то, когда кому в коллегии такое дело случится, которое в той коллегии решить не возможно, то те дела президенту коллегии приносить и объявить генералу-прокурору, который должен представить в сенате, и оное решить в сенате, а чего не возможно решить, о том приложа свое мнение учинить предложение в доклад.

3. В ту ж канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать о тех делах, которые не принадлежат к коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, и какого заметания, или каких припадков.

4. Какие челобитные поданы будут рекетмейстеру за неправый суд коллегий и канцелярий, которые к коллегиям не подчинены: то ему, рекетмейстеру, оные приняв, по них доносить нам, и когда те челобитные подписаны будут от нас, дабы о том розыскать; буде же такие челобитные будут подавать ему в отлучках наших, то предлагать ему сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже, бы в другом не упоминалось (понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разные дела), и сделав выписку так, как в его должности написано, к решению предлагать, и в сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня; а кто сие преступит, и о том чинить генерал-прокурору по должности его.

5. В чины в вышние выбирать балотированием от советника в коллегии и выше, кроме дворовых чинов, а ниже без балотирования.

6. В сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все государства давать и от нас присланные решить немедленно, и прочие тому подобные а именно: в чины сказывать из военного всему генералитету, из государственного и гражданского правительства министрам, в коллегии президентам, в губернии и провинции губернаторам, воеводам и комендантам, ассесорам, камерирам, рентмейстерам и земским и судным коммисарам, також коллежским членам, включая секретаря и прочих, и в губерниях президентам, в надворные суды, обер-ландрихтерам и земским секретарям.

7. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из дворян, на каждое былое место по ведомостям из коллегий и из прочих мест, из которых требовано будет, велеть представлять герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которые места надлежит быть не из дворян, в те представлять же из коллегий за подписанием рук всей коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных сенату, определять достойных

Цит. по: Указ о должности Сената 27 апреля 1722 года // Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682-1865). С. 72-75.

 

 

 

 Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 генваря 1721 г.)

Между многими, по долгу богоданные нам власти, попеченьми о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарни вышнему, аще толикая от него получив благопоспешества во исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежем исправление и чина духовного. И когда нелицемерный он судия воспросит от нас ответа о таком нам от него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в ветхом, так и в новом завете, благочестивых царей, восприяв попечение о исправлении чина духовного, а не видя лучшего к тому способа, паче соборного правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому же не наследственная власть, того ради вящше не берегут. Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующим где регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайний дел духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий...

Цит. по: Манифест об учреждении Духовной коллегии (25 генваря 1721 г.) // Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т.2 (1682-1865). С. 78-79.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока истории по теме

 «Реформы Петра Великого»

Ход урока:

  1. Организационный момент            

2.Проверка домашнего задания –

Тестирование «Северная война», взаимопроверка

 

3.Изучение нового материала

 

  • Определения темы – эстафета «Петровские реформы»
  • Постановка целей и задач
  • Заполнение листа-шаблона
  • Видеоролик
  • Работа с учебником и с историческими документами (по группам)
  • Дополнения учителя

 

4.Разминка

 

5.Итоги урока -

 

6.Синквейн

 

7.Домашнее задание параграф 15

 

8.Заключительный этап урока


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн