Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

Submitted by Эльвира Игорьевна Демина on Fri, 30/01/2015 - 16:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Демина Эльвира Игорьевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №1, город Волжск, РМЭ, учитель биологии 

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

способствовать усвоению знаний учащимися об особенностях строения розоцветных
<!--[endif]-->

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.

Используемая методическая литература: 

Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Ярославль: « Академия развития»,1998.-192с.; Городская В. Тайны целебных трав. М.: Советская Россия, 1989.; Красиков С. Легенды о цветах. Москва: Молодая гвардия, 1990, интернет-ссылка http://sbio.info/

Используемое оборудование: 

проектор, ноутбук

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
<p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">Количество видов</span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">2.Представители</span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">3.Жизненные формы</span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">4. Строение органов растений </span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">4.1.Строение вегетативных органов</span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">4.2.Строение генеративных органов</span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">4.3.Формула цветка</span></span></p> <p><span style="font-size:14px"><span style="font-family:times new roman,times,serif">5. Значение&nbsp;</span></span></p>

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к  уроку, эмоциональный настрой)
  2. Повторение пройденной темы (биологический диктант), приложение №1
  3. Мотивация к изучению новой темы

        (постановка проблемы в виде загадок)

          Сегодня на уроке мы познакомимся с растениями одного семейства, относящимся к классу Двудольных.

Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в загадках?

(зачитываюся загадки, ребята отгадывают)

1.Царицей цветов я зовусь, 
На вид я прекрасна, нежна. 
Но тронешь меня невзначай, 
Почувствуешь, как я сильна. 
(Роза)

2.Сижу на дереве, 
Кругла, как шар, 
Красна, как кровь, 
Сладка, как мед. 
(Вишня)

3.Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет – 
Всяк поклон отдает 
(Земляника)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (тема записывается на доске и в тетради)

IV Усвоение новыхзнаний

Цель нашего урока - выявить признаки растений семейства розоцветные

Характеризовать каждое семейство мы будем по плану:

1.Количество видов

2.Представители

3.Жизненные формы

4. Строение органов растений

4.1.Строение вегетативных органов

4.2.Строение генеративных органов

4.3.Формула цветка

5. Значение

  1. Количество видов

(рассказ учителя)

Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.

2.Представители (демонстрация слайдов или открыток с элементами рассказа)

Ценные плодовые-ягодные культуры: яблоня,груша, персик, вишня,слива, черемуха, рябина, клубника,земляника, ежевика,малина

Дикорастущие травы: гравилат речной, лапчатка,манжетка, таволга вязолистная.

Декоративные: розы, спирея, шиповник,

3.Жизненные формы (рассказ с элементами беседы)

травянистые: земляника, гравилат, лапчатка

полукустарники: малина., ежевика

кустарники: калина, шиповник, вишня

деревья: яблоня, груша, абрикос, слива

4.Строение вегетативных и генеративных органов на примере шиповника

(выполнение лабораторной работы в группах, работа  с гербарными экземплярами )

      Вы знаете название этого семейства связано с названием самого прекрасного цветка - розой, которая является представителем семейства розоцветных.На данный момент известно 6 тыс. сортов роз. Родоначальником всех этих роз является дикая роза- шиповник

Что же объединяет растения в это семейство?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним с вами лабораторную работу, изучим на примере типичного представителя этого семейства шиповника строение цветка и строение вегетативных органо Старая Легенда о шиповнике: полюбила девушка- казачка пригожегопаренька, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей. Плоды шиповника богаты витаминами С, В2, К, Р, А и широко используются в медицине. Шиповник является лучшим подвоем для выведения роз.

Инструктивная карточка.

Лабораторная работа. Изучение вегетативных органов, цветка и плодов шиповника

Рассмотрите побег с листьями. Какое строение и расположение имеют листья? 2) Изучите части цветка, сравните с рисунком в учебнике.? 3) Рассмотрите цветоложе. Разрежьте плод. Какие плоды у шиповника? 4) Прочитайте В чем различие в строении по учебнику, из чего развивается плод. 5) Зарисуйте строение цветка шиповника, подпишите все части цветка, запишите в тетрадь выводы об общих признаках семейства розоцветных

Выводы :

  1. 1) Формула цветка розоцветных  :  * Ч 5 Л5  Т   П1 ; * Ч5  Л 5 Т   П 
  2. Сильно разросшееся цветоложе (выпуклое, вогнутое или плоское).       
  3. Соцветия (кисть, щиток, зонтик) или одиночные цветки.
  4. Плод – яблоко, ягода, орешек,  многоорешек, костянка и многокостянка.
  5. Опыляются насекомыми, поэтому цветы с ярко окрашенным венчиком, с приятным запахом, с большим количеством нектара)

  5.Значение (сообщения учащихся: Плодово-ягодные культуры, Декоративные культуры, Лекарственные розоцветные, Эфиромасличные культуры)

V. Закрепление. 

1. Игра «Узнай меня» ( использование презентации)

  1. Это растение было в числе первых, возделываемых человеком. Его плод упоминается в древних легендах. У греков и римлян он был посвящен богине красоты, а германцы считали его любимым блюдом богов, поэтому злой бог бурь никогда не метал молнии в это дерево. Сейчас это растение занимает по популярности первое место среди плодовых. (Яблоня)
  2. Это многолетнее или однолетнее травянистое растение. Листья пальчато-лопастные, округлые, складчатые, нижние - в розетке. Средневековые алхимики собирали капельки влаги с листьев этого растения для приготовления волшебных эликсиров. (Манжетка.)
  3. Это многолетнее травянистое растение высотой до 1 м, растущее по сырым местам, имеет бледно-желтые цветки, собранные в крупные соцветия - метелки. (Таволга.)
  4. Это растение рода слива - колючий кустарник, реже деревце, плод - черная с сиреневым налетом сочная костянка с кисло-сладкой мякотью. Эти плоды люди употребляли в пищу еще в каменном веке. Плоды и корни используют и для получения краски. (Терн.)
  5. Название какого цветка входило в название войны? (Розы. Война Алой и Белой розы продолжалась 30 лет и принесла немало горя и слез английскому народу. В гербе у Ланкастеров была алая роза, а в горбе у Йорков - белая. Поэтому так и называлась эта междоусобная война.)
  6. Это дерево живет до 150 лет. За свою долгую жизнь оно дает огромное количество плодов - до 60 кг в год горьковато-кислых ягод. С наступлением заморозков количество сахара в плодах значительно возрастает, они теряют терпкость, становятся сладкими и приятными на вкус. Тогда-то и готовят из них такие деликатесы, как пастилу, мармелад, компоты, варенья, сиропы. Много песен, стихов и преданий сложено об этом дереве. (Рябина обыкновенная.)
  7. Это растение имеет много общего с яблоней, но более требовательно к теплу, почве. Древесину его используют для изготовления музыкальных инструментов. (Груша.)
  8. Ее правильное название - арония. Она близкая родственница груши, яблони. Родина аронии - восточная часть Северной Америки. Белые цветки собраны в соцветие - щиток. Плоды черного цвета - настоящая кладовая витаминов и микроэлементов. (Рябина черноплодная.)
  9. Это растение влажных лугов и заболачиваемых территорий. Цветки темно-красные, собранные в головчатые соцветия. Его используют в медицине и ветеринарии как лекарственное, некоторые виды разводят, как декоративные. (Кровохлебка.)
  10. Эти декоративные растения - деревья или кустарники - используют для создания живых изгородей. Плод костянковидный, съедобный, особенно после заморозков. Некоторые виды имеют крепкие колючки на укороченных безлистных пазушных побегах. (Боярышник.)

2.Раздать карточки с рисунками растений ( земляника, гравилат речной, яблоня,  вишня, слива) и заданием: 

1. Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
2. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
3. Листья (сложные или простые, жилкование: сетчатое или дуговое)
4. Формула цветка
5. Тип соцветия (зонтик, кисть, щиток)
6. Тип плода (костянка, яблоко, многоорешек, ягода)
Давайте проверим 
VI. Выставление оценок.
VII. Рефлексия по итогам урока.
На заранее нарисованное дерево приклеить красные и зеленые яблоки (красное – понравилось, зеленое – нет)

VIII. Задание на дом: творческие задания: составить альбом или презентацию сортов роз и подготовить сообщение о значении и выведении роз, Яблоня -- представитель розоцветных, составить кроссворды о растениях семейства розоцветных

Прикрепленный файл Size
к уроку.ppt 885.5 KB
Приложение.doc 26.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн