Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка "Проектные технологии на уроках музыки и во внеурочной работе"(в разработке)

Фото пользователя Татьяна Викторовна Аристова
Submitted by Татьяна Викторовна Аристова on Sat, 07/02/2015 - 18:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аристова Татьяна Викторовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Лукашевская СОШ", учитель музыки

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Использование проектной деятельности как &nbsp;путь &nbsp; формирования &nbsp;универсальных &nbsp;учебных &nbsp;действий.&nbsp;</p>

Проектные технологии на уроках музыки и во внеурочной работе.

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения музыке является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности, который способствует вовлечению учащихся в предметно – регулятивную, предметно – познавательную и предметно – коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению.

Научной основой проектной технологии может служить положение Л. Выготского об  интериоризации, взаимосвязь в обучении внутреннего с внешним, социальным, что стимулирует и повышает индивидуальные усилия, способствует успешности результатов. Метод проектов  относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

К базовым элементам метода относятся: положительная взаимозависимость (общие цели, ресурсы, оценка результатов, необходимость распределения ролей), труд (включающий  лидерство, принятие решений, установление доверия, взаимозависимость), поддержка и взаимодействие в прямых контактах (взаимообучение, эмпатия), межличностные общения и общения в небольших группах, коммуникативность (способность решать проблемные ситуации, избегать споров и конфликтов, придерживаться консенсуса).

Школьный проект имеет следующую структуру:

1.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

2. Организация работы:

- формирование  микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

 - распределение заданий в микрогруппах,

 - практическая  деятельность обучающихся в рамках проекта.

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- документирование проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

4. Этап практического использования результатов проекта.

Проекты бывают разными  по своей сложности, требующему знаний не по одному предмету.

Основные типы проектов, применяемые в урочной и внеурочной деятельности на уроках музыки и искусства -

1. Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и обобщение.

Результат:

создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.

2. Исследовательские - предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов.

Результат:

интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.

3. Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта.

Результат:

фонохрестоматия музыкального материала;

видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме.

4.Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Результат:

      Музыкально – театральная постановка.

Литературно- музыкальная гостиная.

5. Практико  - ориентированные -результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Результат:

 документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

программа действий, справочный материал;

 словарь.

 

На уроках музыки и искусства  я  применяю метод проекта  на этапе ввода в тему(информационный), раскрытия содержания темы(исследовательский), обобщения(игровой или творческий).

 

Элементы этого метода начинаю вводить с 1 класса, постепенно усложняя и развивая их от класса к классу. Формируя группы,  учитываю индивидуальные способности детей, эстетические интересы и опыт, их уровень знаний.

Учащиеся нашей школы очень любят  игровые, ролевые, творческие проекты: театрализации, музыкальные игры т.п. Продуктом проектной деятельности  являются: выставки рисунков, шумовые инструменты,  праздники, музыкальные иллюстрации, сказки.

В начальной  школе задаю  короткие творческие индивидуальные задания, вытекающие из изученного материала, которые можно рассматривать как  микропроекты. Такие проекты просты, краткосрочны, понятны учащимся, Они  развивают инициативу, творческую свободу, создаются при помощи учителя или родителей, но способствуют проявлению самостоятельности  детей  в дальнейшем.

Изучая форму рондо в 3 классе, ученики рисовали картинки к сказке"Колобок". Рисунки  изображали путешествие Колобка (рефрен) и встречу его с разными животными(эпизоды).  Результатом явилась презентация рисунков и инсценирование сказки. Песенку Колобка сочиняли всем классом.

Ученики 2 класса очень любят исполнять  песню А. Филиппенко - Т. Волгиной "Веселый музыкант"  с пластической импровизацией.  Харькова Е. А. из одной из школ г. Ельца предлагает проект " Мультипликационный фильм". Дать задание детям: нарисовать рисунок к определенному куплету песни, обсудив в группах кто и  что будет делать, чтоб рисунки не повторялись. Результат: исполнение песни во время демонстрации презентации.

Проект: «Музыкальные инструменты».  В ходе его дети активно знакомятся с инструментами, учатся находить нужную информацию , играют на шумовых инструментах, которые делают сами.

Одна группа детей готовит сообщения об инструментах, рисует их.  Другая группа  выступают в роли музыкантов и исполняют импровизацию на шумовых  инструментах. Дома под руководством родителей учащиеся  изготавливают  из подручного материала простейшие шумовые инструменты (баночки,  коробочки,  фасоль,  рис,  горох, бусинки и т.д).

Выставки-презентации помогают «проявить себя» ученикам на уроках. Демонстрация собственных работ(рисунков к музыкальным произведениям, сочинениям о музыке, рефератов о композиторах, стихов о музыке) повышает авторитет ребенка, его уверенность в своих силах, самооценку. 

В форме проекта прошел один из уроков искусства  в 8 классе. Его целью было составление  программы концерта для мам. На первом этапе использовался прием «мозговая атака» (5 минут), во время которого происходило генерирование идей: учащиеся предлагали песни и инструментальную музыку, которую  любят их мамы.  Фрагменты некоторых песен и произведений  были прослушаны. Далее была организована работа по группам (4 групп по 4-5 человек), каждая из которых должна была предложить свой вариант программы. Через 20 минут каждая из групп представила проект своей программы. Было решено записать произведения на диски,  красиво оформить их, назвать "С любовью к маме"  и подарить мамам к 8 марта. В конце урока в хоровом исполнении прозвучала песня С. Баневича "Мир", которую учащиеся пели на концерте.

Планирую в 9 классе на уроке искусства по теме "Музыка в быту" провести проект «О влиянии музыки на жизнь нашей семьи».

За прошедший 2013-2014учебный год в нашей школе на уроках искусства  учащиеся выполнили  следующие проекты:

8 класс-«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
Этапы работы:
1. Определение темы. «Полна чудес могучая природа».
2. Разбивка темы на более мелкие подтемы.
3. Формирование инициативных групп: 
а)   Искусствоведы. Они искали информацию по теме "Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян". Варианты народных и авторских сказок В.Даля, А. Афанасьева о Снегурочке.

 б)Музыковеды.  Они собирали информацию об истории создания оперы "Снегурочка" Н.А. Римского - Корсакова.
в) Киноведы. К/ф и м/ф по сказке «Снегурочка» 
г)Знатоки живописи. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном 
искусстве И. Билибина, Н.Рериха, К.Коровина, М.Врубеля, В. Васнецова. 
4. Сбор информации (использование материалов учебников и книг по 
искусству, по музыке, по изобразительному искусству, журналов, 
Интернета), анализ и систематизация необходимой информации.
5. Переработка информации и обсуждение.
6. Систематизация и подготовка презентации.
7. Подготовка творческих отчётов, презентация. 
8. Вывод и рецензирование.

Несмотря на групповой проект, двое из учеников решили дополнительно выполнить индивидуальные задания. Так к результатам проекта добавилась презентация Магомедова З.  "Образ Снегурочки в разных видах искусства" и риунок Белослюдова Германа в программе Paint.


В 9 классе шла работа над проектом "Пушкин-наше все"
Этапы работы:
1. Определение темы. «Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина».
2. Разбивка темы на более мелкие подтемы.
а) Биографы. Они  изучали биографию поэта.
б)Музыковеды. Одна группа обратилась к оперному жанру  ( «Евгений Онегин», опера П.И. Чайковского).

 Другая к камерной музыке (романсы на слова А.С. Пушкина)

3. Формирование инициативных групп (3 группы).
4. Сбор информации (использование материалов учебников «Музыка» 6 класс, 
«Искусство» для 8-9 классов, книг по искусству, по музыке, журналов, Интернета; подбор музыкального материала).Анализ и систематизация информации. 
5. Переработка информации и обсуждение.
6. Систематизация и подготовка презентации.
7. Подготовка творческих отчётов, презентация.
8. Вывод и рецензирование.

Осмоловский Иван стал автором видеофильма о Пушкине, в котором рассказал о детстве и юности поэта.

 

В  2014-2015 учебном году на уроках музыки выполнены проекты в 7-8классах. "Исаак Шварц. Сердце, отданное людям".(Приложение2)

в 6 классе- "Музыкальные сказки".(Приложение 3)
 

Творческие  проекты  – создание видеоклипов к Дню Матери, видеофильмов. Учащийся 9 класса Осмоловский Иван является автором двух видеофильмов: "Александр Пушкин",  "Кто такой Исаак Шварц?"

Одни  проекты  оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное преимущество использования проектной технологии и интерактивных методик  в том,  что  повышается  мотивация изучения классической  музыки, формируются ключевые образовательные компетенции: ответственность за результат- собственный и коллективный, способность реагировать в изменяющейся ситуации, работать в группе, вести диалог, проектировать культурно-образовательный продукт. При защите проекта,  учащиеся  применяют  информационно – коммуникационных технологи, что  делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным. Создание на уроке  условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Проект всегда дает возможность ученику учиться самому.  Подобная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности и способствует более яркому пониманию жизненно-образного содержания искусства. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.

 

Используемая литература:

1.Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009 Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32

2.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002. 4.Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки» - М., Просвещение, 1985.

5.  Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
 6. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002

7. Букатова, В.М.Ершовой А.П «Я иду на урок». Хрестоматии игровых приемов обучения.

8. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля.

 9. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы  психологии: - 1966. 
10. Вендрова Т.Е.  «Воспитание музыкой». М., «Просвещение».

11. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

12. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.

13. Галкина В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003. – 122с.

14. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.

15.Гин А.«Приемы педагогической техники»(Москва, изд. «Вита-Пресс», 2005

16. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288  с.

17.  Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 19. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, 1997 г

  20.Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992

21.. Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие.- М.: Глобус, 2007 г. – 170 с.

22.. Иванова Е.О., И.М. Осмоловская «Теория обучения в информационном обществе». М., «Просвещение».

23.  Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.

24.  Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007

26. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие.- М., 2002.
 

28. Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики/ А.В.Копылова. - М.:Тач Маркетинг, 2004. - 279 с: ил.

29. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.

30. Курышева, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Курышева. – Пенза, 2009. – 31с.

31. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки.  «Учитель», 2007.

32. Латышина Д.И. «История педагогики» - Гардарики, 2005.

33. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.

34. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

35.  Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения. Учебное пособие  под редакцией А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство.

36.  Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  1. Петричук И.И. Еще раз об игре.// Педагогика, № 7.2007

38. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с. 640 с.- М : Педагогическое общество России, 1998. -    39Педагогика : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.

40. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.

41. Самоукина Н.В. Игры в которые играют…Психолог. практикум. г. Дубна, «Феникс», 2002

42.Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы». ("Народное образование", М. 1998)
43.Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87

 44. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

45. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

46. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

47.Эльконин Д.Б. Психология игры. 1998.


 

Интернет – ресурсы:

  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka...
  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_...
  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg

      8.  http://studopedia.net

     9.     http://5fan.info/polotrujgotrbewpol.html