Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа с текстом при подготовке с единому Государственному экзамену по русскому языку

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 ЩМР МО Иванова Я.Н.

Содержание:

  1. Введение
  2. Роль текстов на уроках русского языка
  3. Последовательность работы при комплексном анализе текста
  4. Использование упражнений аналитического характера по готовому тексту
  5. Комплексная работа с текстом на различных этапах изучения учебного материала по русскому  языку    
  6. Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки к итоговой аттестации в 9 классе
  7. Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки к итоговой аттестации в 11 классе
  8. Комплексная работа с текстом в 4 классе как пропедевтика работы над сочинениями в средних и старших классах
  9. Итоги контрольных срезов
  10. Заключение

Приложение:

  1. Комплексная работа с текстом на уроке повторения в 7 классе
  2. Комплексная работа с текстом на уроке обобщения в 5 классе по теме «Правописание корней с чередованием гласных»
  3. Комплексный анализ текста на уроках повторения в 5 - 6 классах
  4. Урок риторики. Составление рассказа, в основе которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально
  5. Комплексная работа с текстом на уроке обобщения в 5 классе по теме «Морфология и орфография»
  6. Проверочная работа в форме ЕГЭ. 9 класс
  7. Урок по литературе с использованием повторения по теме: «Причастие» (для учащихся 7 классов).
  8. Выписка из протокола результатов ЕГЭ. 11 класс
  9. Выписка из протокола экзамена по русскому языку в новой форме. 9 класс  
  10. Творческие  работы учащихся:
  • сочинения детей;
  • стихотворения, авторами которых являются дети;
  • обработки русских народных сказок;
  • иллюстрации.

Проблема: «Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки к ЕГЭ».

Введение.

Одиннадцать лет занятий комплексным анализом текста на уроках русского языка доказали, что проблема возникла не случайно. Работая с учащимися среднего звена, замечаешь, что год от года интерес их к русскому языку падает, отсюда наблюдается снижение грамотности, речь школьников становится однообразной, бедной, непоследовательной, засоренной разного рода ошибками и недочетами. Но работа с учащимися старшего звена показала, что несовершенное, неумелое владение речью и для большинства старшеклассников вполне закономерно, при этом утрачивается культура, фундаментом которой является литературный язык. В частности, утрачивается способность восприятия и осмысления произведений, написанных на этом языке. Трудно себе представить, чтобы подросток, имеющий ограниченный запас слов, смутно представляющий себе значение даже тех слов, которыми он пользуется, и не способный сохранить грамматическую связность слов в предложении написанном либо произнесенном, мог осмысленно читать произведения, в которых половина слов и понятий не вызывают у него решительно никаких ассоциаций.

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Содержание и цели обучения русскому языку в школе вытекают из понимания языка как многоуровневой системы и представления основных, базовых функций этой системы - коммуникативной (язык - средство общения и передачи информации), когнитивной (познавательной), эмоциональной и кумулятивной (язык - средство хранения знаний, первоэлемент культуры), а также функции воздействия. Указанные функции обуславливают как постоянное обновление содержания обучения, касающееся лингвистической и коммуникативной компетенции, так и совершенствование методики, состоящее в поиске и внедрении оптимальных форм и методов обучения языка и речи в их единстве. Это должно помочь учащимся по- новому, более глубоко и заинтересованно взглянуть на язык вообще и на родной язык в частности.

Именно с целью воспитания филологической культуры учащихся вводится на уроках русского языка комплексный анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями в обобщающую характеристику. А также это возможность взаимосвязанного изучения русского языка и литературы, потому что одной из задач работы с языковыми фактами текста является проникновение в структуру художественных образов.

В ЕГЭ по русскому языку в части С предлагается по определенным критериям написать отзыв на прочитанный текст. Комплексная работа с текстом помогает учащимся справиться с трудностями при выполнении этой работы, а учителю предоставляется возможность по-новому посмотреть на требования программ, сосредоточиться на нужных акцентах и по-другому оценить то, как это делать в новой ситуации с учетом другой формы проверки обученности школьников, чтобы находить более эффективные методические пути для дальнейшего поиска в приемах обучения.

Роль текста на уроках русского языка.

В сфере концепции филологического образования в нашей стране важнейшей характеристикой изучения русского языка является ориентированность на текст. Именно в процессе работы с текстом формируется языковая и коммуникативная компетенция учащихся.

Тексты для комплексного анализа на уроках русского языка надо брать небольшие. Преимущество малых текстов состоит в том, что их можно использовать оперативно и в соответствии с грамматическими темами, с ними можно проводить различные формы работы:

  • лингвистический анализ; 
  • речеведческий анализ;
  • творческие задания по развитию языкового чутья;
  • тренировочные упражнения для формирования правописных умений;
  • упражнения по подготовке к экзамену;
  • экзамен.

Немаловажную роль имеет подбор текстов. Это должны быть высокохудожественные произведения. Можно использовать произведения, изучаемые на уроках литературы.

Использование на уроках материалов литературных произведений дает возможность повторить изученные ранее правила русского языка, выполнить необходимые тренировочные упражнения, научиться составлять планы текстов, готовить устные сочинения, знакомиться с формулировками художественных средств и литературоведческих понятий. Результат усвоения материала проявится в создании своих текстов, например, сочинений - миниатюр.

Изучая художественный мир писателя, учащиеся не только концентрируют внимание на изучаемом литературном произведении, но и отмечают стилистические особенности авторского письма. Это дает возможность при выполнении упражнений по русскому языку и разборе ключевых предложений опосредственно подходить к более глубокому восприятию литературного произведения.

Текст - один из сложнейших объектов лингвистического исследования.

Работа с текстом может включать анализ содержания, способов раскрытия авторского замысла, средств организации текста, его структуры, анализ композиции речевого произведения, анализ особенностей языкового оформления (языковой анализ) в зависимости от дидактической задачи определенного этапа работы.

Текст - образец издавна применялся при обучении связной речи. А в последнее время экспериментально доказана эффективность использс вания именно анализа образца на этапе подготовки к изложению, сочинению. В анализ включаются вопросы о строении текста, о средствах связи между частями текста. Он позволяет познакомить учеников с особенностями предстоящего высказывания; организовать поиск и подвести учащихся к осознанию существа некоторых важных понятий речеведческого плана.

Последовательность работы при комплексном анализе текста.

В зависимости от поставленной цели текст может быть дан учащимся или в оригинале, или, если необходимо коснуться какой-то определенной орфограммы или пунктограммы, с пропуском букв и знаков препинания.

При комплексной работе с текстом необходимо соблюдать следующую последовательность.

1. Подготовиться к выразительному чтению.

2. Определить тему и основную мысль текста.
  1. Озаглавить текст. Если название уже есть, объяснить его смысл, на что оно указывает - на тему или на основную мысль текста.
  2. Определить стиль речи, обосновать выбор.
  3. Доказать, что это текст.
  4. Определить средства связи между предложениями.
  5. Определить способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная, их сочетания).
  6. Проанализировать встретившиеся орфограммы и пунктограммы.
  7. На материале текста произвести данные виды разбора.
  8. Обобщить и сделать выводы по речеведческой и грамматической части анализа.
  9. Если конечной целью работы с текстом является пересказ (устный или письменный; написание изложения: подробного, сжатого или выборочного), то составляется план текста.

Возможно также написание сочинения, сочинения - миниатюры, являющихся продолжением анализируемого текста или написанных по аналогии с ним.

  1. Домашнее задание объединяет образовательную и воспитательную задачи.

Использование упражнений аналитического характера по готовому тексту.

Группа упражнений Что программируется
по готовому тексту по созданию текста
I Анализ текста

-

II Анализ текста Создание элементов текста
III Анализ текста Создание частей текста
IV Анализ текста Создание текста на основе готового
V - Создание своего текста

 

 

 

 

 

 

 

  1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту. Среди заданий этой группы выделяются такие, которые требуют в основном анализа текста (определить стиль, тип речи, озаглавить текст, проследить использование средств художественной выразительности, в зависимости от грамматической темы проследить на данном тексте того или иного правила орфографии и пунктуации).
  2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту. Задания в этих упражнениях требуют анализа, обобщения и определения речевых действий (сформулировать тему высказывания, основную мысль, озаглавить текст, составить его композиционную схему), проследить грамматический строй данного текста, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста.
  3. Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют исправления текста, а результате чего возникают новые или обновленные его части (ввести в текст цитаты, исключить из текста лишнее, устранить непоследовательность в изложении материала, отредактировать текст).
  4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (составить план текста, тезисы к нему; изложить какую-то часть текста или весь текст; ответить на вопрос, поставленный в тексте, перестроить данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода, развернуть данный сюжет в рассказ).
  5. Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего текста (составить план, тезисы выступления; написать рассказ на какую-то тему; написать заметку в стенгазету или репортаж, деловое и художественное описание).

Разумеется, все группы упражнений включают работу над орфограммами и пунктограммами.

Комплексная работа с текстом на разных этапах изучения учебного материала по русскому языку.

Технология обучения русскому языку на основе комплексного анализа текста может применяться на любом этапе работы с учащимися. Этот метод одинаково хорош как при объяснении нового материала, так и на завершающем этапе изучаемой темы.

Применение на практике комплексного анализа текста началось с урока повторения в 7 классе (конспект урока прилагается). Обычно уроки повторения по-разному воспринимаются учениками. Группа хорошо успевающих учеников чаще всего на них скучает, т. к. тема ими усвоена, и только материал повышенной сложности может привлечь их внимание. Слабоуспевающие ученики не могут в начале года сразу включиться в интенсивную работу. Им необходимо каждую орфограмму отработать, иногда даже на протяжении нескольких уроков.

Чтобы учесть интересы каждого ученика потребовалось провести необычный урок, включающий комплексный анализ текста.

Для анализа был взят текст И. С. Соколова - Микитова «Звуки весны».

Каждый ученик в течение 40 минут занимался исследовательской работой.

Очень важен настрой на такой урок. Для создания благоприятной для работы атмосферы в классе использовались репродукции картин и фотографии, были подобраны фрагменты музыкальных произведений, отвечающих теме урока, тексты лежали у каждого ученика на парте.

Во вступительной беседе шел разговор с учащимися о звуках, которые можно услышать, находясь в классе. Были прослушаны записи звона колоколов и пения птиц, и только после соответствующего настроя приступили к анализу текста.

Первый раз текст читал учитель. Это дало возможность детям проследить тон, темп речи, постановку логического ударения.

Далее задавались вопросы по первичному восприятию текста, плавно переходящие на его речеведческий анализ (определение типа, стиля речи, использование средств художественной выразительности).

Следующим этапом работы было повторение орфограмм, встретившихся в тексте, объяснение постановки знаков препинания. Во время работы с текстом проводился синтаксический разбор предложений, составлялись их схемы.

Завершающим этапом работы являлось написание сочинения - миниатюры по репродукциям картин с изображением весны. Задание выполнялось под музыку, звучащую в течение 3 минут. Несколько готовых работ было прочитано, заслушаны отзывы о них. Успех урока был ощутимым. Ребята работали с увлечением, каждый смог проявить себя на особенно понравившемся ему этапе работы с текстом.

В дальнейшем использовался анализ текста при изучении раздела «Лексика». На уроках на партах обязательно должны лежать разные виды словарей. Анализ начинается уже по отработанному плану.

  1. Прочитайте отрывок из газетной статьи. Определите тему, основную мысль текста.

У нас в станице жил один парень. Он всегда ходил высоко подняв голову и разговаривал с нами с презрением. Все говорили, что он гордый.4 Меня это возмущало. Разве это гордость? Когда он уехал, никто его добрым словом не вспомнил

Гордость - хорошая черта характера.4 Гордые люди не унижают себя, а всего добиваются своим трудом и умом.

  1. Объясните известные вам орфограммы.
  2. Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях. Составьте их схемы.
  3. Ответьте на вопросы.
  • Что такое гордость?
  • В чем она заключается?
  • Выясните значение слова гордость по толковому словарю.
  • Возможно более точно и полно сформулируйте свое понимание слов настоящая гордость.
  1. Перескажите текст. Придумайте свое окончание рассказа. Очень хорошо использовать работу с текстом при изучении темы «Фразеологизмы» (конспект урока прилагается). Ученики плохо умеют объяснять значения фразеологических оборотов, поэтому у них есть возможность не только проанализировать орфограммы и пунктограммы текста, то и научиться толковать фразеологические обороты. Правильность объяснения проверяется по словарю фразеологизмов.

Завершающим этапом работы на уроке является создание текста на основе фразеологического оборота.

На уроках обобщения работа с текстом просто необходима.

Во-первых, она помогает расширить словарный запас учащихся.

Во-вторых, это хорошая возможность поработать с разными видами словарей.

В-третьих, несколько вариантов заданий способствуют закреплению на практике той или иной орфограммы. Результат работы выливается в создание своего текста или в продолжение анализируемого.

По сложившейся на протяжении последних лет традиции один из экзаменов по русскому языку в 6 классе проводится в устной форме.

Билеты, используемые на экзамене, составлены на основе комплексной работы с текстом. Один из вопросов билета дает возможность проверить теоретические знания по изученному материалу, другие позволяют оценить технику чтения учащихся, умение проводить речеведческий анализ текста.

Чаще всего ученики пренебрежительно относятся к работе с теоретическим материалом, однако при подготовке к экзамену они выучивают все правила, запоминают исключения, отрабатывают все виды разборов (за месяц - полтора выдается учащимся список вопросов).

Результаты экзаменов ежегодно очень высокие.

Я привела далеко не полный перечень уроков, где успешно используется работа над анализом текста.

Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

В ряде регионов нашей страны обновлена система государственной аттестации учащихся девятых классов по русскому языку. Данный эксперимент, кроме аттестации учащихся, выявления уровня их обученности, предлагает произвести профильную дифференциацию учащихся с целью зачисления их в профильные классы без дополнительных испытаний.

Экзаменационная работа включает два типа заданий: задания с выбором ответа, задания с развернутым ответом. Предлагаемые задания позволяют выявить сформированность ряда коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или профильном уровнях: извлекать информацию при чтении или/и аудировании; адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения; определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текста, его принадлежность к определенному стилю и типу речи (повествование, описание, рассуждение).

Экзаменационная работа имеет две модели. Первая модель состоит из трех частей, выполнение которых является обязательным для всех учащихся.

Первая часть - анализ прослушанного текста, вторая часть - сжатое изложение этого текста, третья часть - написание небольшого сочинения - рассуждения по прослушанному тексту.

Вторая модель состоит из трех частей, выполнение которых является обязательным для всех учащихся.

Первая часть - подробное изложение текста, вторая часть - анализ печатного текста и сопоставление его с текстом изложения и третья часть - написание сочинения - рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Девятый класс для школьников можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны обладать девятиклассники, зафиксирован в нормативных документах. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами.

Части экзаменационной работы по русскому языку связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно - отвлеченный характер, то второй раскрывает тему на живом жизненном материале; если первый текст - рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному», «от отвлеченного к конкретному».

Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованным оказывается прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, помогающие связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания А1-А7 и задания В1-В14. Задания типа А проверяют глубину и точность понимания содержания: понимание его основной проблемы, позиции автора и героя, характер героя, понимание отношений, синонимия и антонимия, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Задания типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции выпускников, все задания имеют практическую направленность, т. к. языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Эта группа заданий представляет собой определенную ступень к экзамену в 11 -м классе, а не аналог такого же типа заданий в ЕГЭ.

Часть третья содержит два альтернативных творческих задания. И то, и другое задания проверят коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственные высказывания в соответствии с заданным типом речи, особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.

При подготовке учащихся 9-го класса к новой форме аттестации были использованы обе модели экзаменационных работ. По мнению учащихся, более легкой является вторая модель.

Уже с начальной школы дети привыкли писать подробное изложение, поэтому они чувствуют себя комфортно при выполнении первой части работы. Печатный текст, предложенный для выполнения второй части, можно прочитать несколько раз. Что касается сопоставительного анализа текстов, то почти на каждом уроке мы  работали с небольшими текстами упражнений и определяли проблему, выявляли авторскую позицию, определяли стиль и тип речи, находили средства выразительности, используемые в текстах. Ученики выполняли задания по отработанной схеме: сначала формулировали вопросы по каждому тексту, а затем сопоставляли их, находя общее и различия.

Сочинения - рассуждения - это последний этап работы. Учащиеся определяли проблему, объединяющую тексты, и подбирали аргументы, комментирующие эту проблему.

Пробный экзамен в 9-м классе проводился по материалам, подготовленным учителями гимназии. (Материал прилагается.)

Модель номер один сложна для девятиклассников, т. к. они, за редким исключением, не обладают навыками работы над сжатым изложением.

Учащихся разных классов необходимо приобщать к выполнению сжатого изложения, чтобы они были готовы писать его на экзамене так же, как и подробное. Старшеклассники в соответствии с их возрастными особенностями и в отличие от младших школьников при восприятии текста стремятся прежде всего понять его общий смысл, а не запомнить подробности; они пытаются выделить основную мысль и записать текст таким образом, чтобы главная информация была на уровне авторского замысла. Сжатая запись текста освобождает время на экзамене для работы над сочинением, а не его элементами, дает возможность подумать над реализацией замысла своей самостоятельной творческой части в виде небольшого сочинения, т. е. придумать его заголовок, определить тему, основную мысль, стиль и тип речи (жанр). Записывая текст сжато, ученики проявляют важное коммуникативное умение исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные художественные средства, примыкающие к опорным словам и формирующие микротемы. Сжатая запись, с одной стороны, облегчает во многом правописную сторону в интерпретации исходного текста, т. к. подчас уходят подробности, выраженные придаточными предложениями или представленные однородными, обособленными уточняющими членами предложения и др. С другой стороны, в сочинении ученики проявляют умение пользоваться разными синтаксическими конструкциями для выражения своих мыслей.

Практика показала, что работа с текстами разных типов и стилей речи является необходимым условием подготовки девятиклассников к экзамену. Результаты аттестации учащихся 9 класса прилагаются.

Комплексная работа с текстом как один из этапов подготовки к итоговой аттестации в 11 классе.

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ в одиннадцатом классе велась на протяжении трех лет. Постепенно вводились в учебный материал задания, соответствующие элементам ЕГЭ.

Первая часть работы (А1 - А31) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности. Задания уровня А разделены на темы. При повторении каждой темы на уроках учащиеся могут повторять необходимый материал, основные правила русского языка, в результате чего готовятся к экзаменам.

Эта часть экзамена особой трудности не вызывает, за исключением задания 2 (постановка ударения), 9 (определения грамматической основы предложения), 25 (объяснение постановки тире или двоеточия), 28 (замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением), 30 (определение типа речи), 31 (работа с лексическими понятиями).

Задания части В (В1 — В8) относятся к повышенному уровню сложности. Задание В1 проверяет умение определять основные способы образования слов. С этим заданием учащиеся справляются плохо, особую путаницу вызывает приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Задание В2 проверяет умение определять принадлежность слова к определенной части речи. С этим заданием справляются далеко не все. Когда предлагается опознать частицы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, дети их путают с грамматическими омонимами.

Задание ВЗ связано с умением находить в тексте словосочетания и определять тип связи в них. Данным умением большинство учащихся не обладает.

Задание В4 проверяет умение определять грамматическую основу предложения, тип односоставного предложения. Учащиеся слабо владеют лингвистической терминологией, происходит путаница односоставных предложений с неполными. В результате с заданием справляются не все выпускники.

Задание В5 связано с анализом простого осложненного предложения. Так как обособление причастных, деепричастных оборотов, вводных слов и вставных конструкций, знаков препинания при однородных членах предложения всегда вызывают сложности у учащихся, то с этим заданием справляются не все.

Задание В6 проверяет умение анализировать и разбирать сложное предложение. Это задание требует больших знаний теории, касающейся терминологии сложного предложения. У одиннадцатиклассников происходит путаница в понятиях, в результате чего задания выполняются не на должном уровне.

Задание В7 проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложениями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тексте приводит к неспособности строить собственное высказывание на заданную тему.

Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, проще говоря, проанализировать средства выразительности. Хотя ученики выполняют такое задание, начиная с начальной школы, постепенно усложняя терминологию, с этим заданием справляются процентов 50 всех учащихся.

Задание части С ЕГЭ - это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке.

В части С учащиеся выполняют задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний. Работа по подготорке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:

♦> опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, базирующейся на:

  • умении анализировать содержание читаемого текста;
  • умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
  • умении аргументированно доказывать собственное мнение;
  • умении ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
  • умении структурировать собственный текст и композиционно

правильно оформлять письменную работу;

  • опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;

♦> опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Анализ результатов ЕГЭ показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте; ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументированно доказывать свою позицию, использовать в речи средства выразительности.

Учащиеся знают критерии, по которым оценивается сочинение; теоретический материал (рекомендации), помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, с помощью которых можно проверить успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок. Знание типичных ошибок поможет им не допускать подобных просчетов в собственных работах.

Важно помнить, что в том случае, когда учащийся сам четко знает, о  чем, что, как и зачем он хочет сказать в сочинении, его работа будет понятна и интересна читателю.

Работа с сочинениями разной успешности позволяет не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями, постараться понять «секреты» их содержания.

Рассмотрим поэтапно критерии.

1 этап.

Проблема - это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. Весь текст - исследование этого вопроса (проблемы). Чтобы определить проблему, надо понять содержание текста и авторскую позицию.

Типичные ошибки.

  1. Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.
  2. Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.
  3. Неумение сформулировать проблему.

 2 этап.

Комментарий одной из проблем текста.

Комментарий - это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.

При создании логизированной модели большое значение приобретает работа с каждым абзацем текста. Именно абзац членит текст на логические и объединяемые по смыслу части. Абзац - это микротекст, завершенный этап работы. В нем есть тема, ее развитие и завершение. Выделяя главную мысль каждого микротекста, можно проследить, как развивается главная мысль всего текста, исследуется проблема.

Типичные ошибки.

  1. Отсутствие комментария к проблеме.
  2. Комментарий подменяется пересказом.
  3. Вместо комментария дается перечень проблем.
  4. Называется одна проблема, а комментируется другая.

3 этап.

Работа по определенной позиции автора текста.

Позиция автора - это его отношение к обсуждаемой проблеме. Позиция может выражаться прямо, в подтексте, иногда автор использует иронию.

Типичные ошибки.

  1. Отсутствие формулировки позиции автора.
  2. Непонимание авторской позиции.
  3. Неточность формулировки позиции автора.

4 этап.

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

Определив анализируемую проблему, необходимо четко сформулировать свое отношение к ней и продумать аргументацию своей точки зрения. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства (не менее двух).

Типичные ошибки.

  1. Собственное мнение не сформулировано или заявлено лишь формально (я согласен/ не согласен с автором).
  2. Собственное мнение сформулировано, но нет аргументов.
  3. Нет достаточного количества (менее двух) аргументов.
  4. Выражаемое мнение не связано с анализируемой проблемой.
  5. Для доказательства собственной позиции используются частные аргументы, «бытового уровня».

5 этап.

Части сочинения должны отвечать требованиям соразмерности, а композиция - отражать логику размышлений пишущего. Обобщения различного уровня должны быть связаны между собой и нацелены на раскрытие главной мысли автора творческой работы.

Особое внимание следует уделить вступлению и заключению. Они должны быть связаны с основной проблемой текста.

Вступление должно привлечь внимание и обозначить проблемы. Заключение - подвести итог и оставить хорошее впечатление. Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

Типичные ошибки.

  1. Отсутствие смысловой целостности, последовательности, коммуникативного замысла.
  2. Нарушение абзацного членения.
  3. Несоразмерность композиционных частей.
  4. Композиционные части не связаны между собой.

6 этап.

Точность и выразительность речи.

Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, обращается внимание на использование риторических фигур.

Типичные ошибки.

  1. Бедность словаря.
  2. Однообразие словаря.
  3. Однообразие грамматического строя речи.
7 этап.

Проверка работы и исправление ошибок.

Текст сочинения необходимо перечитать; если нужно, внести исправления. Важно проверить правильность содержания, логику мысли, последовательность и связность изложения, убедиться, нет ли фактических, логических, грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.

Качественное более или менее развитое письменное высказывание по литературной проблематике всегда свидетельствует о развитии ума и чувств человека. Владение речью, законами построения логического и убедительного текста, необходимое в работе над сочинением, пригодится в любом ином тексте.

Главным условием, при котором можно научиться писать качественные сочинения, является постоянная систематическая работа над ними, чтение художественных текстов, учебной и научной литературы.

Навыки в написании сочинения всегда будут индивидуальными, а общие рекомендации могут только способствовать скорейшему становлению, развитию умения писать сочинения. Но без самостоятельной упорной работы никакие рекомендации и пособия при написании сочинения не помогут.

При написании сочинений необходимо избегать некорректности суждений, фактического искажения позиции автора текста и ошибок в определении фонового, дополнительного материала, привлеченного для доказательства собственной позиции.

Подготовка учащихся двух выпускных классов позволила убедиться в том, что чем больше используется анализ текста на уроках, тем легче справляются одиннадцатиклассники с заданиями части А и В и меньше трудностей вызывает написание сочинения - рассуждения. Результаты сдачи ЕГЭ учащимися 11 классов прилагаются.

Комплексная работа с текстом в 4 классе как пропедевтика работы над сочинениями в средних и старших классах.

В этом году я начала работать с 4 классом А. Это выпускной класс начальной школы.

Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит.

В материалах учебных пособий установлены связи между изучением родного и иностранного языка, чтобы помочь детям лучше осознать, что такое система языка, уловить ряд закономерностей в языке русском и, например, английском, чтобы вызвать дополнительный интерес к изучению русского языка и культуры нашего народа и других народов, культуры общения на русском и иностранном языках. Делается это с помощью текстов упражнений (тексты о языке жестов и повседневном поведении людей; о соотношении гласных и согласных звуков в словах разных языков; об особенностях ударения в разных языках; свойствах звуков английского языка и значении транскрипции; о словах, заимствованных из других языков; об особенностях употребления местоимений ты и вы в русском, английском, немецком языках).

Обучающие сочинения - очень важный аспект работы по развитию связной речи. Даже учащиеся старших классов испытывают серьезные затруднения при написании сочинений: они не знают, «как начать», «чем закончить», не умеют отобрать материал, построить текст. Приемам написания связного текста надо учить, и делать это надо уже в начальных классах. Детям нужно писать о том, что они хорошо знают, поэтому основное внимание можно сосредоточить не только на том, о чем писать, сколько на том, (как писать), как это нужно делать.

Работа над текстом сочинения начинается «с конца», т. е. после осмысления темы определяется замысел работы, главная мысль, которую нужно будет вынести в заключение. Когда главная мысль определена, нужно подумать, как она будет развиваться. Для этого нужно зафиксировать на черновике те мысли, которые появляются по мере обдумывания. Если затем эти мысли пронумеровать, получится рабочий план.

Первый вариант сочинения, конечно, нужно писать на черновике, чтобы потом можно было исправлять, редактировать. Затем работа переписывается на чистовик. Во время работы над ошибками в сочинении нужно прочитать разные сочинения — удачные и не очень - и проанализировать с точки зрения содержания, структуры и соответствия друг другу содержания, темы, главной мысли.

Следующий этап — анализ речевых ошибок. Учитель отбирает типичные ошибки (например, неудачное употребление слова или неоправданный повтор слова...), выписывает примеры на доске, после обсуждения предложения записываются в исправленном виде.

Третий этап — анализ и классификация наиболее часто повторяющихся в работах орфографических и пунктуационных ошибок. Можно предложить детям отредактировать определенные места в своих работах.

Комплексный анализ текста в 4 классе позволяет выработать у учащихся орфографическую зоркость, навыки работы с текстами разных жанров, способствует развитию абстрактного, логического мышления, умению работы с заданиями, построенными по типу ЕГЭ. Результаты теста прилагаются.

Заключение.

Подводя итоги работы над выбранной мною темой, я пришла к выводу, что комплексная работа с текстом необходима на всех типах урока и во всех классах, начиная с начальной школы. Задания, включаемые в комплексный анализ текста, развивают коммуникативные умения учащихся, формируют самостоятельность мышления, развивают орфографические, пунктуационные и речевые навыки учащихся. Кроме того, эта работа является подготовкой к единому государственному экзамену, в который включены задания о языке и речи, вопросы, касающиеся владения русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

В дальнейшей своей работе я планирую использовать тексты разных уровней сложности при отработке изучаемых на уроках тем, при проведении уроков обобщения, контрольных срезов. Особое внимание буду уделять работе с текстом в 9 и 11 классах.

  1. Е. А. Владавская, Н. И. Ломилина, В. К. Сигов «Уроки словесности.» Пособие по подготовке к сочинению и выполнению творческих заданий. М. «Интернет-Центр», 2007.
  2. А. Д. Дейкина. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990.
  3. Т. А. Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: «АЙРИС-пресс», 2007.
  4. Издательский дом «Первое сентября». Газета «Русский язык», №5, 2008.
  5. Издательский дом «Первое сентября». Газета «Русский язык», №7, 2008.
  6. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). М.: Просвещение, 1978.
  7. Т. А. Ладыженская. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980.
  8. Л. М. Лосева. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980.
  9. М. Р. Львов. Работа над сочинением в начальных классах. М.: Просвещение, 1971.
  10. Т. М. Пахнова. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. М.: Просвещение, 1980.
  11. Н. А. Пленкин. Уроки развития речи. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1995.
  12. В. П. Сычева. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа 9 класс. Практикум, М.: «Экзамен», 2007.
  13. Т. М. Фалина. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л. Н. Толстого «Юность», М., 2005.
  14. Русский язык. Единый государственный экзамен. Материалы для подготовки экспертов по части «С»/ автор-составитель: Т. М. Фалина. - М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008.

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн