Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературная гостиная "Вдохновленные Лермонтовым"

Submitted by Марина Сергеевна Киселева on Tue, 17/02/2015 - 22:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселева М.С.
Место работы, должность: 

ГБОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова", преподаватель русского языка и литературы

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p>Данная методическая разработка внеклассного мероприятия включает в себя подробный сценарий, презентацию, музыкальное сопровождение и видеоролики.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Цель</strong>: развитие у обучающихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников и преподавателей.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p><em>Обучающая: </em>расширение и углубление знаний обучающихся по творчеству М.Ю. Лермонтова, установление ассоциативно-образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства.</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>Развивающая:</em> развитие познавательного интереса и собственно-творческой деятельности обучающихся.</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>Воспитывающая:</em> воспитание культуры чувств, выработка личностного отношения к поэтическим произведениям.</p>

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 

 

Литературно-музыкальная гостиная

 «Вдохновленные Лермонтовым…»

 

 

 

                                                                                                                            

                                                                                                                            

 

Выполнила:

преподаватель русского языка и литературы

М.С. Киселева   

 

 

 

 

 

 

Кстово

2014

 

Дата проведения: 29.10.2014

Место проведения: аудитория 17-1.

Продолжительность: 45 минут

 

Цель: развитие у обучающихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников и преподавателей.

 

Задачи:

Обучающая: расширение и углубление знаний обучающихся по творчеству М.Ю. Лермонтова, установление ассоциативно-образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства.

 

Развивающая: развитие познавательного интереса и собственно-творческой деятельности обучающихся.

 

Воспитывающая: воспитание культуры чувств, выработка личностного отношения к поэтическим произведениям.

 

Оборудование:

·                     выставка книг по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова (подготовленная работниками библиотеки),

·                     портрет М.Ю. Лермонтова,

·                     подсвечник со свечами,

·                     кружевная скатерть,

·                     перо,

·                     старинные книги, осенние листья для украшения доски,

·                     мультимедийная презентация,

·                     проектор,

·                     ноутбук,

·                     грамоты и благодарности участникам.

 

Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.

 

Форма проведения: литературная гостиная.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Учебная дисциплина «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие обучающегося как средствами занятия, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности.

 

Подготовительная работа.

1.                 Обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя выбирают стихотворение М.Ю. Лермонтова для прочтения перед аудиторией.

2.                 При прослушиваниях участников даются рекомендации к прочтению поэтических произведений.

3.                 Приглашаются гости и зрители.

4.                 Оформляется мультимедийная презентация с целью сопровождения мероприятия.

 

Ход мероприятия

 

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня в нашей литературной гостиной. Наша встреча посвящена творчеству гениального М.Ю. Лермонтова. В 2014 году празднуется 200-летие со дня рождения этого великого русского поэта. (СЛАЙД 1)

 

(СЛАЙД 2) «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить?» - писала М.И. Цветаева. Ведь каждый поэт – это особый мир.

 

(СЛАЙД 3) Звучит песня И. Талькова «Поэты не рождаются случайно»:

Не просто, не в тиши,

Не мирною кончиной, -

Но преждевременно противника рукой –

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству. Лермонтов оставил потомкам более 400 стихов, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей…

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

 

2 ВЕДУЩИЙ: Поэзия может научить нас отличать добро от зла, утонченное от вульгарного, героическое от преступного. Она обращается не только к нашему разуму, но и к нашей душе. Она умеет не просто сообщить истину, а приобщить к истине, увлечь ею, сделать истину твоей.

И Лермонтов, безусловно, был поэтом, писателем, творившим в разряде истин вечных.

Поэзию Лермонтова можно читать и перечитывать сотни раз, каждый раз находя что-то новое, ещё не замеченное.

1 ВЕДУЩИЙ: В поэзии Лермонтова можно встретить философские размышления обо всех общечеловеческих проблемах. Нет такой, которая оставила бы поэта равнодушным. Его стихотворения никогда не бывали легкомысленными: они глубоко продуманы, прочувствованы, выстраданы.

Лермонтов родился в октябре 1814 года. Своё первое стихотворение написал в 1828. А в 1841 году оборвалась его жизнь. 27 лет! И какой взлет таланта!

Драматическая судьба поэта наложила отпечаток на его произведения.

 

Звучат стихотворения «Молитва», «Выхожу один я на дорогу», «Молитва» (Я, матерь божия, ныне с молитвою…») (СЛАЙДЫ 4, 5, 6)

 

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

 
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

 
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

 
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

 
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

 
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

 
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.


 

 

2 ВЕДУЩИЙ: Слушая стихотворения, поражаешься мелодичностью его строк, не случайно многие стихотворения Лермонтова положены на музыку и стали знаменитыми романсами.

 

(СЛАЙД 7) Звучит романс «Ты идешь на поле битвы»  на стихи М.Ю. Лермонтова.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Ранние стихотворения Лермонтова – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека. Поэт оценивает важнейшие события своего времени, напряженно думает о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии, о дружбе и любви.

(СЛАЙД 8) «Звучит стихотворение «Ангел».

По небу полуночи ангел летел,
   И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
   Внимали той песне святой.

 
Он пел о блаженстве безгрешных духов
   Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
   Его непритворна была.

 
Он душу младую в объятиях нес
   Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
   Остался - без слов, но живой.

 
И долго на свете томилась она,
   Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
   Ей скучные песни земли.

 

2 ВЕДУЩИЙ: Лермонтов оставил нам замечательные романтические строки. Из западноевропейских образцов особенно близким поэту оказался романтизм Байрона – своим мятежным и героическим духом. Идеал Лермонтова – одинокая, жаждущая бурь личность. Недаром символом лермонтовской поэзии стало стихотворение «Парус».

 

(СЛАЙД 9) Звучит стихотворение «Парус».

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

 
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

 
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

 

1 ВЕДУЩИЙ: Но романтический идеал сочетался у Лермонтова с самопознанием. К выводу о том, что в главном всегда нужно оставаться самим собой, он пришел очень рано.

 

(СЛАЙД 10) Звучит стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…»

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!

 

2 ВЕДУЩИЙ: Сама жизнь для поэта была прекрасна, но его тяготили условия жизни «высшего общества». Лермонтов грустит глубоко и искренне о том, что в жизни и радость, и муки, и всё так ничтожно».

 

Звучат стихотворения «И скучно и грустно», «Утес», «Тучи». (СЛАЙДЫ 11, 12, 13)

И скучно и грустно, и некому руку подать
      В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
      А годы проходят - все лучшие годы!

 
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
      А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
      И радость, и муки, и всё там ничтожно...

 
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
      Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
      Такая пустая и глупая шутка...
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

 
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

 

«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

 
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

 
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Тоска, чувство одиночества, ожидание «позорной казни», могилы «без молитв и без креста» не покидают Лермонтова и тогда, когда речь идет о любви. В ранней лирике поэта очень мало светлых радостных настроений. Трагизм любовной лирики обусловлен не только временем, но и обстоятельствами личной жизни поэта.

 

Звучат стихотворения «Нищий», «Я не унижусь пред тобою…», «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Я жить хочу…». (СЛАЙДЫ 14, 15, 16, 17)

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

 
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

 
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

 

«Из-под таинственной, холодной полумаски»
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

 
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

 
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

 
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

 
«Я жить хочу! хочу печали»
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!- прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку -

Безумец!- лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала - я тебя не знал!

 

2 ВЕДУЩИЙ: Лишь в конце жизни у Лермонтова наметилось преодоление романтической ограниченности. Как будто поэт, долго шедший тяжелым подземным путем, увидел свет в конце туннеля, - нашел тему, которая могла бы существенно изменить его личность – тему родины.

 

(СЛАЙД 18) Звучит стихотворение «Родина».

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
   Люблю дымок спаленной жнивы,
   В степи ночующий обоз
   И на холме средь желтой нивы
   Чету белеющих берез.
   С отрадой, многим незнакомой,
   Я вижу полное гумно,
   Избу, покрытую соломой,
   С резными ставнями окно;
   И в праздник, вечером росистым,
   Смотреть до полночи готов
   На пляску с топаньем и свистом
   Под говор пьяных мужичков.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Поэт вышел навстречу своему народу, почувствовал кровную связь с людьми. Жить ему оставалось всего несколько месяцев…

 

(СЛАЙД 19) Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

 
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

 
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

 
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

 

2 ВЕДУЩИЙ: Лермонтов возник из пушкинской смерти. Принял эстафету, подхватил упавшее знамя, продолжил собою пушкинскую жизнь, вывел её в поэтический космос.

До 1837 года он написал много, но с 1837 года начинается зрелый Лермонтов. После 1837 года появились «Демон», «Мцыри», «Бородино», «Дума», «Три пальмы», «Завещание» - всё, что делает Лермонтова Лермонтовым.

 

(СЛАЙД 20) Звучит стихотворение «Сон».

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Оставивший нам такие личные, такие странные, такие вдохновенные и прекрасные стихи, он прожил на свете всего 27 лет и сгорел, как свеча. Многие десятилетия мы читаем и продолжаем читать его послание нам, угадывая, сожалея, любя.

 

(СЛАЙД 21) Звучит стихотворение «Совет».

Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется -
Улыбнись и разгрустись.
Дев измены молодые,
И неверный путь честей,
И мгновенья скуки злые
Стоят ли тоски твоей?

 
Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Нектар пей часов веселых;
А печаль сама придет.
И, людей не презирая,
Не берись учить других;
Лучшим быть не вображая,
Скоро ты полюбишь их.

 
Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить...
Беден, кто, судьбы в ненастье
Все надежды испытав,
Наконец находит счастье,
Чувство счастья потеряв.

 

1 ВЕДУЩИЙ: Поэт назвал себя «сыном страдания». Да, к сожалению, много пришлось ему пережить, много страдать, но нам, читателям, он дал великое счастье радости и наслаждения его творчеством. (СЛАЙД 22)

Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов… Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

 

2 ВЕДУЩИЙ: Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого. Поэзия Лермонтова вне времени, она вечна. Образ его продолжает вдохновлять и поэтов нашего времени.

 

Звучит стихотворение В. Минеева

Любой мудрец - он циник поневоле.
А если мудрость в юные года
Дана тебе как тягостная доля,
То жизнь твоя - дорога в никуда.
 

Он это знал. Всегда!
И был, как ветер, -
Свободный. Гордый. Часто просто злой.
Как демон, что летал по белу свету,
Не принятый ни небом , ни землёй.

И, понимая всё, что движет миром,
Творил легко, изящно, на века...
Среди людей не находя кумиров,
Искал их там, где солнце, облака...

Всегда желая вырваться из круга,
Как храбрый воин, вечно рвался в бой.
И только глупый странный выстрел друга
Помог ему и подарил покой.

 

Благодарим за внимание! (СЛАЙД 23)