Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модель культурно-образовательного пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе

Выберите действие:

Модель культурно-образовательного пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе.

В последние годы российская система образования переориентировалась на личностно-ориентированные, гуманистические и развивающие образовательные технологии. Это меняет отношение к учащимся, к их способностям и умениям.

В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности учащегося. Социализация ребенка в натсоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в совремнной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов, наличие педагогических кадров и т.д.

Цель проекта: создание эффективной модели культурно-образовательно пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе.

Задачи проекта:

  • создать условия для развития личности; создание условий для взаимодействия субъектов культурно-образовательного пространства 
  • создавать условия для поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности в школе;
  • оказывать содействие учащимся в раскрытии индивидуальных способностей, творческих начал собственной личности, формировании устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, учителем и другими взрослыми;
  • формировать личностные качества учащихся как основу взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.  

Содержание проекта.

Одаренные дети характеризуются:

  • наличием специфических стратегий деятельности, обеспечивающих особую качественно своеобразную продуктивность;
  • сформированностью качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»;
  • особым типом организации знаний одаренного ребенка (высокая структурированность знаний, способность видеть предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер знания);
  • своеобразным типом обучаемости, проявляющийся в высокой скорости и легкости обучения (инструментальный аспект);
  • повышенной избирательной чувствительностью к определенным сторонам предметной деятельности, повышенной любознательностью и готовностью по собственной инициативе выходить за пределы требований деятельности;
  • ярко выраженным интересом  к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
  • предпочтением парадоксальной противоречивой и неопределенной информации;
  • высокой требовательностью к результатам своего труда, склонностью ставить сверхтрудные цели и настойчивостью в их достижении (мотивационный аспект поведения).

Характеристика группы одаренных детей, посещающих внеурочную деятельность по социальному направлению.

Учащиеся любознательны, активны, восприимчивы, наблюдательны, обладают критическим мышлением. Хорошо рассуждают, улавливают причины и мотивы поступков других людей, обладают хорошей памятью, задают много вопросов. Хорошо информированы о событиях в стране и городе. Обладают чувством собственного достоинства. Любят работать как в команде, так и индивидуально. Хорошо откликаются на творческие задания и обязательно доводят их до логического конца.

Культурно-образовательное пространство поддержки детской одаренности в современной школе

Пространственный подход к организации современного образования определяет условия, при которых образование наполняется личностными смыслами и становится пространством культуры и творчества, где ребенок обретает личностную свободу, развиваются его способности жить и действовать в неоднозначном и быстро меняющемся мире, накапливаются средства самовыражения и личностно-смыслового развития (Г.И.Герасимов, В.А.Конев, В.Т.Кудрявцев, Р.М.Чумичева).

Своими сущностными характеристиками пространство актуализирует самопроцессы личности, подчеркивает процессуальную сторону образования, обращает человека к духовному развитию и самосовершенствованию. Такие характеристики  образовательного и воспитательного пространства приближены к сущности современного понимания одаренности как динамического явления, изменяющегося во времени по предметности, интенсивности, связям структуры, которое обретает форму

психического процесса (избирательный интерес и эмоциональная включенность в деятельность);

психического состояния (переживание, проживание ситуации, личностное самоутверждение в ней);

личностного свойства (потребность в проживании творческой ситуации) (В.И.Панов).

Образовательное и воспитательное пространство многократно увеличивает степень свободы личности, создавая условия для реализации возможности индивидуального разрешения и переоформления оснований совместной жизнедеятельности, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Образовательное пространство расширяет знания субъекта об окружающем мире, о людях, о себе, своих познавательных и созидательных способностях и возможностях.

Воспитательное пространство погружает человека в мир ценностей, отношений между людьми, помогает осмыслить себя как духовного и душевного субъекта, понять свою душевную организацию и решать задачи духовного совершенствования.

В условиях воспитательно-образовательного пространства устанавливается психологический климат доверительного общения, порождающий определенные ценности, смыслы, типы общения, инициируются творческие возможности личности.

Оптимальность и эффективность пространства определяется показателями пространственно-временного контекста  личностного развития  и становления  культуры личности:

  1. амбивалентностью пространства, размещением его между 2-мя  противопоставленными друг другу полюсами и наполнением разнообразными средами как механизмами развития личности;
  2. событийным характером взаимодействия субъектов пространства;
  3. фасилитационной позицией педагога как «облегчателя», в присутствии которого изменяется поведение.

Амбивалентный характер пространства может быть подчеркнут противоположными полюсами различных векторов развития и самосовершенствования личности, определяемых потребностями и возможностями различных субъектов образовательного пространства.

Поиск векторов, их содержательного наполнения зависит от качества процессов социализации и индивидуализации; интеграции и дифференциации; возрастного или вневозрастного движения развития личности. Они становятся осями координат для реализации пространством своих сущностных  трехмерных характеристик- обладать длиной, шириной, высотой для повышения меры свободы, самостоятельности и ответственности, духовного и душевного роста, поиска психологической общности для организации собственной жизни.

Векторы развития детей, посещающих внеурочную деятельность по социальному направлению в школе.

В рамках данного проекта выделены следующие векторы развития детей группы:

1.                     вектор индивидуализации;

2.                     вектор социализации;

3.                     вектор дифференциации;

4.                     вектор возрастного развития.

На векторах развития выделены следующие полюса:

1.                     индивидуальные особенности и скрытые линии развития – выработка собственного стиля деятельности и иерархии ценностей (вектор индивидуализации);

2.                     интеграция – опыт позитивной социальной адаптации (вектор социализации);

3.                     - персонализация высоких достижений (вектор дифференциации);

4.                     возрастная норма – вневозрастное развитие (вектор возрастного развития).

Образовательные среды модели культурно-образовательного пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе.

Одним из важнейших условий развития пространственной организации образования выступает разнообразие включенных в него образовательных сред, которые объединены вокруг содержательного ядра пространства, позволяющего удерживать всю полифонию разнообразных взаимодействий в предсказуемых рамках и обеспечивать заданную динамику изменений.

1. Информационно-коммуникативная образовательная среда

2. Образовательная среда духовно-нравственного развития

3. Образовательная среда культурно сообразного развития личности

Прикрепленный файл Size
одаренность и одаренный ребенок.pdf 53.71 KB
программа внеурочной деятельности по социальному направлению для учащихся 2 класса.docx 38.07 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн