Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компьютер в управлении образовательным учреждением

Submitted by Татьяна Петровна Гредюшко on Sat, 21/03/2015 - 10:55

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе, накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использования информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.

В настоящее время использование ИКТ в практику управления ДОУ заключается в следующем:

подбор иллюстративного материала для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ДОУ;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

использование Интернета в управленческой деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения процесса управления ДОУ;

оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

использование компьютера в делопроизводстве МБДОУ, создании различных баз данных.

создание электронной почты, ведение сайта МБДОУ;

использование унифицированных форм в кадровой деятельности.

Использование современных ИКТ в управлении ДОУ в различной степени обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информационная открытость всех сфер образовательного процесса.

Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности управления образованием всех уровней является публичная отчетность.

При этом в настоящий момент практика подготовки публичных отчетов находится на начальном этапе разработки, а практический опыт весьма незначителен. Но с каждым годом форма публичного отчета становится все более совершенной, а главное, более понятна и интересна родителям наших воспитанников.

Публичный доклад это необходимая форма отчета современного детского сада. На сегодняшний день – это требование закона «Об образовании в Российской Федерации».

Публичный доклад детского сада – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности образовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период.

Главными задачами публичного доклада как средства информирования считаются:

повышение открытости системы образования;

удовлетворение информационных потребностей различных групп пользователей (педагоги, родители, дети, учредители, средства массовой информации);

создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг;

проведение общественной экспертизы управленческих решений, стратегий и программ развития образования;

привлечение социального ресурса (ресурса «доверия и поддержки»), самостоятельно значимого, а также выступающего необходимым условием инновационной привлекательности.

Говоря объективно, доклад – это одна из форм представления результатов комплексного анализа, точнее, самоанализа деятельности образовательного учреждения.

С этой точки зрения доклад можно рассматривать как один из базовых документов управления развитием ДОУ.

Сегодня значительная часть содержания публичного доклада строится на данных, которые МБДОУ собирает с использованием адаптированных или самостоятельно разработанных инструментов (тесты, анкеты, опросы и др.) Особое место среди методов сбора информации занимает изучение мнений участников образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники).

Его значение крайне важно для понимания сильных и слабых сторон учреждения, обоснование перспективных задач развития, выявления отношения к реализуемым и планируемым нововведениям.

По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:

– повышение качества образования путем применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

– обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на будущее поколение;

– обеспечение большей доступности образования для населения, путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, в которое входит и система образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию управления МБДОУ, расширяя его возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов управления системой образования в целом и, как следствие, повышение качества образования в целом.