Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Защита прав потребителей

Submitted by Виктория Сергеевна Пышкина on Fri, 03/04/2015 - 20:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пышкина Виктория Сергеевна
Место работы, должность: 

Студентка 4 курса, ФЭУС, ПГСГА

Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Экономика
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
<p>Анонс мероприятия:&nbsp;Урок-лекция на тему: &quot;Защита прав потребителей&quot;&nbsp;Цель:&nbsp;Просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.&nbsp;Краткое описание:&nbsp;В последнее время тема защиты прав потребителей стала наиболее актуальной для молодого поколения. Актуальность темы обусловлена тем, что, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации &quot;О защите прав потребителей&quot;, который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав.&nbsp;Место проведения:&nbsp;Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 имени Героя Советского Союза Н. Гастелло городского округа Самара.&nbsp;Время проведения: 10 марта 2015 года, 9:00</p>

Тема урока: «Защита прав потребителей»

Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов

Аннотация:   В последнее время тема защиты прав потребителей стала наиболее актуальной для молодого поколения. Актуальность темы обусловлена тем, что, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Технология урока: проблемно-практической деятельности.

Формы обучения, используемые на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения

  1. исследовательский метод обучения;
  2. работа с источником (использование первоисточников);
  3. метод демонстрации;
  4. объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки);
  5. метод коллективного творческого поиска;
  6. деятельностный метод обучения.
  7. активные методы обучения;

Оборудование:

         персональный компьютер;

•         интерактивная доска;

•         диск с демонстрационными материалами;

•         раздаточный материал.

Цель: формирование знаний учащихся в области прав потребителей (Слайд 2).

Задачи:

Научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей.

Объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.

Научить грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях.

Дать представление о способах воздействия бизнеса на потребителей. Критически оценивать рекламную информацию.

Воспитывать у учащихся организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав (Слайд 3).

Основные понятия: потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, товар, услуги, права потребителя, право на информацию.

Использованные источники и литература: (Слайд 31)

  1. Азбука потребителя: Учебное пособие по элективному курсу для 9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. / В.Д.Симоненко, Т.А.Степанченко. 2-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2006. 64с.: ил.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». -М.: Изд-во ОМЕГА-Л., 2006. 48с.
  3. Защита прав потребителя: практическое руководство с образцами заявлений/ Д.А.Щирский. -М.: Эксмо, 2007. 192с.
  4. Правила торговли. /Е.С.Урумова. -М.: Эксмо, 2008. 112с.

Прогнозируемый результат:

 Основным требованием к результатам  и достижениям учащихся необходимо отнести:

  1. Личностные результаты на уроке проявляются при развитии самоопределения в соответствии с поставленными  целями урока.
  2. На уроке у учащихся проявляются метапредметные результаты, выражаемые в формирующихся универсальных способах деятельности на уроке при изучении и познании учебного материала,  посредством  исследования. Во  время урока  ученики должны проявить способы регуляции своей деятельности при коррекции ответов и  дальнейшем контроле.  Во время работы на уроке, учащиеся должны проявить хороший уровень коммуникативной культуры.
  3. Предметными достижениями и результатами становятся получаемые знания и умения каждого ученика применяемые в социальной практике.

План урока:

1.Общее положение и законодательство о защите прав потребителя.

2.Основные права потребителя.

3.Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителя.

Основные понятия урока:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).  

№ п/п

Этап урока

Содержание этапа

Время, мин

1

Организационный этап

Проверка готовности оборудования к уроку. Подготовка учащихся к работе на занятии.

2

2

Актуализация опорных знаний и мотивация учащихся

Формулировка темы урока. Сообщение целей, задач  и плана урока.

2

3

Изучение нового  материала по экономической тематике

Выявление основных терминов по защите прав потребителя.

9

4

Работа с учащимися

Создание психологического и морального портрета потребителя.

4

5

Работа с учащимися

Вопросы аудитории. Изучение истории потребительского движения.

10

6

Работа в группах

Деление на 4 команды. Выполнение двух заданий.

12

7

Подведение итогов. Рефлексия.

Выводы. Анализ и закрепление изученного материала.

3

8

Домашнее задание

Принести образцы инструкций, символов на этикетках одежды и обуви. Выучить определения, изучить Закон РФ «О защите прав потребителя».

3

 

Итого:

 

45

 

Ход урока

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, ... . А что это может быть?

- То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Кто же такой потребитель? (Человек, покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.) 

Вывод Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Слайд 4).

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Попробуйте это объяснить? (Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане - потребители могут рассчитывать только на себя.)

Как вы думаете, существует ли документ, на основании которого потребитель мог бы защищать свои права? (Законы РФ.)

- Верно. Действует Закон РФ «О защите прав потребителей», который является гарантом наших прав. Именно его статьи защитят от недобросовестных продавцов и производителей.

- Есть ли у потребителей какой-либо документ, удостоверяющий его статус? (Это кассовые чеки.)

Основные документы, которые вам пригодятся при отстаивании своих прав, – это товарный или кассовый чек, договор.

История потребительского движения насчитывает не один десяток лет. Человечеством накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Разработаны и приняты законы, гарантирующие права потребителей, созданы специальные организации, занимающиеся защитой этих прав. И сейчас трудно поверить, что ещё XIX веке о правах потребителей даже не задумывались.

Прообразом современных организаций выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная 1891 г. В Нью-Йорке.

1954 г. – Нидерландский союз потребителей.

15 марта 1962 г. Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей:

·                 право на безопасность;

·                 право на информацию;

·                 право на выбор;

·                 право быть выслушанным.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г.– где были закреплены уже 8 прав потребителей. Практически все эти права нашли свое отражение в действующем российском законодательстве о защите прав потребителей, который принят 7 февраля 1992 года (Слайд 5) и он постоянно совершенствуется:

·                 на просвещение в области защиты своих прав (ст.3); (Слайд 7)

·                 на надлежащее качество товаров (ст.4); (Слайд 9)

·                 на безопасность товара (ст.7); (Слайд 10)

·                 на информацию (ст. 8-10); (Слайд 11)

·                 на возмещение морального вреда (ст.15); (Слайд 12)

·                 на судебную защиту (ст.17); (Слайд 13)

·                 на государственную, общественную защиту (ст. 40-46) (Слайд 14)

Согласно ст. 18, потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены в договоре с продавцом, вправе по своему выбору потребовать: (Слайд 15)

·                 безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление средствами потребителя либо третьего лица;

·                 соразмерного уменьшения покупной цены;

·                 замену на товар аналогичной марки (модели);

·                 замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

·                 расторжения договора и возмещения понесенных убытков.

Недостатки бывают: явные (могут быть обнаружены при визуальном осмотре), скрытые (выявляются при эксплуатации товара), существенные.

Как же определить какой недостаток является существенным. Существенный недостаток товара (Слайд 16) (услуги, работы) – неустранимый недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Но здесь существует одна важная оговорка: потребитель может предъявить только одно из перечисленных в 18 ст. требований, продавец не вправе навязывать свое мнение.

- Часто возникают ситуации, когда уже после совершения покупки потребитель понимает, что товар не удовлетворяет его потребности в полной мере. Например, мебель не подходит под интерьер комнаты или диван не помещается на отведенном ему пространстве. В этом случае согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на обмен товара надлежащего качества. Однако следует помнить, что (Слайд 17):

·                 обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества;

·                 потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретённому, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;

·                 потребитель имеет право обменять товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки;

·                 обмену подлежат только те товары, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром;

·                 просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен товар.

Но не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ.

На технически сложные товары и товары, предназначенные для длительного пользования, устанавливается срок службы товара (Слайд 22). Он определяет период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При выявлении существенного недостатка в течение срока службы потребитель вправе потребовать безвозмездно устранить недостаток.

Срок годности  – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Если именно такой товар был приобретен потребителем, то он должен быть заменен продавцом на аналогичный, на который не истек срок годности, или покупателю должна быть возвращена стоимость товара. Если такой товар был употреблен и вследствие этого был причинен вред его здоровью или имуществу, то продавец должен нести ответственность в соответствии с законом (заплатить за лечение и за моральный вред) (Слайд 23).

Гарантийный срок  –  определяет период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 Закона РФ « О защите прав потребителей» (Слайд 24).

Существует перечень технически сложных товаров. В отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем. В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю аналогичный товар, если нет возможности предоставить требуемый товар в течение 7 дней, обеспечить доставку за свой счет. Но существует перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.

Закрепление

Итак, покупая товар. Не забывайте о том, что, прежде всего, он должен быть качественным.

Возможны ситуации, когда качественный товар в результате эксплуатации теряет свои потребительские качества. Конечно, возможен производственный брак, но, как правило, в такой ситуации дело в невнимательности или лени потребителя. Ведь на ярлыках одежды указаны правила стирки и сушки, а в инструкции правила эксплуатации.

Тщательно изучайте все символы на этикетках и ярлыках, внимательно читайте инструкцию и не стесняйтесь задавать вопросы продавцу. Сейчас мы с вами проведем маленький конкурс, с целью проверить, как хорошо вы разбираетесь в мире символов и знаков, законов.

(Ребята разбиваются на 4 команды.)

1 задание: «Прочитай символ» (Приложение 1).
2 задание:  «Решите кроссворд» (Приложение 2).

Выводы, подведение итогов

«Свои способности человек может узнать, только шлифуя их» (Сенека).

Трудно не согласиться с автором эпиграфа, если предложенные ситуации вы апробировали на практике. Мы не подводим окончательные итоги и не спешим ставить точку. Советую вам углубить свои знания и поупражняться дальше в своих умениях, ведь недаром говорят: «Ученье – путь к уменью».

Помните, грамотный потребитель это-тот, кто (Слайд  30):

·                 всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;

·                 разумно распоряжается имеющимися средствами;

·                 всегда читает инструкцию и следует ей;

·                 сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;

·                 предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

И главное, грамотным потребителем может считать себя лишь тот, кто знает свои права и не боится применять их на практике. Если все вышеперечисленные качества вы обнаружили у себя, значит, вы можете с гордостью носить статус грамотного потребителя.

Домашнее задание

Принести образцы инструкций, символов на этикетках одежды и обуви. Выучить определения, изучить Закон РФ «О защите прав потребителя».

Рефлексия

- Что вам понравилось на уроке? Что нового и полезного вы на нем узнали?

Прикрепленный файл Size
Презентация по защите прав потребителей.ppt 3.18 MB
Защита прав потребителей.docx 836.04 KB


На: Защита прав потребителей


Большое спасибо за выложенный урок! Данная разработка сформирует фундаментальные знания у учеников в области защиты прав потребителей, а так же поможет им в дальнейшем избежать серьёзных ошибок во время выполнения заданий по данной теме.

Комментарий был изменен с момента создания (Troy2015, вс, 19/04/2015 - 18:02).



На: Защита прав потребителей


Очень содержательный и интересный урок! На мой взгляд,  данную разработку можно использовать в 7-9 классах, поскольку материал для них также будет актуален, как и для старшеклассников. Спасибо за публикацию!




На: Защита прав потребителей


Полезный и актуальный материал, который  сопровождается наглядным пособием в форме презентации - оптимальное сочетание для усвоения прочных знаний учащимися.

 Благодарна за публикацию!


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн