Вы не зарегистрированы

Авторизация



Горе от ума

Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай
Submitted by Ирина Ивановна Кацай on чт, 30/10/2008 - 21:40

Конечно, банально, но верно


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Горе от ума


Аналитический отчет об апробации программы обучения

--------------------------------------------------------------------------

 

1. Соответствие содержания программы обучения заявленным целям и результатам.

 

Если ориентироваться на 6 задачек, изложенных в программе, то, безусловно, все выверено точно. Задачки, конечно, глобальные и 36-часами их закрыть трудно, о чем настойчиво говорили нам все участники. Однако, как сетевик со стажем (да и просто педагог), понимаю, что никогда не хватит пары-тройки дней для реализации задуманного. Опять же, лучшие проекты пишутся только в режиме погружения в проблему, размазывание обучения на месяц привело бы к большим потерям.

Поскольку пришлось выступить и в роли составителя заданий, то трудно критиковать себя же из позиции тьютора. Но ляпы были обнаружены, что-то успели внести, что-то нашли сами участники, что, несомненно, хорошо.

Еще одним момент стоит отметить, это попытки построения неформальных заданий, то есть среда обучения была дополнена некими коммуникативными приемами, например, метафоры. Заход правильный, так как в данном случае, как мне кажется, надо говорить не просто об обучении работе с сервисами, а все же ориентироваться на развитие коммуникативных сетевых навыков. Справедливости ради надо отметить, что это было воспринято неоднозначно, мнения разделились преимущественно по гендерному признаку. Если женская половина методистов отмечает, что задания интересные и необычные, то мужская половина была рада получить строгий алгоритм действий без просеивания внимания через обороты речи.

 

2. Соответствие содержания обучения особенностям целевой группы обучения (как в общем плане, так и с указанием конкретного модуля и/или задания, которое не соответствует и почему).

 

Апеллируя опять же к предыдущему и анализируя некоторые вопросы и комментарии участников, мне показалось, что чуть не хватило все же в программе заданий о трудностях общения, модерирования и фасилитации. Изначально эти задания были запланированы в модуле 4, но так и не появились. Эти вопросы гораздо важнее для сетевых методистов, чем пополнение ресурсами среды опенкласса, хотя причины последнего понятны и не обсуждаются.

 

3. Характерные затруднения обучающихся при прохождении обучения. Что необходимо и как изменить.

 

Во-первых, разный стартовый уровень владения ИКТ очень сказывался на продвижении участников. Понятно, что в этот раз учесть это было трудно, но желательно.

Во-вторых, подмена целей и задач обучения. Вместо решения задач методистов зачастую участники увлекались освоением сервисов, то есть повышали или самоутверждались в своей ИКТ-компетентности. Прошу прощения, но это в первую очередь относится к мужчинам.

 

4. Характерные затруднения тьютора при обучении. Что необходимо и как изменить.

 

Трудностей было много. Первая и главная – среда не заточена под обучение. Поэтому придумывать какие-то решения пришлось на лету. Самое приемлемое – организация одной страницы со ссылками на весь контент курса.

 

5. Степень сложности (простоты) заданий, модулей (с указанием сложности в целом программы и конкретных заданий и модулей).

 

Сложность заданий высокая, понижать планку нельзя! Это обучение сетевых методистов, значит, надо дотягивать и дотягиваться. Другое дело, что зачеты надо делать дифференцировано, видно, кто с какой активностью прошел через курс. Самые ИКТ-компетентные (по их собственной самооценке, на основании комментариев), кстати, и не показали самых выдающихся результатов, все что-то мешало. Методисты, у которых с ИКТ не очень, двигались, тем не менее, упорно вперед. Самые успешные – закаленные сетевики со сложностями доступа к Интернет и перегрузом на работе: низкие скорости, нет дома, есть доступ только по ночам, краевая конференция, длительная командировка. Отсюда опять же известное, тот, кто хочет, ищет пути, кто не хочет, ищет причины.

 

6. От чего в программе необходимо отказаться (на что заменить), что подлежит корректировке (указать содержание корректировки).

 

Конечно, надо убирать 10 ресурсов закачивать. Во-первых, пока не ясно, куда они вообще попали. Во-вторых, мотивы его появления понятны, но к поставленным целям, задачам все же привязываются слабо.

Есть мысли по корректировке отдельных заданий, составителем которых была, что-то уже внесено, что-то еще внесется.

 

7. Наиболее яркие (интересные) и полезные «находки» для дальнейшего использования программы при массовом обучении педагогов.

 

Надо больше общаться с участниками, выходить на некий личностный уровень, характеры «читаются» по сообщениям. Даешь курс по психологии сетевых сообществ для всех методистов!

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Горе от ума


Что-то не тянет на рефлексию ни вчера, ни сегодня. То ли очной рефлексии (4 семинара за 3 дня) через край хватило, то ли народ на опенклассе потихоньку привыкает, и освоение курса проходит в ровном режиме. Где-то вспыхнут вдруг очаги, но все менее остры обсуждения, все более конкретнее советы и дельнее рекомендации. Может не так уж все и плохо?!
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Горе от ума


Еще один день в роли тьютора. М-да... Штормило... Объявления из других сообществ, сообщения особо продвинутых участников рушат зыбкую структуру курса, разведенного по блокам. В результате, наплевав на возможности сайта, свела все ссылки на верх страницы. Главная страница сообщества покорежилась, утяжелилась, но зато все переходы в одном месте. Тут же первое спасибо за страницу получено. :) Читала очередные высказывания слушателей, как все плохо и неудобно. Не в восторге и сама от многого, но неторопливость методистов в выполнении заданий, зато готовность тут же выплеснуть эмоции пока не дает перспективы понимания, что из всего этого выйдет. Читала у кого-то в комментариях об Одноклассниках, чуть ли образцом сетевого сообщества назвали. Кошмар! И по поводу удобности Вконтакте можно поспорить сильно. Отлично, что администраторы опенкласса не унывают! Удачи, друзья!
С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Горе от ума


Ну что же, будем рефлексировать, чтобы было потом из чего, отбросив эмоции, составить отчет тьютора.

Сегодня 16.11.2008. До старта работы группы два дня. Но, понимая, что впереди насыщенная очными событиями неделя, решила хоть немного облегчить себе и участникам обучения труд.

Создала страницу сообщества (еще накануне), пересмотрела все задания, прикрепила к сообществу. Постаралась посмотреть на созданное глазами участника обучения, поняла, что ничего не понятно, надо "жевать". Увы. Для начала решила разобраться, в чем особый дискомфорт. Потом уже придумывала какие-то пояснения, дополнительный контент и т.д. Впрочем, по порядку...

1. Не понятности начинаются с того, что предложены блоки для сообщества.

Вроде бы это хорошо. Но нет для них точного, единообразного ну или хотя бы рекомендуемого распределения по содержанию. Во-впервых, не ясно (ну честно, не ясно), чем принципиально могут отличаться "Наши события", "Наши объявления", "Наши новости", "Недавние сообщения". Пересмотрела много страниц, каждый все равно трактует по-своему. Единственное единство :) есть в том, что в "Недавних сообщениях" цепляются задания, в "Наших новостях" слушатели как бы должны новости крепить, в "Наших объявлениях" общие слова цепляются для всех групп.

А мне вот не ясно стало, куда я как тьютор должна бы разместить свои сообщения, организующие ход работы в целом. Забила для себя "Наши события", больше сюда никого не пущу. Хорошо было бы больше никого не пускать в недавние сообщения, но тут вдруг не с того, ни с сего блог начал отображаться.

2. Большая беда, что блоки такие огромные, всего-то день позаполняла, а страница уже не охватывается взглядом.

Вся структура страницы от этого просто разрушается. Уже ничего нельзя увидеть на странице сразу. Ой, как не хватает привычного дерева ссылок. Пытаюсь хоть как-то сгруппировать куски в сообщениях в блоке "Наши события", но понимаю, что это мне понятно, а методисты? ведь потеряются же.

3. Проблема структуры есть не только в целом на страницах, но и в отдельных блоках.

Например, задание 9 - это задание, которое накапливает веб-ссылки. Отлично! Но все ссылки валятся в блок как попало. За день я сама выложила 5 ссылок, да коллеги уже 4 добавили. Даже свои теперь не могу в общей массе глазами найти, не говоря уже о чужих.

Фолксономия - классная вещь, но все же ей чего-то не хватает. Или не хватает конкретному ресурсу?

4. Ресурсы Открытого класса все же еще слабо приспособлены под задачи обучения.

Потратила часа два на составление таблицы самооценки. То сохранить что-то забуду, то браузер сбросил информацию, да и вообще, одни ФИО только занести "долгого" стоит.

Возможно, как ресурс для сообществ, время от времени собирающихся людей, для фиксации новостей, объявлений, Открытый класс уже состоялся. Но вот учиться в нем, уже сложновато. Даже не отличающийся особыми достоинствами Мудл и тот выглядит более качественным продуктом.

Если сообщества имеют право быть поделенными на такие блоки ,которые предложены. То все же ресурс для обучения должен предполагать иную структуру - временную с заданной последовательностью выполняемых заданий, которая, кстати, не отменяет возможности и их выполнения в произвольном порядке.

 

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Горе от ума


Вот так, сама себе и отвечаю. :(

Еще один вечер незаметно перешел в ночь, а осилила еще только второй, вернее, 5 модуль.

Что удалось? Не знаю пока. Мне так кажется, что упростила задачу для слушателей, создав фактически под каждое задание табличную форму, в которую участники должны заполнить свои мысли, находки. Но удалось ли? Да, таблица структурирует задачу, задание получило некий конечный вид, так как есть ячейки, которые надо заполнить требуемой информацией. Но, таблица же и ограничитель для творческой мысли просто потому, что она таблица, сами рамки ее - это барьеры, за которые трудно переступить. Вот ведь противоречие.

 

А народ-то подтягивается. Еще ничего как бы не началось, а количество веб-ссылок уже пополнилось. :) Эх, все же народу более понятны простые задания, найди-прикрепи. А подумай, сотвори? Об этом начнем судить завтра. О, судя по часам, уже сегодня.

 

Получила забавное письмо от участника сообщества следующего содержания:

Ирина, как человек в детстве не чуждый  
флоту,хочу спросить вас как лоцман  
боцмана - а почему именно боцман то? Они в  
основном больше по хозчасти - чистят  
палубы, например. Лоцманом быть лучше, и по  
статусу, и по смыслу.

 

Эх, хорошо им, морякам! А я вот прожила всю свою жизнь в самом центре континента. :( Вот и не знаешь толком, где лоцман, где боцман. Но интуиция меня все же не подвела. Нет уж, при том скопище непоняток пока еще здесь, все же боцман. Сначала попробуем все разложить по местам, прибрать, потом уже будем бороться за статусы и звания.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!


Дневник обучения группы Трое в лодке