Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации "Педагогический поиск по совершенствованию учебного процесса"

Фото пользователя Надежда Валерьевна Ткаченко
Submitted by Надежда Валерьевна Ткаченко on Sat, 09/05/2015 - 18:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ткаченко Н.В.
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского технического творчества города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Педагог дополнительного образования

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Проблема здоровьесбережения в условиях увлеченности ребенка новинками научно-технического процесса.</p>

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА ПК

Н.В. Ткаченко, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТТ г. Тихорецка

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского технического творчества города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

 

Ни для кого не секрет, что стремительное развитие технологий существенно перестраивает практику повседневной жизни современного человека. Сегодня просто бессмысленно пытаться изолировать себя или ребенка от новинок технического прогресса. Но как сделать так, чтобы увлеченность этими новинками не только приносила ребенку удовольствие, но и не навредила его здоровью? На мой взгляд, эта проблема с успехом решаема такой формой организации досуга детей, как творческое объединение «Основы технической культуры». Эта форма не только делает досуговую деятельность более разнообразной, но и придает увлеченности компьютером более рациональный характер.

Я думаю, что все согласятся с тем, что компьютер негативно влияет на здоровье ребенка. Давайте же подробнее рассмотрим, в чем заключается это негативное влияние и как эта проблема решается в нашем творческом объединении.

Во-первых, негативное воздействие на физическое здоровье ребенка. Повышенный фон рентгеновского и электромагнитного излучения от компьютера, повышенная температура и пониженная влажность воздуха, а также высокая концентрация положительных (тяжелых) ионов в помещении, где установлены ПК, негативно влияют на физиологическое состояние ребенка. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают на слизистые и в дыхательные пути, что приводит к першению в горле, покашливанию и рези в глазах из-за повышенной сухости слизистых. К тому же длительное пребывание за компьютером приводит к переутомлению и даже физическому истощению, так как нервная система ребенка просто не способна выдержать постоянное напряжение.

Эта проблема легко решается грамотной организацией физической среды (пространства помещения для проведения занятий и ограничение времени пребывания за ПК). Проведенные мной измерения рентгеновского и электромагнитного излучений показали, что уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен только с боковых и задних стенок монитора. Результаты измерений продиктовали расстановку компьютеров по углам помещения для занятий, чтобы излишнее электромагнитное излучение поглощалось стенами. Основная часть пространства – центр кабинета – отдана под творческую деятельность учащихся. Именно здесь происходят самые интересные этапы работы над мультфильмом. Вопрос поддержания комфортной температуры и влажности воздуха решился за счет ежедневной влажной уборки, проветривания, обилия комнатных растений, активно поглощающих углекислый газ и выделяющих кислород, а также установки аквариума. Помимо того, что аквариум с рыбками решает проблему поддержания необходимой влажности воздуха, он еще и способствует снятию нервного напряжения.

Во-вторых, сужение кругозора и деформация мышления. Если взаимодействие ребенка с компьютером происходит только по средствам игры, то постепенно происходит потеря способности фантазировать и думать. Ребенок просто выбирает один из возможных вариантов развития событий, количество которых строго ограничено конкретной игрой, при этом он не имеет возможности предложить свой альтернативный вариант. Со временем эвристическое желание теряется, и игра превращается в набор мышечных реакций, либо психологических рефлексов. Таким образом, происходит псевдообразование ребенка, не требующее мыслительных операций анализа, абстрагирования и моделирования. Как следствие ребенок теряет способность фантазировать, творить и воспринимать мир во всем его многообразии.

Эта проблема решается за счет грамотной организации образовательной среды. Под этим я подразумеваю использование технологий разноуровнего и проектного обучения, а также метода правополушарного рисования.

Система обучения в учреждении дополнительного образования предполагает, что в одном творческом объединении могут обучаться дети разные по возрасту, по физическим возможностям, по уровню интеллектуального развития и предпочтительным видам деятельности. Это открывает для педагога широкий спектр возможности реализации разноуровневого обучения.

На первом этапе происходит диагностика творческих способностей и предпочтений каждого ребенка. Затем все учащиеся творческого объединения делятся на гетерогенные группы с учетом их индивидуальных особенностей. При этом создаются условия для включения каждого ученика в актуальную для него деятельность и развития его способностей. Из состава группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо знающий предмет или владеющий определенными навыками, который оказывает помощь педагогу в работе с членами группы по созданию своей части проекта.

На этом этапе происходит включение ребят в проектную деятельность, где каждой группе представляется возможность попробовать себя в роли и сценаристов, и режиссеров, и художников, и операторов, и монтажеров, и аниматоров. Есть общая цель – создание мультфильма, которая достигается по средствам приложения усилий каждого члена коллектива, в зависимости от его творческих способностей и желаний. Сегодня одни ребята придумывают сюжет, вторые рисуют декорации, третьи работают над образом героя, четвертые выбирают время съемки и освещение. Завтра все может поменяться - и художник решит попробовать себя в роли сценариста, а сценарист примерит на себя образ оператора. К тому же группы работают не изолированно друг от друга. Все вместе они находятся в центре кабинета и имеют возможность активно наблюдать за работой друг друга и дополнять её эвристическими идеями и предложениями. Работая над мультфильмом, ребята учатся видеть многовариантность решений и творчески подходить к жизненным задачам.

Значительную часть работы над проектом по созданию мультфильма занимает процесс рисования, в котором, в силу своих способностей, участвует каждый ребенок. И здесь я стараюсь активно использовать метод правополушарного рисования. Это метод реалистичного рисования наблюдаемых или воображаемых объектов, то есть изображение того, что ребенок непосредственно видит или представляет.

Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть», не выстраивая длинных логических цепочек. Это нелинейное, а так называемое «мозаичное» мышление, когда, не имея полной информации об объекте или событии, а только разрозненные кусочки, ребенок выстраивает в воображении цельный образ. Со временем в процессе обучения правополушарное мышление, дающее способность к свободному от правил восприятию мира, зачастую подавляется, и ребенок начинает мыслить в рамках усвоенных научно-обоснованных логических цепочек.

В процессе работы над проектом я не даю конкретных задач, есть лишь общее направление рисования. Каждый ребенок самостоятельно изображает целостно воспринимаемую им картинку. Он сам решает, что в данный момент есть фигура, а что – фон. Это скорее интуитивное, чем обычное академическое рисование с его понятиями центра, углов, пропорции и свето-тени. Если ребенок чувствует, что изобразить доброту героя он может только через непропорционально-большие синие глаза, а показать динамику через длинные ноги, то никто не будет указывать ему на нарушение пропорции. Педагог может только сместить акцент внимания с фигуры на фон, сделав его для ребенка более ярким или актуальным в данный момент. Такой способ рисования не только позволяет сделать мультфильм более живым, но и развивает в ребенке восприимчивость и внимательность к окружающему миру, а также чуткость к себе и окружающим людям.

В-третьих, длительное увлечение компьютерными играми может привести к формированию компьютерной зависимости. В процессе игры в центральной нервной системе ребенка возбуждаются отделы, отвечающие за получение удовольствия. Как только прекращается игра, прекращается подача сигнала в головной мозг, и ребенок начинает ощущать дискомфорт. Со временем ребенок теряет интерес ко всему, кроме игры, приносящей удовлетворение.

Эта проблема решается по средствам грамотно организованной среды общения. Групповая работа над проектом позволяет сформировать и сохранить на занятиях теплую и дружескую атмосферу, способствующую искреннему общению и новым открытиям. Внесение посильной лепты в общее дело дает ребенку возможность реализовать свою основную потребность - предъявление себя как личности и индивидуальности в среде значимых других. Достижение желаемого результата способствует самореализации и самоутверждению в процессе занятия не за счет превосходства одного ребенка над другим, а за счет личного вклада в общегрупповую деятельность, где мысль одного ребенка стала продолжением догадки другого. Одновременно с этим происходит наработка умений общаться, объяснять, договариваться, делиться, быть внимательным к себе, к словам и чувствам других.

На занятиях в творческом объединении «Основы технической культуры» ребенок учится выражать себя через образы, краски, сюжет, музыку, вкладывая в мультфильм то, что происходит в его внутреннем мире, но по каким-то причинам не может быть объяснено им при помощи слов. Время, посвященное проекту, сторицей возвращается ребятам не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом, а также творческим подходом в решении жизненных задач.

Цитаты из первичных информационных источников не использовались.

Прикрепленный файлSize
Педагогический поиск по совершенствованию учебного процесса.docx19.33 KB