Содержание рабочей программы
Введение (1 ч). Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по разделу биологии «Основы генетики».
Тема 1. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков (1 ч). Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз», модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Тема 2. Законы Менделя и их цитологические основы (3 ч). История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал Г.Мендель.
Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (3 ч). Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.
Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов».
Практическая работа № 4 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов».
Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных и неаллельных генов
окраска ягод земляники при неполном доминировании;
окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
окраска венчика у льна – пример комплементарности
окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов
окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии
Тема 4. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (2 ч). Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера.
Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков».
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. (2 ч). Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.
Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование, на применение понятия - пенетрантность».
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и дальтонизма человека
Тема 6. Генеалогический метод (2 ч). Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. Установление генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной.
Практическая работа № 8 «Составление родословной».
Демонстрации: таблица «Символы родословной», рисунки, иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Тема 7. Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (2 ч). Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.
Практическая работа № 9 «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга»
Итоговое занятие (1 ч). Подведение итогов. Презентация учащимися проектных работ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны
Знать:
· общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
· законы Менделя и их цитологические основы
· виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
· сцепленное наследование признаков, кроссинговер
· наследование признаков, сцепленных с полом
· генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека
· популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)
Уметь:
- объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
- применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
- решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
- анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
- описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
- находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- профилактики наследственных заболеваний;
- оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Учебник для 10-11 класса под редакцией академика Д.К. Беляева, профессора Г.М.Дымшица. М.: Просвещение 2004.
2. О.А.Пустохина Биология 11 класс поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, Г.Д.Дымшица. В.: Учитель 2008.
3. Г.С.Калинова Биология: тематические и итоговые контрольные работы: 10 – 11 классы: М.: Вентана – Граф, 2011.
4. Г.А.Адельшина Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии; М.: Планета, 2011.
5. Г.И.Лернер Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2009.
6. Г.С.Калинова ЕГЭ 2012. Биология. Учебное пособие. М.: Интеллект - Центр 2012.
7. А.А. Кириленко Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно – методическое пособие. Ростов н\Д: Легион, 2009.
8. Электронное пособие «Уроки биологии в 11 классе» Кирилл и Мефодий
Интернет-ресурсы
http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru- научные новости биологии
www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пудостьская средняя общеобразовательная школа»
Календарно-тематическое планирование
элективного курса по биологии
для 11 класса
«Решение генетических задач»
учитель: Белых Тамара Владимировна