Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа элективного курса по биологии для 11 класса «Решение генетических задач»

Submitted by Тамара Владимировна Белых on чт, 14/05/2015 - 11:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
учитель: Белых Тамара Владимировна
Место работы, должность: 

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пудостьская средняя общеобразовательная школа»

 

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Пояснительная записка</strong></p> <p>1. Данная рабочая программа является авторской.</p> <p>2. Программа направлена на реализацию основных <strong><em>целей:</em></strong></p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Расширение знаний учащихся по генетике</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Раскрытие роли генетики в познании механизмов наследования, изменчивости и формирования признаков</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Формирование навыка решения генетических задач</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Развитие умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы, развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности)</p> <p>3. Рабочая программа разработана в соответствии с:</p> <p><strong>- </strong>Законом &laquo;Об образовании&raquo;, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по биологии (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года .№1089;&nbsp;</p> <p>- базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09.03.04;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>- федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных&nbsp; учреждениях, реализующих программы общего образования;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; - требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.</p> <p>&nbsp;</p> <p>4. Курс предназначен для подготовки школьников, которые в дальнейшем отдадут предпочтение экзамену по биологии, имеет образовательно-воспитательный характер и носит практико-ориентированный характер.</p> <p>Элективный курс включает материал по разделу биологии &laquo;Основы генетики. Решение генетических задач&raquo; и расширяет рамки учебной программы. Важная роль отводится практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ.</p> <p>5. Изучение данного курса&nbsp; основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией. Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической биологией, убедить их&nbsp; в возможности применения теоретических знаний для диагностики и прогнозирования наследственных заболеваний, успешной селекционной работы, повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.</p> <p>6. Программа курса рассчитана на 17 часов. Данный элективный курс будет преподаваться через неделю, чередуясь с элективным курсом по обществознанию.</p> <p>7. Данный элективный курс предполагает использование разнообразных форм контроля: зачётные работы, составление схем скрещивания, создание тематических презентаций, составление вопросников, тестов силами обучающихся,&nbsp; формирование тематических справочников, защита проектов. По итогам зачётных и практических работ учащихся, предусмотренных программой данного элективного курса, в журнале будет проставляться соответствующая отметка (зачёт; не зачет).</p> <p>Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, проектная деятельность обучающихся.</p> <p><strong>8. УМК:</strong></p> <p>1. Учебник для 10-11 класса под редакцией академика Д.К. Беляева, профессора Г.М.Дымшица. М.: Просвещение 2004.</p> <p>2. О.А.Пустохина&nbsp; Биология 11 класс поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, Г.Д.Дымшица. В.: Учитель 2008.</p> <p>3. Г.С.Калинова Биология: тематические и итоговые контрольные работы: 10 &ndash; 11 классы: М.: Вентана &ndash; Граф, 2011.</p> <p>4. Г.А.Адельшина Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии; М.: Планета, 2011.</p> <p>5. Г.И.Лернер Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2009.</p> <p>6. Г.С.Калинова ЕГЭ 2012. Биология. Учебное пособие. М.: Интеллект - Центр 2012.</p> <p>7. А.А. Кириленко Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно &ndash; методическое пособие. Ростов н\Д: Легион, 2009.</p> <p>8. Электронное пособие &laquo;Уроки биологии в 11 классе&raquo; Кирилл и Мефодий</p> <p>&nbsp;</p>

Содержание рабочей программы

Введение (1 ч). Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по разделу биологии «Основы генетики».

Тема 1. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков (1 ч). Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. Мейоз, его биологическое зна­чение. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз», модели-аппликации, иллюстрирую­щие законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Тема 2. Законы Менделя и их цитологические основы (3 ч). История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практическая работа  № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Практическая работа  № 2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал Г.Мендель.

Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (3 ч). Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.

Практическая работа  № 3 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

Практическая работа  № 4 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов».

Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных и неаллельных генов

окраска ягод земляники при неполном доминировании;

окраска меха у норок при плейотропном действии гена;

окраска венчика у льна – пример комплементарности

окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов

окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии

Тема 4. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (2 ч). Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера.

Практическая работа  № 5 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков».

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирую­щие законы наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.

Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом.  (2 ч). Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.

Практическая работа  № 6 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование, на применение понятия - пенетрантность».

Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и дальтонизма человека

Тема 6. Генеалогический метод (2 ч). Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. Установление генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной.

Практическая работа № 8 «Составление родословной».

Демонстрации: таблица «Символы родословной», рисунки, иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Тема 7. Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (2 ч). Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.

Практическая работа № 9 «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга»

Итоговое занятие (1 ч). Подведение итогов. Презентация учащимися проектных работ.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы элективного курса учащиеся должны

Знать:

·         общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач

·         законы Менделя и их цитологические основы

·         виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания

·         сцепленное наследование признаков, кроссинговер

·         наследование признаков, сцепленных с полом

·         генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека

·         популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)

Уметь:

  • объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
  • применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
  • решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
  • анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
  • описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
  • находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • профилактики наследственных заболеваний;
  • оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

 

Перечень учебно – методического обеспечения

1. Учебник для 10-11 класса под редакцией академика Д.К. Беляева, профессора Г.М.Дымшица. М.: Просвещение 2004.

2. О.А.Пустохина  Биология 11 класс поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, Г.Д.Дымшица. В.: Учитель 2008.

3. Г.С.Калинова Биология: тематические и итоговые контрольные работы: 10 – 11 классы: М.: Вентана – Граф, 2011.

4. Г.А.Адельшина Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии; М.: Планета, 2011.

5. Г.И.Лернер Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2009.

6. Г.С.Калинова ЕГЭ 2012. Биология. Учебное пособие. М.: Интеллект - Центр 2012.

7. А.А. Кириленко Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно – методическое пособие. Ростов н\Д: Легион, 2009.

8. Электронное пособие «Уроки биологии в 11 классе» Кирилл и Мефодий

Интернет-ресурсы

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education-Учебные материалы и  словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пудостьская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

элективного курса по биологии

для  11  класса

«Решение генетических задач»

 

 

учитель:  Белых Тамара Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ занятия

Тема

всего

теория

практика

Форма проведения

Деятельность учащихся

1.

Введение.

1 ч

1 ч

-

Вводная лекция; распределение тем сообщений, рефератов и исследовательских проектов; тестирование

Опорный конспект, составление терминологического словаря

2.

Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков.

1 ч

1 ч

-

Лекция, сообщения учащихся, работа с моделями-аппликациями и таблицами, тестирование

Опорный конспект, доклады, составление терминологического словаря (продолжение)

Законы Менделя и их цитологические основы (3 ч)

3.

Законы Менделя и их цитологические основы

 

1 ч

 

Семинар, работа в группах, тестирование

Опорный конспект, составление таблицы, составление терминологического словаря (продолжение)

4.

Практическое занятие  № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию. Зачетная работа.

5.

Практическое занятие  № 2 «Решение генетических задач на ди - и полигибридное скрещивание».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию (решение задач). Зачетная работа.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (3 ч)

6.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия

 

1 ч

 

Лекция с элементами беседы, работа с рисунками, иллюстрирующими взаимодействие аллельных и неаллельных генов, работа по тексту

Опорный конспект, составление опорных схем, составление терминологического словаря (продолжение)

7.

Практическое занятие  № 3 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию, презентация (решение задач). Зачётная работа.

8.

Практическое занятие  № 4 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию (решение задач). Зачётная работа.

Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (2 ч)

9.

Сцепленное наследование признаков и кроссинговер

 

1 ч

 

Лекция, работа с моделями-аппликациями, иллюстрирую­щих законы наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом

составление терминологического словаря (продолжение)

10.

Практическое занятие № 5 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию, составление вопросников (решение задач). Зачётная работа.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность (2 ч)

11.

Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность.

 

1 ч

 

Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания

 

Тезисная работа, составление опорных схем, составление терминологического словаря (продолжение)

12.

Практическое занятие  № 6 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование; на применение пенетрантности».

 

 

1 ч

Практическая работа

Отчет по практическому занятию, составление тестов, решение задач (работа в группах). Зачетная работа.

Генеалогический метод (2 ч)

13.

Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека.

 

1 ч

 

Беседа, работа по таблице «Символы родословной», рисункам, иллюстрирующим хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления, сообщения учащихся

Лекция, сообщения учащихся, составление терминологического словаря (продолжение), составление схемы родословной на примере своей семьи

14.

Практическое занятие № 7 «Составление родословной».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию, презентация (составление родословных). Зачетная работа.

Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (2 ч)

15.

Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга.

 

1 ч

 

Лекция, работа с формулой – выражением закона Харди-Вейнберга

Лекция, составление терминологического словаря (завершение)

16.

Практическое занятие № 8 «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга».

 

 

1 ч

Практикум

Отчет по практическому занятию. Зачётная работа.

17.

Итоговое занятие.

 

 

1 ч

 

Защита проектов.

Подведение итогов. Презентация учащимися проектных работ; своих терминологических словарей

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн