Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПРОГРАММА дополнительного образования общеразвивающего направления объединение «Открытый мир» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья .

Submitted by Наталья Александровна Трошина on Wed, 03/06/2015 - 20:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трошина Наталья Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД ДЮЦ "Гелиос", детский клуб "Факел", педагог дополнительного образования

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Дети &ndash; инвалиды дошкольного возраста не посещают детские сады, а школьники обучаются на дому. Эти дети изолированы от&nbsp; общества, у них отсутствует положительный опыт общения, не достаточно развито видение окружающего мира, а частности жизни. Для того, чтобы помочь таким детям приспособиться к окружающей действительности, сформировать и расширить социальный опыт, восстановить&nbsp; способности к бытовой и общественной жизни была разработана &nbsp;данная программа.</p> <p>&nbsp;Эта программа, будет содействовать адаптации&nbsp; детей-инвалидов, позволит создать условия для их полноценной жизни, поможет&nbsp; заполнить свободное время детей интересным и полезным содержанием. Реализация программы способствует расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности детей с ограниченными возможностями, привлечению их к&nbsp; участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе.</p>

ПРОГРАММА

дополнительного образования

общеразвивающего направления

объединение «Открытый мир»

для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья .

7-16  лет

Срок реализации – 1 год

 

 

Пояснительная записка.

В настоящее время в Российской Федерации более 500 тыс. детей-инвалидов, которые проживают и воспитываются в условиях семейного окружения. По статистике,именно во Владимирской области проживает 241,9 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них детей, имеющих инвалидность – 4316 чел.

В   г. Коврове и Ковровском районе в декабре 2012 года насчитывалось около 420 детей- инвалидов. И количество детей и семей их воспитывающих увеличивается с каждым годом.

Дети – инвалиды дошкольного возраста не посещают детские сады, а школьники обучаются на дому. Эти дети изолированы от  общества, у них отсутствует положительный опыт общения, не достаточно развито видение окружающего мира, а частности жизни. Для того, чтобы помочь таким детям приспособиться к окружающей действительности, сформировать и расширить социальный опыт, восстановить  способности к бытовой и общественной жизни была разработана  данная программа.

 Эта программа, будет содействовать адаптации  детей-инвалидов, позволит создать условия для их полноценной жизни, поможет  заполнить свободное время детей интересным и полезным содержанием. Реализация программы способствует расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности детей с ограниченными возможностями, привлечению их к  участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе.

Занятие тем или иным видом творчества позволит не только приобщить детей- инвалидов  к духовной культуре, поможет ему   в формировании личности, так же поможет  развить разные  способности, тем самым компенсирует физический дефект(инвалидность) или по крайней мере минимизирует значимость дефекта.

Социокультурную реабилитацию нужно рассматривать, как важную составляющую процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.  

Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют детей-инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала ребенка. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

 

 

 

Цель программы.

Обеспечение  максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе детей с ограниченными возможностями  через различные  виды социокультурной деятельности.

Задачи программы.

Развивающие:

 - использовать развивающий потенциал досуга для формирования социальных навыков, через  вовлечения детей в различные формы зрелищно-игровой и творческой деятельности;

    - развитие коммуникативных навыков;

Обучающие:

 – обучение детей с ограниченными возможностями различным  умениям и навыкам в   творческой и познавательной  деятельности;

- обучение  навыкам самообслуживания

Воспитательные:

- воспитание воли, выработка умения владеть собой, привитие  навыков взаимопомощи, ответственности перед собой и коллективом.

- воспитание культуры общения.

- воспитание в детях доброжелательности, чувства товарищества.

 

 Принципы реализации программы.

     Реализация программы предусматривает разумное сочетание общедидактических принципов с принципами личностно–деятельностного подхода к детям с ограниченными возможностями:

  • приоритет интересов ребёнка и его благополучие;
  • приоритет уникальности каждой личности;
  • опора на позитивные начала  в духовном и физическом развитии ребёнка;
  •  доступность предоставляемого материала;
  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

 

 

 Срок реализации программы: 1 год.

 Целевая группа:  дети и подростки с ограниченными возможностями.

Занятия проводятся в группе из 10 человек, с разными навыками и возможностями. Программа  рассчитана на 108 часов.

Занимаются дети 2 раза в неделю по 1,5 часа.

 Ожидаемые результаты:

  • расширение круга социокультурных мероприятий для детей с ограниченными возможностями;
  • повышение уровня информированности о возможных путях творческой и трудовой реализации для детей, подростков и безработных родителей;
  • сформированность   у детей с ограниченными возможностями и их родителей устойчивых  умений и навыков в  декоративно-прикладной и социально-трудовой деятельности

Учебно-тематический план. 

Направления:

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Игровой досуг

20

 

20

2.

Развлекательный досуг

22

 

22

3.

Познавательный  досуг

16

16

 

4.

Творческая мастерская

20

4

16

5

Коррекционный досуг

20

4

16

6

Библиотерапия

10

 

10

 

Итого

108

24

84

Содержательная часть.

Игровой досуг «Учимся играя»

Цель:

Совершенствование способов и навыков общения через настольно-печатные игры.

Задачи:

  • Воспитание стремления к объединению в устойчивые дружеские коллективы через игровую деятельность;
  • Способствование  речевому общению детей в игре, развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие организаторских и творческих способностей, чувства товарищества и коллективизма;
  • Развитие у детей с ограниченными возможностями психических процессов, ориентировки в пространстве, мелкой моторики кисти рук, конструктивных навыков;
  • Развитие умения играть в коллективе, подчиняясь правилам игры, развитие умения радоваться достижениям товарищам, избегая конфликтов.

Основные мероприятия

Настольно-печатные игры:

  • «Лото»
  • «Домино»
  • «Морской бой»
  • «Весёлый счёт»
  • «Бизнес-менеджер»
  •  «Шашки» и др.

 

Игровой досуг «Учимся играя»

Часть II

Цель:

Формирование социальной компетенции детей с ограниченными возможностями через сюжетно-ролевую игру и коммуникативную деятельность.

Задачи:

  1. Воспитание у детей устойчивых положительных чувств и привычек;
  2. Расширение способов общения со сверстниками и взрослыми в разной обстановке;
  3. Помощь детям в самореализации через социальную игру;
  4. Формирование умения выполнять принятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры и созданной жизненной ситуацией;
  5. Развитие творческого воображения, расширение сюжетов за счёт познаний об окружающей жизни;
  6. Воспитание этикета: вежливого общения с людьми различного возраста в различных ситуациях;
  7. Воспитание в детях доброжелательности, чувства товарищества.

 

Основные мероприятия:

Социально-бытовые игры:

  •  «Азбука вежливости»
  • «День рождения»
  • «Если друг попал в беду»
  • «На улицах города»
  • «Моя семья
  • «Уроки осторожности»
  • «Школа доброты»

 

Коррекционные занятия «Задачки для рук и ума».

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями и повышение уровня развития мелкой моторики кисти рук.

Задачи:

  1. Развитие внимания, памяти, воображения, мыслительных операций;
  2. Способности к сравниванию, обобщению, комбинированию;
  3. Формирование общих речевых навыков и обогащение словарного запаса детей;
  4. Развитие сенсорных способностей, тактильной чувствительности, глазомера и общего тонизирующего действия развивающих игр на организм детей;
  5. Развитие мелкой моторики кисти рук, ловкости в обращении с мелкими предметами, точности и координации движений пальцев рук;
  6. Воспитание в детях самоконтроля, усидчивости и дисциплинированности.

Основные мероприятия

  • Пальчиковая гимнастика
  • Зрительная гимнастика
  • Работа со счётными палочками
  • Развивающие игры:

*  «Конструктор»

            *   «Лего»

            * «Геометрическая мозаика»

            * «Шнуровка»

            * «Лабиринты»

  • Работа с развивающими альбомами для раскрашивания;
  • Рисование через кальку и экран копирования;
  • Альбом для раскрашивания

Познавательные занятия «Хочу всё знать».

Цель: Расширение представлений детей с ограниченными возможностями об окружающем мире.

Задачи:

  1. Пополнение знаний детей об окружающей действительности и расширение кругозора за счёт познавательных бесед, чтения художественной литературы, дискуссий, просмотра обучающих видеопрограмм;
  2. Уточнение и расширение знаний детей об истории России, традициях и праздниках русского народа;
  3. Расширение познаний детей о растительном и животном море;
  4. Ознакомление детей с элементарными представлениями о солнечной системе;
  5. Расширение знаний детей об окружающих нас предметах, их физических свойствах и практическом назначении, творческом применении;
  6. Формирование у детей экологических знаний и поведения, бережного и эмоционального отношения к природе;
  7. Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности, милосердия и чувства патриотизма;
  8. Ознакомление детей с их ближайшим окружением: семья, дом, улица, страна.  

Основные мероприятия:

Познавательные беседы:       

  • «Край родной»
  • «Что такое энциклопедия?»
  • «Этот удивительный мир насекомых»
  • «Моя семья, моя родословная»
  • «Роботы - наши помощники»
  • «Встреча с художниками мира»     
  • «Звезды и планеты»
  • «Я и мои права»

 

 

 

 

Познавательные занятия «Хочу всё знать».

Часть II

Цель:

Расширение представлений детей с ограниченными возможностями о себе и особенностях своего организма. Формирование положительных предпосылок здорового образа жизни. Наркопрофилактика.

Задачи:

  1. Расширение знаний детей о строения своего тела;
  2. Ознакомление детей с мерами охраны и профилактики здоровья своего организма, его функциональных органов и систем;
  3. Пополнение знаний детей о вреде «вредных привычках» курение, алкоголизм;
  4. Предоставление детям знаний о том, какой физический и психический вред приносят нашему здоровью наркотики;
  5. Повышение самооценки и самоуважения ребёнка к самому себе с целью помощи сказать наркотикам «нет»

Основные мероприятия

А) Темы занятий:

  • Строение тела: кости, мышцы. Сказка о правильной осанке.
  • О профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
  • Путешествие в страну «Дыхание». Правила доктора Айболита.
  • Сердце и его работа. Донорство.
  • Кожа. Гигиена кожи.
  • Мозг. Нервная система. Почему мы их должны беречь.
  • Зубы. Профилактика заболеваний полости рта.
  • Для чего нужны глаза и уши. Профилактика заболеваний.

Б) Темы занятий по наркопрофилактике:

  • Что такое наркотики.
  • Наркомания: полёт и падение.
  • Наркотическое рабство.
  • Скажи «нет» наркотикам.

Библиотерапия.

Цель:

 Содействовать социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями  посредством библиотерапии (лечение книгой). Социальная реабилитация ребёнка в мире современных проблем посредством литературы; терапия словом, заключённая в художественную форму.

 Задачи:

– содействие личностному развитию и саморазвитию детей с ограниченными  возможностями средствами библиотерапии.

– создание условий для повышения уровня информированности, расширения кругозора. 

- воспитание литературного вкуса и потребности в постоянном общении с книгой.

Методы  и формы библиотерапии:

  • «Сказкатерапия» (чтение  и обсуждение сказок)
  • «Стихотерапия» (чтение и заучивание стихов)
  • «Зоотерапия» (чтение и обсуждение книг о природе и о животных)
  • «Смехотерапия» (чтение юмористических рассказов)
  • Книжные выставки, тематические или приуроченные к  знаменательным датам «Великие люди России», «Братья наши меньшие» и др.

Развлекательный  досуг.

Цель: Повышение интеллекта и творческой любознательности детей с ограниченными возможностями.

Развитие коммуникативных навыков детей.

Создание условий для повышения уровня эмоциональной сферы.

Задачи: Формировать устойчивый интерес детей к выполнению заданий, конкурсов и головоломок, разыгрыванию сценок, исполнению песен и плясок;

  1. Расширять кругозор детей;
  2. Развивать творческую активность, любознательность, самостоятельность, соревновательный дух;
  3. Закреплять знания детей о русских народных сказках, пословицах и поговорках;
  4. Пополнять знания детей о русских народных праздниках и православных традициях России.
  5. Воспитывать в детях целеустремлённость, настойчивость в достижении результата, чувство товарищества и взаимовыручку, чувство воли и выдержку, стремление к победе.

Основные мероприятия.

  • Викторина «Загадки для эрудитов»
  • Развлечение «Мамин день»
  • Викторина «Путешествие в страну сказок»
  • Экологический праздник «Всего одна земля»
  • Викторина «Смешные ответы»
  • Развлекательная игра «Путешествие на машине времени в эпоху динозавров»
  • Посиделки «Смех вам, да веселье»
  • Цикл познавательно- развлекательных программ «Традиции и обряды русского народа»
  • Конкурсная программа «Животный мир нашей планеты»

Творческая мастерская.

Цель:

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в художественной деятельности через доступные средства изображения. Представление возможности и помощи детям в самореализации и самовыражении в творчестве.

Задачи:

  1. Развитие у детей творческой активности, инициативы и интереса к данному виду деятельности;
  2. Развитие наглядно-эстетического мышления и воображения у детей с ограниченными возможностями;
  3. Повышение у детей уровня внимания, любознательности, наблюдательности и усидчивости;
  4. Совершенствование зрительно-двигательной координации, глазомера, точности движений и ориентировки в пространстве;
  5. Обогащение сенсорного опыта и знаний детей о свойствах и назначении предметов и материалов;
  6. Повышение уровня развития мелкой моторики кисти рук, конструктивных способностей;
  7. Повышение уровня эмоциональной сферы через самовыражение ребёнка в творчестве.

Формы и методы работы:

  • Изготовление поделок из природного материала
  • Рисование    
  • Лепка из пластилина
  • Аппликация 
  • Цикл занятий: « Мы юные художники», «Лепим, клеим,  вырезаем», «Изготовление поделки-сюрприза»,
  • Создание коллективной композиции «Грибная поляна»
  • Выставка рисунка «Для милых мама»

 

Список   литературы  для педагога:

 

  1. Закрепина А.Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей          с ограниченными возможностями здоровья.// Дошкольное воспитание – 2009.- № 4.

 

2.  Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего   обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007. – 144 с.: ил.

 

3. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебно-методическое пособие. Под ред. Гайдукевич С.Е. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

 

4. Акатов Л.И.

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

 

 

 

Рекомендуемая литература для родителей:

 

 

1. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей /Пер. с англ. Н.Л. Холмлгоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с. – (Особый ребенок)

 

 

2. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой          грамотности родителей, вос-питывающих детей-инвалидов.

М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.

 

3.  Селигман. М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.

   М.: Теревинф, 2009

 

4.  Худенко Е.Д., Слободяник Н.П., Блудова А.А., Кальянов И.В., Пота-шова И.И., Любимова М.Н. Как научить ребенка-инвалида правилам поведения.

М.: АНМЦ «Развитие и кор-рекция», 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document: