Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Доброта сильнее страха»

Submitted by Анюзя Нургалиевна Гарифанова on Tue, 16/06/2015 - 17:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гарифанова Минзаля Альфредовна
Место работы, должность: 

МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

РТ г. Буинск, учитель начальных классов

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Разработать технологические карты уроков литературы в 4 классе на тему «Доброта сильнее страха (по рассказу А.П.Платонова «Никита» и сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)» и использовать их  на практике.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Коровина, В. Я. Литература. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  с прил.  на  электрон.  носителе : в 2 ч. /  В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2011.

2. Коровина, В. Я.  Читаем,  думаем,  спорим…  Дидактические  материалы. 4 класс / В. Я. Коровина, В. И. Коровин, В. П. Журавлев. – М. : Просвещение, 2011.

3. Коровина, В. Я.  Литература.  4 класс  :  метод.  советы  /  В. Я. Коровина, И. С. Збарский. – М. : Просвещение, 2004.

4. Еремина, О. А. Уроки литературы в 4  классе : кн. для учителя / О. А. Еремина. – М.: Просвещение, 2008.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 4 класс. – 5-е изд. – М.: ВАКО, 2013.

6. Презентации к урокам.

Используемая методическая литература: 
  1. Абрамова С.В. Проектная работа  в начальных классах : пособие для учителей / С.В.Абрамова. – М.: Просвещение, 2014. – 176с.
  2. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в  1-4 классах: пособие для учителей / И.Г.Добротина. – М.: Просвещение, 2014. – 192с.
  3. Конструирование технологической карты урока // http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/...
  4. Принципы и положения для работы с технологическими картами // http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  5. Современный урок в свете внедрения ФГОС  второго поколения //
  6.  http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2013/01/Sovremennyiy-urok-v-svete-vnedreniya-FGOS-vtorogo-pokoleniya.pdf
  7. Сомова Л.А. Коммуникативные основы моделирования уроков литературы // http://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-osnovy-modelirovaniya-urokov-literatury#ixzz3E27ECuRl
  8. Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС // http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/tehnologicheskaja-karta-uroka-kak-sovremenaja-forma-planirovanija-urochnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-trebovanijami-fgos.html
Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
<p><strong>Задачи проекта:</strong></p> <p><strong>1. </strong>Изучить требования к разработке технологических карт в ФГОС.</p> <p><strong>2. </strong>Определить структуру и содержание технологической карты по данному уроку в рамках конкретного УМК ( под редакцией В.Я.Коровиной).</p> <p><strong>3. </strong>Разработать комплект дидактических материалов в уроку (в данном случае &ndash; презентацию).</p> <p><strong>4. </strong>Провести урок с использованием технологической карты.</p> <p><strong>5. </strong>Оценить его эффективность.</p> <p><strong>Целевая группа проекта: </strong>учащиеся 4 класса общеобразовательного учреждения.</p> <p><strong>Объектом данного исследования является </strong>технологическая карта к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.</p> <p><strong>Предметом &nbsp;исследования являются </strong>технологические карты к урокам по литературе в 4 классе на тему &laquo;Доброта сильнее страха (по рассказу А.П.Платонова &laquo;Никита&raquo; и сказке К.Г.Паустовского &laquo;Теплый хлеб&raquo;)&raquo;</p>

 

 

Проектная работа.

«РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Доброта сильнее страха»

(По рассказу А.П.Платонова «Никита» и

сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)

 

 

 

 

Автор  проекта:

                                            Гарифанова Анюзя Нургалиевна

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

РТ г. Буинск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………….3
  2. Актуальность проекта……………………………………………………………….3
  3. Цель и задачи проекта………………………………………………………………5
  4. Проектное решение

(основные идеи проекта, отражающие его новизну)……………………………....5

  1. Ресурсное обеспечение урока………………………………………………………6
  2. Ожидаемые результаты реализации проекта…………………….…………….....6
  3. Основные критерии и показатели

эффективности реализации проекта………………………………………………..6

  1. Заключение………………………………………………………………………..…..7
  2. Список использованных документов и

     источников информации………………………………………..……………….….7

  1.  Приложения……………………….………………….…………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

В данном проекте представлены материалы, связанные с разработкой технологических карт уроков литературы в 4 классе на тему «Доброта сильнее страха (по рассказу А.П.Платонова «Никита» и сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)».

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта [7].

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией [3].

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока – отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока.

  1. Актуальность проекта

Требования современных стандартов образования прописывают необходимость создания технологических карт уроков, поскольку ТК  позволяет не только видеть учебный материал целостно и проектировать образовательный процесс, но и гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения [5].

 

Технологическая карта позволяет учителю:

  • повышать  научный уровень анализа урока и самоанализа;
  • определять универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решать организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт [4].

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработать технологические карты уроков литературы в 4 классе на тему «Доброта сильнее страха (по рассказу А.П.Платонова «Никита» и сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)» и использовать их  на практике.

Задачи проекта:

1. Изучить требования к разработке технологических карт в ФГОС.

2. Определить структуру и содержание технологической карты по данному уроку в рамках конкретного УМК ( под редакцией В.Я.Коровиной).

3. Разработать комплект дидактических материалов в уроку (в данном случае – презентацию).

4. Провести урок с использованием технологической карты.

5. Оценить его эффективность.

Целевая группа проекта: учащиеся 4 класса общеобразовательного учреждения.

Объектом данного исследования является технологическая карта к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.

Предметом  исследования являются технологические карты к урокам по литературе в 4 классе на тему «Доброта сильнее страха (по рассказу А.П.Платонова «Никита» и сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)» [2] [6].

 

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

См. Приложение 1. Технологическая карта №1. Доброта сильнее страха (по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»).

См. Приложение 2. Технологическая карта №2. Доброта сильнее страха (по рассказу А.Платонова «Никита») [1].

 

  1. Ресурсное обеспечение урока

1. Коровина, В. Я. Литература. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  с прил.  на  электрон.  носителе : в 2 ч. /  В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2011.

2. Коровина, В. Я.  Читаем,  думаем,  спорим…  Дидактические  материалы. 4 класс / В. Я. Коровина, В. И. Коровин, В. П. Журавлев. – М. : Просвещение, 2011.

3. Коровина, В. Я.  Литература.  4 класс  :  метод.  советы  /  В. Я. Коровина, И. С. Збарский. – М. : Просвещение, 2004.

4. Еремина, О. А. Уроки литературы в 4  классе : кн. для учителя / О. А. Еремина. – М.: Просвещение, 2008.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 4 класс. – 5-е изд. – М.: ВАКО, 2013.

6. Презентации к урокам.

 

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта
  1. Повышение качества знаний учащихся по предмету.
  2. Повышение мотивации учащихся на уроках литературы.
  3. Повышение степени удовлетворенности родителей процессом обучения.
  4. Методические материалы, изученные в процессе работы над ТК, могут быть использованы при подготовке уроков в дальнейшем.
  5. Данные ТК будут служить образцом для составления последующих технологических карт уроков (не только литературы, но и других учебных курсов).
  6. Материалы данного проекта могут быть использованы при работе методического объединения учителей-предметников.

7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерий эффективности

Измеритель

- Усвоение учащимися материала урока.

- Умение определять проблему урока.

- Умение связно, четко, ясно излагать свои мысли.

 - Умение провести параллель между миром художественного произведения и реальностью.

Ответы учащихся на уроке. Выполнение  домашнего задания

 

8.Заключение

         Данный проект позволяет достичь педагогу следующих результатов:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • обеспечить повышение качества образования;
  • использовать материалы данного проекта для проведения мастер-классов, выступления на МО;
  • использовать материал как практическую часть к научной статье.

 

9. Список использованных документов и источников информации

  1. Абрамова С.В. Проектная работа  в начальных классах : пособие для учителей / С.В.Абрамова. – М.: Просвещение, 2014. – 176с.
  2. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в  1-4 классах: пособие для учителей / И.Г.Добротина. – М.: Просвещение, 2014. – 192с.
  3. Конструирование технологической карты урока // http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/...
  4. Принципы и положения для работы с технологическими картами // http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  5. Современный урок в свете внедрения ФГОС  второго поколения //
  6.  http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2013/01/Sovremennyiy-urok-v-svete-vnedreniya-FGOS-vtorogo-pokoleniya.pdf
  7. Сомова Л.А. Коммуникативные основы моделирования уроков литературы // http://www.dissercat.com/content/kommunikativnye-osnovy-modelirovaniya-urokov-literatury#ixzz3E27ECuRl
  8. Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС // http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/tehnologicheskaja-karta-uroka-kak-sovremenaja-forma-planirovanija-urochnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-trebovanijami-fgos.html

 

 

 

10. Приложения

Приложение 1.

Тема

Доброта сильнее страха (по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)

Цель

 

Организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; формировать умение анализировать художественное произведение; научить видеть и понимать смысл поступков героя.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

 

Знать содержание  сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

Основные понятия

Добро, зло, страх, труд, образы,  символы

Межпредметные связи

 История, психология, технология

Ресурсы:

Методическое пособие (Поурочное планирование уроков литературы в 4 классе), наглядный материал, учебник, презентация

 Тип урока

Урок актуализации знаний

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Материально-техническое обеспечение (слайды)

I. Орг.момент

Цель. Включение в деятельность

Приветствие.

НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ

Страшно в лесу, 

А если в грозу? 

А в темноте ночи? 

Страшно очень.

И есть там медведь, 

и медведица есть, 

и волки даже!

А заяц как же?

А заяц живёт, 

и — ничего! 

И ёжик живёт, 

и детки его, 

и бегают детки, 

резвятся! 

И я не буду бояться!

                              Э. Мошковская

- А чего боитесь вы?

Нарисуйте свой страх  (учитель раздает белые листы)

Устные ответы (темноты, змей, пауков и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисование

Включение в учебный процесс

 

Слайд №1.

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Проверка домашнего задания. Учитель читает слова некоторых героев из сказки, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова: «Шёл через нашу деревню старый солдат… а потом ударил лютый мороз» (Бабушка Фильки);  «Да, плохо твоё дело! Бессмысленный ты гражданин!» (Панкрат); «Я соберу со всей деревни ребят… Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение» (Филька).

- А чего боялся Филька? Есть ли у него страхи?

-Как вы думаете, совершил ли Филька нехороший поступок? Отразился ли его поступок на жителях деревни? Сможет ли Филька вернуть себе расположение окружающих?

Над чем мы будем сегодня размышлять  на уроке?  Запишем тему урока: «Доброта сильнее страха» (по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»).

 

Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся (боялся  умереть от голода и холода, боялся просить прощения, боялся признать свою вину)

 

 

 

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Делать выводы, обобщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2.

III. Актуализация и углубление изученного. Работа с текстом

 

Цель  –актуализация знаний и развитие читательских умений

- Давайте вспомним содержание сказки.

-Где происходит действие сказки? В какое время? Каких героев можно назвать главными? Кто вызывает  теплые чувства? Кто из героев неприятен? Почему? Что в сказке реалистично? А где встречаем элементы собственно сказки?

 

 

Восстановить эпизод сказки по картинке (Картинки, относящиеся к содержанию сказки, появляются на электронной доске. Ученик пересказывает эпизод.  Если предмет встречается в нескольких эпизодах, другие учащиеся добавляют). На доске появляются изображения: сороки, мельницы, старого солдата, костра, хлеба.

 

Как вы думаете, почему сказка называется «Теплый хлеб»? 

Вспомните пословицу про хлеб (Хлеб  всему голова).

А что может быть теплым?

Теплыми могут быть и взаимоотношения между людьми, животными.  Тепло можно дарить другим.

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Сказка: сорока, силы природы.

Реальные: жители деревни, конь, Филька, бабка, Панкрат.

 

 

 

 

Пересказывают эпизод. Внимательно  слушают, при необходимости добавляют.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся (Хлеб – это знак гостеприимства, символ жизни, теплоты семейного очага).

Ответы учащихся (дом, одежда, взгляд, отношения…).

Записывают в тетради

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4. разграничивать основную и дополнительную информацию.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы; Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

Слайд №3,4,5,6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7, 8,9,10,11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №12.

IV. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Какие нравственные уроки мы вынесли из сказки?

Ответы учащихся (Нужно быть добрым, отзывчивым, не причинять вреда другим, отвечать за свои слова, уметь признавать ошибки…)

Записывают в тетради

Личностные результаты:

Формирование уважительного отношения как к человеку, так и к животному.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Слайд №13.

V. Итог урока. Цель – зафиксировать новое содержание

Кроссворд

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…

Самым интересным для меня..

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

  1.  

Ответы записывают в тетрадь

 

 

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Слайд №14,15

VI. Домашнее задание.

Из бумаги, на которой вы нарисовали свой страх, дома изготовьте квиллинг (аппликация из мелко нарезанных полосок бумаги). Изобразите то, что поднимает вам настроение. Подготовить пересказ рассказа «Заячьи лапы»

 

 

Слайд №16

 

Приложение 2.

Тема

«Доброта сильнее страхов» по рассказу А.Платонова «Никита»

Цель

 

Цель: научить детей понимать нравственную проблематику  рассказа  Андрея Платонова «Никита», обучить приемам работы с текстом; сформировать умение давать оценку поступкам героев и находить связь между миром художественного произведения и  реальностью.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

 

Знать содержание  рассказа А.Платонова «Никита», уметь определять тему произведения, выделять проблемы;

 

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать актуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Добро, зло, страх, труд, одиночество, образы,  символы

Межпредметные связи

 История, психология,  изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие (Поурочное планирование уроков литературы в 4 классе), наглядный материал, учебник, презентация

 Тип урока

Урок актуализации знаний

 

 

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Материально-техническое обеспечение (слайды)

I. Орг.момент

Цель. Включение в деятельность

Стихотворение «Страхи».

Учитель зачитывает стихотворение и задает вопрос : «А чего или кого  боитесь вы, ребята?»

«А как можно преодолеть эти страхи?»

«Почему я завела этот разговор?»

 

Отвечают на вопрос учителя. (Никита тоже испытывает чувство страха)

Включение в учебный процесс

 

Слайд №1

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Проверка Домашнего задания.

Ребятам было дано задание:1) нарисовать свой страх;

2) прочитать рассказ А.Платонова «Никита».

Фронтальный опрос.

  1. Ребята, кто главный герой рассказа?
  2. Сколько лет главному герою рассказа?
  3. К какому историческому периоду относятся события рассказа?
  4. Найдите в тексте информацию о жизни и судьбе родителей Никиты.
  5. А чем начинает заниматься мальчик Никита, оставшись дома один?

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

 

На доске изображение большого мешка. На него ученики прикрепляют свои рисунки. Применяя ранее полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

 

 

Предполагают, что будем говорить о Никите и его страхах.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения.

 

 

Слайд №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа с текстом

 Цель -развитие читательских умений.

 

 

Беседа  по  содержанию рассказа «Никита»:

- Что и почему пугает Никиту во дворе и в сарае?

Давайте  проследуем за мальчиком и познакомимся со всеми тайными жителями, которых боится Никита (Учащиеся должны восстановить маршрут героя).

-  Какие образы близких людей видит мальчик в окружающих предметах, какие чувства они вызывают у него?

 

 

 

 

 

 

 

- Как настроение Никиты зависит от погоды? Проанализируйте состояние Никиты в течение дня.

 

-  Когда исчезает страх мальчика перед внешним миром?

Отвечают на вопросы:

1) того, кто жил в бочке

2) маленьких водяных людей из колодца

3) змей

4) старого пня

5) стола

6) бани

7)кольев из ограды

 

 

 

(Банька: «Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова –и рот щербатый на голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело».

Солнце: «Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был к нему ласков и улыбался, когда был живой и смотрел на негою Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце».)

Когда светит солнце – ему хорошо, он чувствует защиту, а когда облака закрывают солнце – он занемог от страха.

Наутро Никита вышел во двор и сказал вслух всем, кто жил во дворе, - и лопухам, и сараю, и кольям в плетне, и пню-голове в огороде, и дедушкиной бане:

- К нам отец пришел. Он будет с нами вековать. Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не корябался оттуда наружу, на свет.

…Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки….

 - Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию.

 

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности.

 

 

 

Слайды №3,4,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №7.

IV. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Итоги.

- Какие чувства у вас вызвал рассказ А.Платонова?

 

- Какая фраза наиболее точно передает главную мысль рассказа А.Платонова?

 

- Каково значение имени Никита?

 

 

 

- Какие нравственные уроки вы вынесли из данного рассказа?

 

Сочувствие маленькому герою, уважение к его отцу, осознание необходимости труда в жизни человека.

- Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый

Значение имени Никита в переводе с греческого – победитель. Ребенок побеждает свои страхи, делая очень важное открытие: если трудиться, вкладывать душу в дело, то результат будет добрым, светлым, памятным.

Нужно трудиться.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы.

 

 

 

 

 

Слайд №8.

V. Итог урока. Цель – зафиксировать новое содержание

  1. – Какие образы защищают Никиту в рассказе? Почему?
  2. – Ребята, как вы думаете, почему вам было интересно читать рассказ «Никита»?
  3.  
  4. - Ваши сверстники тоже испытывают страх. Если бы они прочитали этот рассказ, помог бы он им преодолеть страхи?
  5.  
  6. – А какие еще способы победить страх вы знаете?

 

 

 

Чтение стихотворения «Страх»

 

 

Образ солнца = дедушка. Он любил Никиту при жизни, а сейчас защищает его с неба.

 

Потому что главный герой -  ребенок, и его чувства, ощущения, мысли порой были так похожи на наши. В этом ребенке каждый нашел чуточку себя.

Конечно, они бы поняли, что нужно разделять фантастический и реальный мир, трудиться, реальные дела делают мир добрее, светлее.

Сила воли (заставить себя не бояться); пойти к людям, которые тебя любят, и рассказать им о своих страхах;

Самостоятельно преодолеть свой страх, как крошка Енот из сказки английской писательницы Л.Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

 

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

Слайд №9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10.

 

 

 

 

 

Слайд №11.

VI. Домашнее задание.

На доске у нас огромный мешок с вашими страхами. Что же нам с ними сделать? Давай те их уничтожим? Как? При помощи уничтожителя бумаги. Что у нас получилось?

Что с этим можно сделать?

Создайте из этих полосок бумаги  свой магический амулет в технике «квиллинг».

 

 

Познавательные УУД: развитие творческих способностей

Регулятивные УУД: развитие навыков самоорганизации и саморегуляции при выполнении домашнего задания.

 

Слайд №12.

                   

 

Прикрепленный файл Size
Презентация проекта.pptx 8.56 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн