Вы не зарегистрированы

Авторизация



К вопросу об изучении произведений И.С.Шмелева в школе

Submitted by Светлана Валерьевна Холина on чт, 06/08/2015 - 15:51

С.В.Холина,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Йошкар-Олы»

К вопросу об изучении произведений И.С.Шмелева в школе

Книги И.С.Шмелева не входят в список для обязательного чтения и изучения в школе. Не все авторы школьных программ и учебников по литературе включают произведения И.С.Шмелева. Однако пройти мимо творчества талантливого русского писателя невозможно. Необходимо как можно раньше знакомить детей с его произведениями. Почему необходимо обращаться к книгам И.С.Шмелева? В чем ценность писательского наследия?

Интересна судьба и личность художника. И.С.Шмелев – большой писатель русского зарубежья первой волны. «Глубоко народное, даже простонародное начало; тяга к нравственным ценностям, вера в высшую справедливость и одновременно резкое отрицание социальной неправды определяют его натуру»[2,53]. Рожденный в Москве, впитавший ее патриархальный дух, И.С.Шмелев был религиозным человеком с четко обозначенными нравственными понятиями. Это очень русский писатель, прошедший со своей страной трудный путь потерь и обретений: мировая война, февральская и октябрьская революции, гражданская война, смерть горячо любимого сына, эмиграция – и постоянная мысль о России – «потерянном рае». Книги И.С.Шмелева проникнуты мыслью о России, дышат любовью к ней.

Произведения И.С.Шмелева – это ярчайшая и подробнейшая иллюстрация жизни начала XX века. Они «служат глубинному познанию России, ее корневой системы, пробуждению любви к нашим праотцам»[2,57]. Читая книги И.С.Шмелева (особенно «Лето Господне»), можно изучить исторический быт Москвы, узнать ее традиции и обычаи, проникнуться исконно российским духом. А это так важно сейчас, когда люди пытаются восстановить утраченные духовные ценности, когда в славном прошлом ищут поддержку сегодняшним благим делам.

 Книги И.С.Шмелева воспитывают любовь к родине, помогают ощутить чувство духовной близости со своими предками. В служении родной земле, в сохранении ее традиций, обрядов, верований, в трогательном поклонении ее святыням и внутренней памяти о своих предках видит писатель смысл жизни русского человека. В его книгах «Россия и православный строй ее души показаны силою ясновидящей любви»[1,176]. Память – основное богатство героев «Лета Господня». Человек беспамятный – не только неблагодарный, но и обездоленный, опустошенный, несчастный. Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Лето Господне»  И.С.Шмелев взял слова А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

В своих книгах И.С.Шмелев создает особый мир, от которого исходит свет патриотического одушевления и высшей нравственности. Небольшие по объему произведения И.С.Шмелева нравственно значимы. Велика их просветляющая сила. Писатель ненавязчиво, незаметно, с глубокой верой в правоту того, что составляло смысл его жизни, помогает нам жить достойно, преодолевать невзгоды и испытания, творить добро ближнему, радоваться хорошему и отвергать дурное. Это особенно важно в наше время, когда сбиты нравственные ориентиры, когда идет переоценка ценностей,  когда отсутствует четкое представление о значимости духовной составляющей в жизни человека, когда о душе, о совести забыли, «безнадежно расчеловечились», когда «уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас» [3,38.]. Исследователь творчества И.С.Шмелева И.А.Ильин так писал о книге «Лето Господне»: «Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, лечиться ею»[1,182]. Эти слова справедливы и к другим произведениям писателя. Книги И.С.Шмелева несут огромный нравственный заряд. Они учат жить по совести, «слушать свое сердце» («Неупиваемая чаша»).

Изучать произведения И.С.Шмелева в школе необходимо, чтобы познакомить учащихся с удивительным языком писателя. «И язык, язык… Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелева в русской литературе. …Этот великолепный, отстоянный народный язык восхищал и продолжает восхищать….На каждом слове – как бы позолота»[2,58]. Каждая фраза И.С.Шмелева дышит первородным знанием русского слова. Великий говор всех представителей народных слоев: от богатых купцов до мещан и приехавших из самых далеких российских провинций мужиков – льется на нас со страниц книг И.С.Шмелева, словно вся Русь заговорила и показала свое исконное истинное нутро. И.С.Шмелев – один из русских писателей, у которых «можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»[2, 58].

Небольшие фрагменты из произведений И.С.Шмелева можно использовать на уроках русского языка для комплексного анализа текста. Чтение художественного произведения – это способ создать чувственно-конкретный образ предмета, явления, разбудить эмоции, чувства, воображение, настроить на выполнение творческого задания, это способ разбудить и мобилизовать личность человека. Кроме того, работа с высокохудожественными текстами позволяет выполнить самые разнообразные виды грамматических заданий.

Представляется возможным и необходимым обращение к творчеству И.С.Шмелева уже в 5 классе. Знакомя учащихся с зимними календарными обрядами, можно обратиться к главам из книги «Лето Господне»: «Рождество», «Святки», «Круг царя Соломона», «Крещение». Дети среднего школьного возраста с удовольствием читают произведения И.С.Шмелева, в которых рассказывается о жизни, характере, повадках животных и птиц («Мой Марс», «Мэри», «Последний выстрел»). В 11 классе без произведений И.С.Шмелева невозможно полное и объективное освещение литературного процесса 20-х годов. «Голуби»(1918), «Солнце мертвых»(1924), «Про одну старуху»(1924), «Два Ивана»(1924), «В ударном порядке»(1925), «Чертов балаган»(1926) и др. дают возможность расширить исторический кругозор, передать ощущение трагизма всего вершашегося в России. Книги И.С.Шмелева, совершенно удивительные по поэтичности, духовному свету, драгоценным россыпям слова, служат глубинному познанию России, помогают раскрыть традиционные ценности русской жизни, способствуют национальному осмыслению, развивают духовную стойкость личности.

Каждый учитель найдет свой путь для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством  И.С.Шмелева - «самого русского из русских» писателей зарубежья, чьи произведения так необходимы современному человеку, мучающемуся вопросами: Как жить? Что делать?

Литература

  1. Ильин И.А. Творчество И.С.Шмелева.- В его кн: «О тьме и просветлении», Мюнхен, 1959
  2. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. И.С.Шмелев// Литература в школе.- 1990.- №5.
  3. Солженицын А.И. Жить не по лжи! // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. - №3.
  4. Шмелев И.С. Избранное.- М,1989

 

 

 


»  Tags for document: