Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО при обучении географии на разных ступенях образования.

Ответов - 19
Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 17 недель 5 days назад.

    Приближается закономерное событие всего учительского сообщества – августовские педагогические мероприятия 2015 года. Для учителей географии, в целях создания условий для стимулирования качественных изменений образовательного процесса по географии как основы для изменения качества образовательных результатов по предмету, предлагается обсудить на августовском межрегиональном интернет-форуме тему: «Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС общего образования при обучении географии на разных ступенях образования».

    В основе ФГОС, как и в предшествующих проектах образовательных стандартов, лежит принцип преемственности. Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.  Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

   Преемственность в условиях реализации ФГОС ОО рассматривается как механизм передачи эффективных способов деятельности, показывающая степень включения обучающегося в учебный процесс. Содержание обучения и способы его изложения должны обеспечивать эффективные способы деятельности учащихся. Работа  над учебными географическими умениями и их совершенствование проводятся в логической последовательности: начальная школа (как пропедевтика предмета географии) – основная – старшая школа.  Аспект преемственности географических знаний и умений предусматривает построение содержания, обеспечивающего формирования у учащихся географической картины мира, географического мышления и знакомящего с методами и языком географии, т.е. формирование элементов географической культуры учащихся, которая формируется на протяжении всего школьного образования.

    Осуществление преемственности системы географического образования на основе формирования признаков каждой ступени способствует повышению качества географического образования.

   Солидной пропедевтической основой изучения всей географии с 5 по 9 класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе. При изучении  этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, о глобусе, плане и географической карте. На этой первой ступени обучения уже должны быть заложены элементы географической культуры: пространственные и картографические представления, географические факты, номенклатура, то есть эмпирические знания, которые объективно легче теоретических, поэтому наиболее доступны младшим школьникам.

   Географические землеведческие курсы 5-6 классов предусматривают изучение достаточно сложных понятий и практических умений и навыков, при изучении которых формируются  важнейшие географические компетенции. Очень важно реализовать  возможность обстоятельно изучить такую важную тему, как «План и карта», выполняя под руководством учителя различные виды практических работ. Необходимо проведение специальных практикумов на местности при формировании важных умений ориентироваться на местности. Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат, для качественного усвоения которых необходимо предоставлять учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач.

   Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

   Курс «География России» изучается  в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Он содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них  приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

  На новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, и тем более курс «География России» не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных, хозяйственных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся  по применению результатов своих наблюдений, опытов и исследований на уроках географии.

   На данном форуме предлагается рассмотреть вопросы преемственности при переходе к разным ступеням обучения географии и проблемы их обеспечения на уровне:

  • Целей и задач;
  • Содержания географического образования;
  • На основе содержания учебников;
  • Организационных форм обучения;
  • Планируемых результатов;
  • Краеведческого подхода.

Уважаемые учителя ГЕОГРАФИИ образовательных организаций регионов России, приглашаем Вас принять участие в августовском педагогическом межрегиональном интернет-форуме: "Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС общего образования при обучении географии на разных ступенях образования". У Вас уже есть практика работы по ФГОС, положительный опыт успешного обучения географии, а также проблемы качественного достиженя его результатов. Коллеги, включайтесь в открытый диалог по обозначенной проблеме: делитесь находками, разрешайте наболевшие вопросы, выдвигайте предложения; демонстрируйте свою работу и оценивайте  работу других учителей географии. Успехов в обсуждении!

 

 

 

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Наталья Викторовна Донскова
Фото пользователя Наталья Викторовна Донскова
На сайте с: 15/09/2010
Баллы: 495
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 34 weeks назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Здравствуйте, Нина Андреевна, уважаемые коллеги. Тема, предложенная для обсуждения очень интересна и актуальна. В нашей школе мы обсуждали её на одном из педсоветов.

Обеспечение преемственности в преподавании географии является одной из важных задач стоящих перед учителем. Последовательный, логичный и плавный переход между программами начального и среднего образования является одним из условий успешной адаптации учащихся.

Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов и форм обучения. т.е. в конечном счёте – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования (А.А. Леонтьев).

Преемственность в изучении курсов «Окружающий мир» и «География» представляется в единстве: планирования содержания, методов, форм, средств обучения, педагогических действий и требований, создания условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Особое внимание  при этом должно уделяться обеспечению преемственности образовательных программ. Программы реализуется через УМК, которые должны быть подобраны с учётом преемственности. В большинстве школ учащиеся 4-х классов обучались по программе «Школа России», по учебникам «Окружающий мир» Плешакова А.А. Эту линию должны были продолжить учебники классической линии «Просвещения» или издательства «Русское слово». Но мы обучаем детей по учебникам издательства Вентана Граф. Эти учебники соответствуют программе «Школа 21 века». Тем самым обнаруживается одно из несоответствий к требованиям преемственности.


 

С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани  "СОШ №35"

Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 17 недель 5 days назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Спасибо, Наталья Викторовна, за оперативное включение в участие на форуме! Похвально, что ваша школа уделяет должное внимание вопросу преемственности в качественном образовании учащихся. Конечно же, пропедевтический курс "Окружающий мир" должен быть прекрасным мотиватором в качественном изучении географических курсов в основной школе. Однако, есть немало проблем в обеспечении преемственности преподавания географических знаний и умений в начальной и основной школе. Вы отметили несогласованность содержания учебников, мне бы хотелось ещё подчеркнуть - не понимание учителями начальных классов важной роли курса "Окружающий мир" в развивающем практико-деятельностном обучении учащихся. Для организации деятельности школьников и формирование у них практических умений география имеет идеальное средство - географическую карту. Это не просто - второй язык географии, международный язык общения, но, я считаю, карта - это ещё и своего рода энциклопедия, по которой очень много можно узнать об интересующих человека территории, объекте, стране и т.п. Очень бы хотелось, чтобы картографическим умениям в начальной школе уделялось должное внимание.

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Наталья Фёдоровна Щеглова
Фото пользователя Наталья  Фёдоровна Щеглова
На сайте с: 17/04/2010
Баллы: 310
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 15 недель назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Уважаемая Наталья Викторовна, здравствуйте.Целиком и полностью согласна с Вами насчет преемственности 4 -х классов в большинстве школ города ( сельских не знаю), связанной с  нашей географией. У меня внук в этом году закончил 4 класс, учил " Окружайку" по программе" Перспектива". Не буду судить о других предметах, но в "окружайке" окружающего было мало - сплошная история. В 5 классе он будет изучать географию А.А. Летягина издательства Вентана Граф. О какай  преемственности можен идти речь? Нам, учителяи географии надо просто бить тревогу. С уважением Щеглова Наталья Фёдоровна.

Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 17 недель 5 days назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Согласна, Наталья Фёдоровна, надо уделять должное внимание преемственности на основе содержания учебников. Нам, учителям географии надо работать в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, помогать и рекомендовать им вобор учебников по "Окружающему миру", чтобы была достойная подготовка к изучению в дальнейшем географии. Предлагаю даже, учителям географии давать показательные уроки по "Окружающему миру" в начальной школе, если мы хотим получить подготовленных к обучению географии учеников. Я в своё время, когда сын обучался в начальной школе, так поступала, и, надо сказать, получила большое удовольствие сама, вызвала гордость у сына, а учителя начальных классов увидели особенности географического подхода к обучению по данной дисциплине.

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Татьяна Анатольевна Скибо
Фото пользователя Татьяна Анатольевна Скибо
На сайте с: 26/02/2010
Баллы: 7320
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 33 weeks 11 hours назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Преемственность это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы

носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании

Применительно к обществу различают две стороны преемственности:

1.передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению

2.усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой

Преемственность объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования - обеспечение этой необходимой связи, согласованность, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов системы.

Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения. Этот процесс должен найти отражение в сетке календарно-тематического планирования.

Кроме этого при составлении тематических планов среди различных типов уроков целесообразно выделять специальные уроки, ведущей задачей которых выступает формирование и совершенствование географических умений обучающихся. Такие уроки проводятся как уроки-практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приёмам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.

2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.

3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Примеры формулировок задач: «Проанализировать климатические диаграммы»; «По картам атласа определить особенности размещения природных зон материка». Чёткая постановка познавательной задачи активизирует работу обучающихся.

4 После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий). 

5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:

кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»);

инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»).

С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 17 недель 5 days назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Доброго времени суток, Татьяна Анатольевна! В предложенных Вами рекомендациях отмечена важная проблема преемственности: необходимость координации  работы по формированию и развитию умений с учителями-предметниками. По ФГОС: учитель не транслятор знаний, а организатор развития метапредметных умений, которые формируются учителями всех предметов. Отношение к миру школьника при обучении по ФГОС должно сводиться к параметрам "ищу и нахожу", "думаю и узнаю", "пробую и делаю". В этом заключается ценностно-смысловой аспект преемственности в современном обучении. Спасибо за участие!

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Лилия Петровна Овсянникова
Фото пользователя Лилия  Петровна Овсянникова
На сайте с: 06/04/2010
Баллы: 70
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 40 недель назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Добрый день, коллеги!Переход в пятый класс- это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Предлагаю  памятку педагогам работающим в 5 классах.
Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
 Преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. 
 Учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
 

Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 17 недель 5 days назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Как же я рада, Лилия Петровна, приветствовать Вас на данном форуме как учителя географии Ростовской области! С большим уважением отношусь к коллегам данного региона.

С интересом познакомилась с Вашей памяткой для педагогов пятиклассников. Главное, что Вы верно отметили в памятке - это позитивная, доброжелательная, стимулирующая и поддерживающая работа с учащимися при обучению предмету, на что и нацеливают ФГОС. А оценочная деятельность, прежде всего, должна опираться на самооценку учащегося (к этому они уже должны быть готовы) и. конечно же, быть только позитивной, положительной. Отрицательную оценку учитель может поставить только себе, если не смог вовлечь каждого ученика в познавательную деятельность на уроке: есть деятельность - должен быть результат.

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Лилия Петровна Овсянникова
Фото пользователя Лилия  Петровна Овсянникова
На сайте с: 06/04/2010
Баллы: 70
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 40 недель назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр


 

Комментарий был изменен с момента создания (Овсянникова Лилия, чт, 20/08/2015 - 21:12).
Ольга Анатольевна Алиева
Фото пользователя Ольга Анатольевна Алиева
На сайте с: 15/05/2010
Баллы: 134
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 3 years 35 недель назад.
На: Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС ОО пр

Добрый день, уважаемые коллеги! Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Так как преемственность предполагает принятие общих  для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности, соответственно для успешного решения данной проблемы необходимо начинать работу как можно раньше. С учетом введения ФГОС приоритетной  целью школьного образования является развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД.  Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

    На мой взгляд, обеспечение преемственности при изучении разных курсов географии осуществляется  через содержание географического образования, поскольку география – это особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, требующая от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями на уроках географии уделяется формированию у учащихся ИКТ — компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практико-ориентированных задач. Очень важно не только сохранить практические навыки, приобретенные учащимися  как в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир», так и при изучении последующих курсов географии в средней и старшей школе, но и развивать их.

Первое условие обеспечения преемственности - усовершенствование существующей системы географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе в соответствии с выделенными аспектами преемственности. Применительно к начальной школе элементами системы являются представления, факты и элементарные причинно-следственные связи. Большинство географических фактов и представлений связаны с картой. Карта-это второй язык географии, без прочтения и понимания карты нельзя изучить географию, поэтому на этом этапе можно ввести картографический блок «Путешествие по картам атласа», который  позволит повысить качество пропедевтической подготовки школьников, станет стержневой частью в обучении учащихся географических объектов,  обобщает полученные в 1-4 классах элементарные представления учащихся о географических объектах и «прикрепляет» их к карте; увеличивает количество практических умений школьников в работе с разными по охвату территории и тематике картами; обеспечивает более тесную «стыковку» с содержанием начального курса географии 5-6 классов.

Вторым условием обеспечения преемственности является реализация эффективных форм организации учебной деятельности. Исследования  показали, что сконцентрированный картографический материал утомляет учащихся, интерес к знаниям уменьшается, поэтому изучение географических объектов и явлений должно происходить в неразрывной связи с «человеком». Установлено, что применение приема, при котором отдельные территории России (Урал, Кавказ, Восточно-Европейская равнина) изучаются на основе специально отобранных легенд, былин и сказов с географическим содержанием, а также с использованием физической карты России способствуют: 1) «очеловечиванию» содержания, то есть показу отдельных территорий через восприятие их людьми, жившими и живущими на них; 2) созданию яркого образа изучаемой территории; 3) организации оценочной деятельности учащихся; 4) организации деятельности учащихся по извлечению и анализу географической информации из физической карты России, текстов легенд, сказов, былин.

 Таким образом, можно выделить некоторые особенности познавательных задач, практических заданий, учебных диалогов и ролевых игр, определившие выбор их как методического условия обеспечения преемственности: 1) использование указанных форм организации познавательной деятельности должно соответствовать возрастным особенностям учащихся; 2) в ходе решения практических задач  активизируется мышление учащихся, устанавливаются цепи умозаключений, обеспечивается развитие школьников, а, следовательно, реализуется логический аспект преемственности; 3) указанные формы организации обучения формируют базу географических фактов и определенный запас номенклатуры, а также картографические представления, и тем самым обеспечивают реализацию логико-содержательного аспекта преемственности; 4) задачи, ролевые игры и учебные диалоги позволяют ребенку осознать значимость получаемых знаний и умений в повседневной жизни, что соотносится с ценностно-смысловым аспектом преемственности.

 Учебная задача - задания, в которых субъект на основе известного осуществляет целенаправленный поиск неизвестного через включение промежуточных мыслительных действий.

С уважением, учитель географии МБОУ г. Астрахань "Гимназия №1"  Алиева Ольга Анатольевна