Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Занимательное черчение

Submitted by Мария Васильевна Трубникова on Fri, 11/09/2015 - 12:05

 

                               Пояснительная записка

 

   Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями.

    В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача общегосударственного масштаба.

   Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она

  •  содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников;
  •   обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники; умением читать и выполнять различную чертежно-графическую информацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;
  •   формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;
  •   способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;
  •   оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая его характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, плановость в работе;
  •    помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия и т.д.

 

  Цель обучения: активизировать процесс овладения графической культурой, сформировать познавательный интерес и потребность к самостоятельному творчеству

  Задачи курса:

  • научить школьников читать и выполнять чертежи, решать проблемные задания, головоломки, загадки, ребусы, шарады, кроссворды и т.д.;
  • научить моделировать и конструировать, создавать проекты, пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
  • развить желание, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения задач;
  • при самостоятельном решении задач выработать у учащихся: внимательность, настойчивость, умение преодолевать трудности;
  • сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;

  - сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.

   Акцент данной программы сделан на способность ученика удивляться – ценнейшей из способностей человечества, в основе чего лежит акт познания.

   Основу программы кружка «Занимательное черчение» составляют вопросы и задачи, для решения которых требуется конструкторская смекалка и знание законов черчения.

   Успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, творческих заданий, занимательных задач, конкурсов. Грань, отделяющая серьезную науку от занимательной, зыбка и подвижна. Роль развлекательного элемента в обучении черчению не в том, чтобы науку, предмет превращать в забаву, а напротив, забаву ставить на службу обучению. Занимательность – главное средство популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нам процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Занимательная наука делает труд ученика интересным, а потому приятным.

  Программа состоит из 9 разделов, каждый раздел из двух частей:

  -первая часть – в занимательной форме осваиваются или повторяются необходимые теоретические сведения, дается материал, расширяющий кругозор школьника;

 - вторая часть – включает творческие задания.

  Занимательная наука делает труд ученика интересным,  а потому эффективным. В программу включены элементы занимательности: новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все  эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного процесса, обостряющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, искать объяснение тому или иному явлению.

  Занимательные задания, побуждающие работать мысль учащегося:

 - вербальные головоломки6 кроссворды, чайнворды, ребусы, загадки;

 - проблемные. Частично-поисковые и исследовательские методы;

- игровая деятельность: дидактические игры, деловые игры, игровые ситуации;

- конкурсные программы;

 - проектная деятельность

Методы работы

При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, видеофильмов, DVD, диафильмов, диапозитивов, проектов, макетов; наблюдения; объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы учащихся и работы группами, а также деятельность всего класса.

  Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Программа рассчитана на учащихся 8, 9 классов. Занятия проводятся группой в 15человек. Проводится занятие один раз в неделю по 2 учебных  часа в соответствии с нормами СаНПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.. В год - 68 занятий.

Срок реализации: 1год.

Методы оценки результативности программы:

  • Количественный анализ;
  • Посещаемость;
  • Фиксация занятий в рабочем журнале;
  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

          Практические материалы.

В настоящую программу, максимально соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях  при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.

Изучение материала отнесено к трудовым дисциплинам области «Технология».

                                  Содержание программы

1.Чертежные инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Оформление чертежей.(4 часа)

     Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности. Современные методы выполнения чертежей.

  Виды графических изображений. Исторические сведения о развитии чертежа.

  История инструментов, принадлежностей. Стандарты, форматы, шрифты.

  Масштабы, размеры, их история.

 Композиция чертежа.

 Творческие задания.

Решение головоломок, кроссвордов.

Составление картинного (пиктографического) письма.

  1. Геометрическое черчение. ( 6 часа)

История геометрических построений

Прикладная направленность геометрических построений.

Сопряжения. Виды сопряжений и примеры их использования.

Творческие задания.

Конструирование графического образа-знака.

Нитяной чертеж.

Графические образцы-знаки: логотипы, символы, товарные знаки.

Сопрягаемые линии в очертании животных.

Орнамент из лекальных кривых.

  1. Формы и их элементы. Развертки фигур. ( 6 часа)

         Знакомство с формами и их элементами. Анализ геометрической формы предмета.

Чертеж и развертка.

Стороны, ребра, вершины.

Геометрические формы вокруг нас.

Творческие задания.

     Развертки геометрических форм: куба, шара, конуса, пирамиды, и т.д.

     Свертка и раскладка..

Найти модель по развертке

  1. Аксонометрическое и прямоугольное проецирование.

(20 часов)

Процесс проецирования, виды проецирования. Проецирование на одну, две, три плоскости.

Виды, история видов.

Чертеж и рисунок.

О практике черчения.

Аксонометрические проекции. Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции. Технический рисунок.

Луч определяет проекцию.

Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции.

Когда прямая превращается в точку.

Замечательные кривые: эллипс ,парабола, спираль Архимеда

О предметах, имеющих плоские срезы.

Загадочные проекции простых тел.

Творческие задания.

Оптические иллюзии. Оптические иллюзии в картинах художника С. Дали, в литографиях голландского художника М. Эшера.

Откуда упало яблоко.

Конструкторские смекалки.

Опыт с дверью.

 Пересекаются ли провода?

 Следы на эпюрах.

Логика в черчении.

Проволочные головоломки.

  1. Сечения и разрезы. ( 10 часа)

Процесс получения сечений и разрезов, их отличия, назначение, применение.

Особенности выполнения сечений. Образование разрезов.

Классификация разрезов.

Соединение вида и разреза.

Разрезы в аксонометрической проекции.

Творческие задания.

Сечение без отсечения

  1. Системы передач. (4 часа)

Передача движений, виды передач.

История колеса, его конструкция. Чертеж колеса.

Творческие задания.

Задачи на передачу движений.

  1. Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.

( 10 часа)

  История крепежных деталей.

  Чертежи типовых соединений деталей.

Разъемные и неразъемные соединения деталей в изделиях, представляющих собой сборочные единицы 

  Неразъемные соединения.

  Резьба. Изображение и обозначение резьбы.

  Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения.

Работа со справочным материалом.

История сборочных чертежей. Чтение сборочного чертежа.

Творческие задания.

Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»

8. Занимательная терминология. (2 час)

  Сходство форм предметов с их названиями.

9. Чертежные игры. (4 часа)

10. Диагностика графической подготовки. (2 час)

  Тестирование

Учебно-тематический план

 

 

раз-дела

 

Разделы и темы

 

Практика

Общее количество часов

1

Чертежные инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Оформление чертежей.

 

Творческие задания.

 

4

 

Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности. Современные методы выполнения чертежей.

Решение головоломок, кроссвордов.

 

 

Виды графических изображений. Исторические сведения о развитии чертежа.

  История инструментов

Решение головоломок, кроссвордов

 

 

История инструментов, принадлежностей. Стандарты, форматы, шрифты.

Составление картинного (пиктографического) письма.

 

 

Композиция чертежа.

 

Решение головоломок, кроссвордов.

 

2

Геометрическое черчение.

 

Творческие задания.

 

6

 

История геометрических построений

 

Творческие задания.

 

 

Прикладная направленность геометрических построений.

 

Конструирование графического образа-знака.

Нитяной чертеж

 

 

Прикладная направленность геометрических построений.

 

Конструирование графического образа-знака.

Нитяной чертеж

 

 

Прикладная направленность геометрических построений.

 

Графические образцы-знаки: логотипы, символы, товарные знаки.

 

 

Сопряжения. Виды сопряжений и примеры их использования.

 

Графические образцы-знаки: логотипы, символы, товарные знаки.

 

 

Сопряжения. Виды сопряжений и примеры их использования.

 

Сопрягаемые линии в очертании животных.

Орнамент из лекальных кривых.

 

3

Формы и их элементы. Развертки фигур.

 

Творческие задания.

6

 

 Знакомство с формами и их элементами.

 

Развертки геометрических форм: куба, шара, конуса, пирамиды, и т.д.

 

 

Анализ геометрической формы предмета.

Развертки геометрических форм: куба, шара, конуса,

 

 

Чертеж и развертка.

 

Свертка и раскладка..

 

 

Стороны, ребра, вершины.

 

Найти модель по развертке

 

 

Геометрические формы вокруг нас.

 

Творческие задания.

 

 

Творческие задания.

 

Творческие задания.

 

4

Аксонометрическое и прямоугольное проецирование.

 

Творческие задания.

 

20

 

Процесс проецирования, виды проецирования.

 

Оптические иллюзии.

 

 

Проецирование на одну, две, три плоскости.

Конструкторские смекалки.

 

 

Проецирование на одну, две, три плоскости.

Конструкторские смекалки.

 

 

Проецирование на одну, две, три плоскости.

Конструкторские смекалки.

 

 

Виды, история видов.

 

Конструкторские смекалки.

 

 

Чертеж и рисунок.

 

Конструкторские смекалки.

 

 

О практике черчения.

 

Оптические иллюзии

в

картинах художника С. Дали, в литографиях голландского художника М. Эшера.

 

 

Аксонометрические проекции.

Откуда упало яблоко

 

 

Аксонометрические проекции.

Опыт с дверью.

 

 

Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции.

Пересекаются ли провода?

 

 

Изометрия квадрата, окружность в изометрической проекции.

Следы на эпюрах.

 

 

Технический рисунок.

 

Логика в черчении.

 

 

Луч определяет проекцию.

 

Проволочные головоломки.

 

 

Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции.

Проволочные головоломки.

 

 

Проекции точек. Геометрические тела и точки на их поверхности. Проекции точки в реальной конструкции.

Проволочные головоломки.

 

 

Когда прямая превращается в точку.

 

Конструкторские смекалки

 

 

Замечательные кривые: эллипс ,парабола, спираль Архимед

Конструкторские смекалки.

 

 

О предметах, имеющих плоские срезы.

 

Конструкторские смекалки.

 

 

Загадочные проекции простых тел.

Творческие задания.

 

 

Загадочные проекции простых тел.

Творческие задания.

 

5

Сечения и разрезы.

 

Творческие задания.

 

10

 

Процесс получения сечений и разрезов, их отличия, назначение, применение.

 

Творческие задания.

 

 

Процесс получения сечений и разрезов, их отличия, назначение, применение.

Творческие задания.

 

 

Особенности выполнения сечений

Творческие задания.

 

 

Образование разрезов.

Творческие задания.

 

 

Классификация разрезов.

 

Творческие задания.

 

 

Соединение вида и разреза.

 

Творческие задания.

 

 

Соединение вида и разреза.

 

Творческие задания.

 

 

Разрезы в аксонометрической проекции.

 

Творческие задания.

 

 

Разрезы в аксонометрической проекции.

 

Творческие задания.

 

 

Творческие задания.

Сечение без отсечения

 

Творческие задания.

 

6

Системы передач.

 

Творческие задания.

4

 

Передача движений, виды передач.

 

Творческие задания.

 

 

История колеса, его конструкция. Чертеж колеса.

Творческие задания.

 

 

Творческие задания.

Задачи на передачу движений.

Творческие задания.

 

 

Творческие задания.

Задачи на передачу движений.

Творческие задания.

 

7

Соединения деталей. Сборочные и строительные чертежи.

 

Творческие задания.

 

10

 

История крепежных деталей

 

 

 

Чертежи типовых соединений деталей.

 

 

 

Разъемные и неразъемные соединения деталей в изделиях, представляющих собой сборочные единицы 

 

 

 

Неразъемные соединения.

 

 

 

Резьба. Изображение и обозначение резьбы.

 

 

 

Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения.

 

 

 

Разъемные резьбовые и нерезьбовые соединения.

 

 

 

Работа со справочным материалом.

 

 

 

История сборочных чертежей. Чтение сборочного чертежа.

 

Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»

 

 

Творческие задания.

Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»

Чтение с увлечением: «Чтение сборочного чертежа»

 

8

Занимательная терминология.

 

Творческие задания.

 

2

 

Занимательная терминология.

 

 

 

Сходство форм предметов с их названиями.

 

 

9

Чертежные игры.

 

 

Творческие задания.

 

4

10

Диагностика графической подготовки.

 

Тестирование

2

 

Всего:

 

68

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

 Должны знать:

 - основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости проекций;

- алгоритм построения чертежа , представленного одним, двумя и тремя видами;

- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;

- расположение осей аксонометрической проекции;

- алгоритм построения эскиза;

основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, алгоритм их построения;

- условное изображение и обозначение резьбы

- виды разъемных неразъемных соединений

- условности и упрощения на сборочных чертежах;

 - особенности оформления архитектурно-строительных чертежей.

 Должны уметь:

- анализировать геометрическую форму предмета в натуре, по наглядному изображению и комплексному чертежу;

- анализировать графический состав изображения;

- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;

читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения;

- выбирать главное изображение, характер, количество изображенрий;

- выполнять необходимые сечения и разрезы;

- выполнять чертежи разъемных соединений;

-читать и деталировать сборочные чертежи;

-читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи

применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования

   Литература:

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. общеобразовательных учреждений. –  4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2009

2.  Воротников Е.А. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.

3.  Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение. 7-9кл.: Рабочая тетрадь № 1. – М.: Владос, 2000

4.  Ситдикова, Л Н. Графические кроссворды по черчению //Школа и производство. - 2003. № 8. - С. 72-75

5. Большая книга веселого досуга. - 2005. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн