Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Природные сообщества

Фото пользователя Светлана Федоровна Полякова
Submitted by Светлана Федоровна Полякова on пн, 12/10/2015 - 03:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полякова С.Ф.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ с. Никольское" МО "Енотаевский район", учитель биологии и географии

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Образовательные: Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.  Объяснять сущность  понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни  его обитателей

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный  выбор, активную позицию.

-  Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивание, контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность,  взаимоконтроль и самоконтроль

- Коммуникативные УУД:  строят диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество ,  с достаточной полнотой и точностью выражают свои проблемы.

 Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать различных по структуре природных сообщества, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения признаков, формулирование проблемы, формулирование познавательной цели.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Биология". авт. И.Н.Пономарева.- Москва, Издательство Вентана-Граф,2013год

Используемая методическая литература: 

 ЦОР сети Интернет

Используемое оборудование: 

ПК, проектор, мультимедийный  экран, магнитная доска

 

Используемые ЦОР: 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Тест`природные сообщества

[DOC]

 

Видеофрагмент

 

http://www.proshkolu.ru/user/i-potanina/file/2302913/ автор

Ирина Сергеевна Янович1

2.

Видеоотрывок из сериала ВВС "Природные сообщества разных континентов»

Видеофрагмент

Видеофрагмент

2 Видеоотрывок из сериала ВВС "природные сообщества разных континентов

http://www.google.ru/#sclient=psy-ab&hl=ru&newwindow=1&site=&source=hp&q=%22www.torrentino.com%2Ftorrents%2F732883&btnK=Поиск+в+Google&oq=%22www.torrentino.com%2Ftorrents%2F732883&gs_l=hp.12...3699.3699.1.6251.1.1.0.0.0.0.284.284.2-1.1.0...0.0...1c.jVzO6_-Q4rA&psj=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.,cf.osb&fp=ba0d2971433ef248&biw=1237&bih=844

 

3.

Презентация к уроку «Цепи питания»

Презентация

 

 Презентация

http://www.rusedu.ru/userupload.php

 

4.

Презентация к уроку биологии "Среда обитания организмов"

Интерактивное издание

Слайды

4 http://www.uchportal.ru/load/75-3-2

 

5.

Презентация  "Карнавал животных"

Интерактивное задание

Слайды с изображением животных

5. http://www.uchportal.ru/load/75-3-2

 

6.

Презентация  "Природа вокруг нас»

Интерактивное задание

Слайды

6. http://www.uchportal.ru/load/75-3-2

 

 

7.

Редкие животные России

Фотографии

 Фотографии редких животных, обитающие в России

7. http://www.priroda-amway.ru

 

 

Краткое описание: 
<p>Данный урок составлен согласно требованиям ФГОС нового поколения.<span style="line-height:1.6">В поцессе урока учащиеся знакомятся с &nbsp;понятием &quot;природное сообщество&quot;, узнают какие компоненты входят в его состав, а так же &nbsp;выявляют связи между ними, работают с первоисточниками, извлекая &nbsp;из них необходимую информацию. В процессе урока используется проектор, мультимедийный экран, магнитная доска, ПК..&nbsp;</span></p>

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : « Природные сообщества»

 

  1. Цель  урока:

Образовательные: Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.  Объяснять сущность  понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни  его обитателей

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный  выбор, активную позицию.

-  Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, сравнивание, контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность,  взаимоконтроль и самоконтроль

- Коммуникативные УУД:  строят диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество ,  с достаточной полнотой и точностью выражают свои проблемы.

 Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, моделировать различных по структуре природных сообщества, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения признаков, формулирование проблемы, формулирование познавательной цели.

 

  1. Задачи:

1.Раскрыть понятие «Природное сообщество».

2.Выяснить его основные компоненты, сложность их взаимоотношений на примере пищевых связей или цепей питания, их роль с другими связями в обеспечении круговорота веществ и энергии.

3.Уметь составить простые пищевые связи.

4.Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.

5.Делать выводы, обобщать.

 

10.Тип урока: урок открытия новых знаний

 

11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная  и групповая.

 

12.Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, мультимедийный  экран, магнитная доска

 

13.Структура и ход  урока

 

ЭТАП УРОКА.

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент мотивация к учебной деятельности

 

1.Слайд1*

2.Музыкальное сопровождение.

http://mpoisk.com/music/если+друг+улыбнется/

Обеспечивает открытую, доброжелательную  обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.

Подготовка ЭОР к работе

Вступление-приветствие

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…  Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки). Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!

 

Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

 

Приветствует учителя

1  мин.

2.

Актуализация опорных знаний

1.Видеофрагмент (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

2. На столах  файлы с изображениями живых организмов

Обеспечивает просмотр видеофрагмента из к/ф «Живая природа» (30 сек)

 

Вопросы:  О чем рассказал нам видеофрагмент? (О различных живых организмах и местах их обитания) Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? ( О разных группах живых организмов)

 

Делит класс на три - четыре рабочие группы

Задания для групп:

- из предложенных изображений живых организмов выбрать только те, которые обитают вместе на одной территории

Просматривают видеофрагмент, анализируют информацию, делают выводы, отвечают на вопросы

 

 

Рассматривает файлы, анализирует, обсуждает, выполняет задание,  осуществляет взаимопроверку

4 мин.

3.

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2 -6

 

 

 

 

Проблемный вопрос: Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

- Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит?  Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.

(Мозговой штурм) Внимание! Перед нами слайды с изображением различных животных. (Слайды 2-5) Попробуйте объяснить мне, почему животные размещены по группам именно  в таком порядке? Что их связывает между собой?

……………………………………………

 Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно

Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок

Лягушка, аист – болото, вода

Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.

Что их связывает между собой? (Среда обитания или условия существования)

- Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,

Зебру и аиста; Белого медведя и лягушку;

Варана и лису?

– А почему? (Живут в разных  средах жизни,  где разные условия для существования.)

: Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? (Никто, ведь данные животные никогда не встретятся т.к. условия их существования различны)

 

анализируют, рассуждают, обсуждают, перечисляют, дают ответ,  рассматривают слайды,корректируют ответы товарищей, делают выводы

5мин.

4.

Формирование темы урока, постановка цели

Слайд 1

Учитель обобщает ответ ученика, подводит к  мысли о том, что этот урок будет посвящен изучению живых организмов обитающих на одной и той же территории и в одних и тех же условиях среды – в «Природных сообществах» (например)..

-Тема сегодняшнего урока «Природные сообщества» (Слайд1) Давайте  внимательно посмотрим на запись темы урока. Слово «природные » нам хорошо знакомо, а слово «сообщество» нам встретилось впервые. Что на ваш взгляд оно может обозначать? От какого слова оно происходит? (Сообща, значит вместе). О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О живых организмах живущих совместно)

 

Принимает цели, высказывает своё мнение,  помогают сформулировать тему, записывают тему в тетрадь

 

2 мин.

5.

Изучение нового

Ресурс 1 Животные » Страница 5 » Re-actor.net :: калейдоскоп

http://www.google.ru/#q=калейдоскоп+живых+организмов&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&psj=1&ei=YKUOUIugLaeg4gTl3IGgBw&start=10&sa=N&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.,cf.osb&fp=ba0d2971433ef248&biw=1253&bih=844

Слайды различных живых организмов

 

 

 

Просмотр ресурса 1.

- А теперь ребята нам предстоит провести небольшое исследование. Каждая из групп  сейчас получит задание – алгоритм. (Приложение2) После чего вам предстоит ответить на вопросы и выполнить задания

 

Организует работу в группах

 

Даёт сигнал об окончании работы

Организует саморефлексию и рефлексию

(Приложение 3)

Смотрят, слушают пояснения учителя,  работают с приложением записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, учавствуют в беседе , выполняют задания

Работают по чёткому алгоритму заданий, приложения № 2

 -Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответ, записывают понятие, рассматривают  рисунки учебника, обсуждают, выполняют   задание приложения 2

1 группа – у  доски, демонстрируют итоговое задание

15 мин.

6.

Закрепление нового.

1.http://fizkultira.ucoz.com/load/0-0-0-216-20

 

 

2. Приложение 4.

 

 

 

 

 

Ресурс 2 http://www.rusedu.ru/userupload.php

 

Проводит физкультминутку

 

 

Организует совместную работу школьников с  приложением 4 и практическим ресурсом 2 , с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях

 

 

 

Ответы при работе с приложением  дают устно, при работе с ресурсом каждая рабочая группа работает коллективно, а затем делегирует учащегося  к доске для записи цепи питания на доске

3 мин.

 

 

8 мин.

 

7.

Контролирующие задание

Приложение  4

Организует индивидуальную работу по приложению 5, организует взаимопроверку

Выполняют задания приложения 5

 

7 мин.

8.

Рефлексия учебной деятельности

 

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это могут быть вопросы:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие новые  термины сегодня вы записали в процессе  урока? Что они обозначают?

- Что вызвало интерес?

-- Что показалось трудным?

 

Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

3 мин.

9.

Домашнее задание

Слайд 5

 Учитель предлагает из перечня заданий записать то домашнее задание, которое ученику по силам.

1.Выучить материал параграфа 20 учебника;

2.В рабочей тетради на печатной основе стр….

3. Творческое д/з(по выбору): Составить рассказ для школьной радиогазеты(2 мин) на тему  «Природные сообщества моей области(района)»

 

.Оценивают свои возможности при выборе домашнего задания Записывают домашнее задание в 1 и 2 в дневник, а задание 3 в тетрадь (по желанию)

 

 

 

Оценивают свои действий  и  действия партнёров, усваиваемое содержание при помощи смайликов

 

2 мин.

 

 

Приложение 1. Видеоотрывок из к/ф «Живая природа»*

 

Приложение 2 «Алгоритм выполнения задания»

 

1 группа - «Исследователи»

1. Прочитать текст учебника на 84-85 .

2. Рассмотреть рисунок71 на странице 85.

3. Ответить на вопросы

: -Что называют «пищевой цепью»?

- Что передается в пищевой цепи от одного организма к другому?

4..Из  слайдов,  просмотренных перед началом работы,  составьте несколько цепей питания.

 

2 группа - «Скептики»

1. Прочитать текст учебника на странице 85-86

2. Рассмотреть рисунок 72 на странице 86.

3. Ответить на вопросы:

 - Что называется круговоротом веществ в природе?

-Кого и почему в природе называют производителями?

-Кого и почему в природе называют потребителями?

- Кого и почему в природе называют разлагателями?

4. Из слайдов, рассмотренных перед началом работы,  составьте  схему круговорота веществ.

 

3 группа – «Оптимисты»

1. Прочитать текст учебника на странице 86-87

2.Ответьте на вопросы:

- Что называют природным сообществом?

-Приведите примеры природных сообществ в которых могут обитать живые организмы увиденные вами при просмотре слайдов ?

- Приведите примеры природных сообществ своей местности.

 

 

Приложение 3

 

Вопрос 1 группе: По какому принципу строится любая цепь питания?

 

Вопрос 2 группе: Почему нельзя поменять составляющие круговорот веществ звенья? Что произойдет?

 

Вопрос 3 группе: От чего зависит состав природного сообщества?

 

 

 

Приложение 5

 

1.К каким живым организмам можно отнести тополь серебристый?

а) потребители     б) производители     в) разлагатели

 

2. Что  используют для своего питания производители?

а) органические и минеральные вещества  . б) неорганические вещества  и энергию света   в) только органические вещества

 

3.Что образуется в результате деятельности разлагателей?

а) углекислый газ, вода и минеральные соли     б) глюкоза, крахмал, сахар    в) вода, минеральные соли  и  глюкоза

 

4..К каким живым организмам можно отнести лягушку озерную?

а) потребители     б) производители     в) разлагатели

 

 

5.. Что  используют для своего питания  потребители?

а) органические и минеральные вещества   б) неорганические вещества  и энергию света   в) только органические вещества

 

 

6. ..К каким живым организмам можно отнести дождевого червя?

а) потребители     б) производители     в) разлагатели

 

7. Какой живой организм пропущен в цепи питания?   Пшеница  -  мышь - ………………- почвенные бактерии

а)  одуванчик    б) воробей    в) лисица    г) гриб

 

Приложение 4

 

Задание 1. Расселите животных по природным сообществам.

 

Каждая команда подбирает животных в свои природные сообщества.

 

Команда 1: лес.  Команда  2: луг.    Команда 3: водоем  За правильно выполненное задание – 1 балл.

 

Список животных:

Кукушка

Пиявки

Белка

Кабан

Крот

Коростель

Щука

Ящерица

Лягушка

Бобр

Шмель

Перепел

Дятел

Еж

Цапля

Кузнечик

 

Задание 2

Текст для команды 1 Определите о каком природном сообществе идет речь?

 

Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.   (Лес)

 

 

Текст  для команды 2 К какой группе организмов можно отнести дождевого червя?

 

 В темной норке под землей живет дождевой червь. Очень редко появляется он на дневной поверхности и то лишь для того чтобы затащить в свою норку опавший листок или пожухлую травинку. Этим и питается превращая органические вещества растительных остатков в перегной почвы.  (Разлагатели)

 

Текст для команды 3: Можно ли отнести стрекозу к потребителям, докажите?

 

(Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу.   (Да, так как  питается готовыми органическими веществами)

 

За каждый правильный ответ – 1 балл.

*- ресурс находится на съемном носителе

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы "Черноярец"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн