Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитание младших школьников.

Submitted by Лидия Викторовна Шпакова on Wed, 21/10/2015 - 23:00

Воспитание младших школьников.

 

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Факторов, влияющих на развитие ребенка, много. И все их необходимо учитывать при работе с детьми.

Младшие школьники находятся в том возрасте, когда под влиянием систематического обучения, детского коллектива, воспитатели продолжают формироваться и закрепляться черты, определяющие развитие личности ребенка. Мы, воспитатели, берем на себя большую ответственность.

От содержания, методики нашей работы во многом зависит, каким станет ребенок: добросовестным и честным работником, хорошим человеком, активным образцом за все лучшее или мелким, эгоистичным и даже откровенным носителем зла.

Наша воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.

У младшего школьника существует безусловное доверие к воспитателю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела воспитательница». Авторитет воспитателя – это авторитет  старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому воспитатель должен сам серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается воспитанниками. воспитатель должен следить за своей внешностью, правильно  и вежливо разговаривать с окружающими, быть справедливым. Он должен уметь признавать свои ошибки. Дети должны видеть в воспитателе друга. Они не должны бояться доказывать свою правоту.

Очень сильно влияет на воспитанников похвала на воспитательном мероприятии в присутствии детей. Им тогда хочется выполнить работу еще лучше. Нужно в любом воспитаннике видеть что-то хорошее. Антон допускает много не цензурных слов, но зато он хорошо трудиться на участке. Я часто хвалю его за выполненные поручения. Он воодушевляется, старается следить за своей речью. Иногда чуть завышенная оценка «окрыляет » воспитанника. Он начинает верить в себя, понимает, что и он может быть хорошим.

Чтобы воспитанники не боялись говорить и сказать что-то лишнее, создаю в группе такую обстановку, чтобы дети поняли, что каждый человек неповторим, особенен. Людей с дефектами речи нужно принимать такими, какие они есть. Живем по принципу: «У каждого свои недостатки». Максим заикается, но никто на это даже не обращает внимания,  и мальчик отвечает спокойно.. Дети понимающе выслушивают его ответы, дают возможность высказаться.

Очень не люблю ложь. Считаю, что каждый должен говорить правду, лучше «горькая» правда, чем «сладкая» ложь.

Когда дети в первом классе пришли ко мне, то у них часто возникали ссоры, мальчики сильно дрались. Я объясняла, что они большая дружная семья, в которой все должны дружить, уважать друг друга, помогать друг другу. Это дало свои результаты. Не могу сказать, что в группе идиллия, но все же ссор стало меньше. Детей очень сплачивают какие-либо совместные дела: подготовка к проектам, уборка этажа, терииторри, поход в лес, экскурсии в город.

В начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на  улице и в общественных местах. С раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. У многих детей заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В своей работе стараюсь обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Для этого строю работу в группе так, чтобы дети постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Провожу специальные  упражнения для отработки отдельных навыков культурного поведения. Для того чтобы  повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Это похвала с моей стороны, положительные отзывы старших воспитанников, других воспитателей. Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективнее, если она проводится не от случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыты поведения, полезных привычек, приобретение нравственных представлений. Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе:  чистота, порядок. Чистый, красиво оформленный этаж требует от воспитанника чистоты, опрятности, подтянутости во внешнем виде.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит  от согласованной работы воспитателя и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Одними из средств воспитания являются поручения детей. Необходимо учить детей их выполнять. Это возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают закрепить это стремление, развить его дальше. Дальнейшее усложнение идет по линии совершенствования методики организации ее выполнения, развития самостоятельности детей в процессе работы и подведения ее итогов.

Проследим этот процесс на примере работы дежурных. Выполняя обязанности дежурных, дети постепенно приучаются к самостоятельности, расширяются функции организаторов, усложняются отношения исполнителей и ответственных, они начинают выполнять все более сложную по содержанию работу.

Очень важным в воспитании детей является воспитание у них добрых чувств. Это и воспитание у них бережного отношения к природе, к животным. Если ребенок мучает животных  и взрослые его не  останавливают, он привыкает к таким жестким забавам, становится жестоким и к людям. Ребенок, который заботится о животном, становится добрее и к окружающим. Мною были проведены беседы: «Если добрый ты…», «Доброта спасет мир»,  «Давайте поговорим о наших добрых делах»

Надо стремиться  к воспитанию в ребенке активной доброты. Иногда дети бывают жестокими по отношению друг к другу. Проявление жестокости они видят по телевизору, на улице. «Пока существует в мире зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей души мы должны ненавидеть социальное зло и быть готовыми к схватке с ним». (В. А. Сухомлинский. Добро и зло).

Проявление зла в жизни – это все то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя проходить мимо, когда кого-то обижают.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И мы, педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.

 


»  Tags for document: