Вы не зарегистрированы

Авторизация



Биотические связи в природе

Фото пользователя Ирина  Сущенкова
Submitted by Ирина Сущенкова on Wed, 28/10/2015 - 13:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сущенкова Ирина Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской Аксайского района, учитель биологии

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Изучить типы взаимодействия организмов  в природе

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

 «Основы общей биологии. 9 класс», Пономарева И.Н., Чернова Н.М.: Вентана-Граф,  2008.

Презентация к уроку

Комплекты карточек: "Типы взаимодействий организмов", "Цепи питания"

Используемая методическая литература: 

Пепеляева О.А. «Поурочные разработки. Основы общей биологии»; М.- «ВАКО», 2005 г.

Пономарева И.Н., Н.М.Чернова. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф,  2008.

Используемое оборудование: 

Проектор, компьютер

Краткое описание: 
<p>Учащиеся изучат типы взаимодействия видов в природе, трофические цепи как условие устойчивости экосистем</p>

План-конспект  урока

Организационный этап.

Приветствие. Класс (15 человек) разделен на 3 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами», каждая группа выбирает координатора, который руководит работой и оценивает  включенность в работу каждого члена группы.

Целеполагание

Добрый день, мы продолжаем изучение раздела биологии "Основы экологии". Но урок я хочу начать со слайда, на котором изображены искусственные и естественные объекты

 (1 слайд – изображение кровеносной системы, системы координат, речной системы, системы вентиляции здания и т.д.)

Вопрос. Какое понятие объединяет эти объекты?

СИСТЕМА

А что такое система?

Какие два  ведущих понятия отражают сущность системы?

Сумма компонентов и взаимосвязь. (2 слайд)

А как связаны понятия ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА?

Экология изучает взаимосвязи организмов друг с другом и условиями окружающей среды.

Действительно, ни один вид живых организмов не может существовать изолированно без других организмов. И поэтому сообщество живых организмов образуют биологическую систему

И, следовательно, что будет являться предметом изучения на нашем уроке?

Взаимосвязи живых организмов. (3 слайд)

И тема нашего урока "Биотические связи в природе", а также мы начнем знакомство с основными законами экологии, сформулированными Барри Коммонером (американским биологом) в 1974 году в беллетристической форме:

 «Все связано со всем»

«Все надо куда-то девать»

«За все надо платить»

«Природа знает лучше»

И в свете нашей темы я хочу загадать вам загадку Ч. Дарвина: «Благополучие королевского английского флота зависит от старых дев». Сможете отгадать?

Ответ (желательно рисовать в виде цепочки на доске):

Кто такая старая дева? Одинокая женщина, всю свою нерастраченную нежность и заботу обратившая на существо – кошку. Чем больше старых дев, тем больше кошек. Кошки ловят мышей, – значит, чем больше кошек, тем меньше мышей. Мыши не только воруют у нас зерно и делают дырочки в сыре, они еще любят полакомиться медом. Пчелиный мед им недоступен, а вот шмелиный – в самый раз, потому что шмелихи делают свои норки, в которых хранят запасы меда и выращивают потомство, в земле. Мыши разоряют гнезда, чтобы полакомиться медом, уцелевшие от набегов личинки все равно погибают от голода. И шмелиное племя сокращается!

Больше старых дев – больше кошек. Больше кошек – меньше мышей. Меньше мышей – больше шмелей. Шмели – практически единственные опылители клевера. Так что - больше шмелей – больше клевера. А кто же пасется в клеверных лугах Соединенного королевства, как ни овцы (кандидаты в бифштексы). А без сочных бифштексов, разумеется, зачахнет флот ее величества, королевы английской. 

 

С каким из законов природы согласуется эта загадка? Все связано со всем!

 

Изучение нового материала

Давайте это с вами продемонстрируем на конкретных примерах: у вас на столах карточки с изображением природных объектов. Покажите взаимосвязь организмов.

Учащиеся устанавливают  связи между организмами, представленными на карточках, составляя  цепи питания (используя магнитную доску)

Давайте сравним эти цепи питания:

  1. Пижма – тля – златоглазка – скворец
  2. Осока – жук листоед – лягушка – аист
  3. Навоз – муха – паук – зарянка

Какая из этих цепей отличается от двух других? Цепь разложения - начинается с мертвого органического вещества.

Что общего в оставшихся  цепях питания? (цепи начинаются с растительного организма - цепи выедания). Почему на первом месте растения? (производители органического вещества - продуценты) Потребители - консументы. Разрушители - редуценты  (слайд 4).

В природе из пищевых цепей слагаются сложные пищевые сети; и чем больше видовое разнообразие и сложнее сеть, тем устойчивее экосистема. Объясните почему? (слайд 5)

Большинство связей организмов в природе трофические, но есть и другие:

Отношения между организмами принято обозначать с помощью математических знаков

«-» (минус) означает неблагоприятное влияние, т.е. вид испытывает угнетение или вред.

«+» - благоприятное влияние, т.е. вид извлекает пользу.

«0» (ноль)- отношения безразличны, т.е. влияние отсутствует.

Попарное сочетание двух возможных значений дает шесть вариантов отношений, которые по-разному распространены в органическом мире.

Групповая работа с карточками: учащимся предлагается разделить предложенные организмы по двум группам, в зависимости от  типов взаимоотношений и устно объяснить свой выбор.

1 группа: хищники – паразиты

2 группа: симбионты – конкуренты

3 группа: симбионты – комменсалы (слайды 6-11)

 

Но иногда отношения так запутаны и неоднозначны, что сразу и не разберешься.

Давайте рассмотрим ситуацию в Панаме (слайд 12)

В Панаме живут птицы оропендолы, в гнезда которых воловьи птицы подбрасывают яйца. Птенцы оропендолов часто страдают от оводов, личинки которых их крайне истощают и даже способны вызвать гибель. Птенцы воловьей птицы  вылупляются раньше птенцов хозяина. Они покрыты густым пухом, очень подвижны и к моменту вылупления птенцов  оропендолы способны хватать любые движущиеся предметы, в том числе взрослых оводов, могут склевывать личинок с кожи других птенцов.

Классифицируйте взаимоотношения этих трех видов: оводов, оропендол  и воловьих птиц.

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными

А для чего нам необходимо знать и оценивать взаимоотношения между организмами?

Важнейшее свойство системы - это ее целостность. Давайте рассмотрим, наверное, самые известные исторические примеры   когда были нарушены экосистемы (слайды 13-16)

 

Подведение итогов

Учащиеся в группах анализируют текстовую информацию о ситуациях  в Австралии,  Китае, России (Приложение 1); отвечают на вопросы; приходят к выводу о том, что человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.

 

Связи в экосистемах очень разнообразны и зачастую – удивительны (слайд 17). Все многообразие связей ученые-экологи делят на 4 основные группы:

трофические (пищевые) «трофус» – питание

топические – территория обитания (сожительство, симбиоз, нахлебничество)

форические – распространение спор, семян и т.д. живыми организмами

фабрические – использование неживых остатков живых организмов в качестве строительного материала

 

Итоги.
На сегодняшнем занятии мы познакомились с законами Барри Коммонера.
И один из них подробно разобрали. Дома подберите примеры, которые иллюстрируют оставшиеся три:

«Все надо куда-то девать»

«За все надо платить»

«Природа знает лучше»

 

Приложение 1

Россия.

Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до 3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.

Укажите причину этого явления?

Нет лососей – нет жемчужниц. Но почему стрелка на слайде двойная, что дают моллюски рыбам?  (Чистую воду, без которой икра не вызревает).

 

Австралия.

Кроме эндемичной флоры и фауны  Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте.

В период завоевания Австралии Европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько  особей. Кролики, практически не имея естественных врагов, расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!

Кролики очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.

Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.

Предложите способы борьбы с этими монстрами, которые буквально съедали материк.

Китай

Но люди повторяют и повторяют допущенные однажды ошибки. Перед вами фотография, плакаты. Посмотрите на них внимательно. Люди с шестами на крышах, дети, убивающие птиц. Какое событие отражает этот слайд.

Китай – 1958 год – война с воробьями.

Слово нашим экспертам.

 

Рефлексия

- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу).

 

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».

  1. Какое значение имеют в природе отношения типа мутуализм и комменсализм? (Сплачивают виды, скрепляют сообщества)
  2. Каково значение нейтральных отношений? (Больше видовая насыщенность)
  3. Каково значение конкуренции и аменсализма? (отбор видов в биоценозе, если потребности разные к среде, то они уживутся в сообществе)

В замечательном произведении Киплинга «Маугли» весьма тонко описаны конкурентные взаимоотношения трех хищников – тигра, медведя, волка. Однако в этой сказке допущены и литерные вольности: «Хорошие» волки и медведь с помощью человеческого детеныша одерживают победу над злым Шарханом и изгоняют его из джунглей.

Вопрос: каким может быть исход этой конкуренции в реальной действительности?

Творческое домашнее задание (по выбору):

  1. Подобрать из художественных произведений примеры симбиотических отношений между видами
  2. Выделить типы отношений, которые могут быть среди домашних животных.
  3. Составить схему «Организмы, с которыми может взаимодействовать человек» (указать характер взаимодействия)

 

Прикрепленный файлSize
Типы взаимодействия.ppt1.47 MB
карточки цепь разложения.doc393.5 KB
карточки Типы взаимодействия.doc485.5 KB

»  Размещено в сообществах: