Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование социальных компетенций обучающихся в рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы «Фитодизайн интерьера» как один из этапов подготовки к чемпионату WorldSkills Russia

Submitted by Елена Вячеславовна Макаревич on вс, 08/11/2015 - 12:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Макаревич Елена Вячеславовна
Место работы, должность: 

ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Статья описывает основные особенности реализации компетентностного подхода в рамках ФГОС СПО, особенности формирования социальных компетенцийпри освоении дополнительных общеообразовательных программ.&nbsp;</p>

Формирование социальных компетенций обучающихся в рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы «Фитодизайн интерьера» как один из этапов подготовки к чемпионату WorldSkills Russia

Е.В.Макаревич,

Россия,

г.Гаврилов-Ям.

Ничто не стоит на месте: время, действительность, проблемы, ценности, приоритеты, взгляд на вещи. Система образования, выступающая во все времена зеркалом социального запроса и общества в целом, меняется под стать времени. Безусловно, можно без конца спорить о том, хороши или плохи те преобразования, которые в настоящее время с большей силой будоражат сознание родителей, пытающихся вникнуть в суть новых принципов обучения. «Нас так не учили!» - в один голос повторяют они, искренне сочувствуя своему чаду, обремененному с 2 класса проектами, исследованиями и сочинениями-рассуждениями на философские темы.

Вместе с тем, ни для кого не секрет, что современный социум требует от человека быстроты реакции, активности, высокого уровня самоорганизации, умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям среды, работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях и при всем этом адекватно воспринимать и оценивать происходящее. Все эти требования нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, расставивших новые приоритеты в вопросе всестороннего развития личности. Знания, умения и навыки, формируемые традиционными способами, уступили место компетенциям – ЗУНам со знаком «плюс», включающим в себя еще и определенный набор социально значимых личностных качеств, необходимых для осуществления эффективной трудовой  деятельности. Ориентация каждого индивидуума на результат и успех стали одним из главных векторов в стратегии проектирования современного педагогического процесса.

Анализируя компетентностный подход в обучении, Г. Г. Богачева в своей статье «Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся» указывает на характерные признаки социальной компетенции, которая:

- отражает взаимодействие человека и социального окружения;

-подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия;

- является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;

-подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.

Таким образом, социальную компетенцию можно определить как интегративную характеристику, отражающую способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом собственных интересов, целей и потребностей, не противоречащим нормам, ценностям общества.  [1].

Следует отметить, что формирование социальной компетенции  - цель, преследуемая не только системой основного и среднего общего образования. Ставшая в последние годы ведущей идея непрерывного  образования («образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни») подразумевает непрестанный, добровольный поиск новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами.

Именно поэтому компетентностный подход, представляющий результат обучения не как сумму полученных знаний и умений, а как целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, прочно вошел в систему профессионального образвоания.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов СПО, осуществляемая в течение последних  5 лет, сегодня позволяет в некоторой мере говорить о «проблемных точках» процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

При всем многообразии порой противоречивых мнений, касающихся  целесообразности использования компетенностного подхода в системе среднего профессионального образования, многие практики сходятся в одном: фактически на сегодняшний день к работе в рамках данного подхода готова незначительная часть заказчиков образовательных услуг, в то время как большая часть демонстрирует социальную инфантильность и социальную дезадаптацию. Всеобщность и доступность профессионального образования, декларируемые законом «Об образовании в Российской Федерации», дали возможность осваивать программы подготовки специалистов среднего звена не только вчерашним школьникам, но и выпускникам общеобразовательных школ прошлых лет, выпускникам профессиональных училищ, лицеев, и даже вузов – словом, тех, кто пришел на новый этап обучения практически с нулевым «компетентностным багажом».

Поначалу кризисность ситуации усугубила и неготовность представителей педагогического сообщества организовать процесс обучения в новом формате: экстренное требование перестроить традиционную систему оказалось для многих педагогов весьма трудным.

Системное обучение и переподготовка преподавательского состава отчасти решила данную проблему. В свою очередь обучающимся – будущим квалифицированным специалистам, подготовленным по современным образовательным стандартам, ничего не оставалось делать, как смириться с новыми требованиями к качеству их подготовки. Не имея большого практического опыта, они должны были демонстрировать универсальные умения в процессе решения различных профессиональных задач на квалификационных экзаменах; побывав в течение 1-2 (в лучшем случае) недель на производственной практике, должны были освоить порядка 20 общих и профессиональных компетенций на высоком уровне; не владея элементарными навыками самоорганизации и саморегуляции, должны были проявить находчивость и креативность при выполнении заданий. Результат всего этого был налицо при проведении государственной итоговой аттестации, проводимой с участием работодателей.

Встал вопрос о новой системе организации образовательного процесса, которая решила бы сразу несколько назревших проблем:

-создание новых условий для развития профессиональных  компетенций через диалог и сотрудничество с работодателями;

-демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха;
 -повышение престижа высококвалифицированных кадров.

Именно таким решением стало участие России в движении WorldSkills,  в котором принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников в возрасте до 22 лет, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.

Ярославская область в 2014 году впервые стала организатором регионального чемпионата рабочих профессий Worldskills, и уже в апреле 2015 на ее территории состоялся полуфинал чемпионата профессионального мастерства в Центральном федеральном округе по стандартам Worldskills, объединивший лучших молодых специалистов из 13 регионов Центрального федерального округа.

ГПОУ ЯО Великосельский аграрный колледж выступил организатором площадки компетенции «Флористика». Участницами стали выпускники и студенты специальности Садово-парковое и ландшафтное строительство из Москвы, Московской и Ярославской областей. Каждая из них принимала участие в подобном чемпионате впервые. Соревнования проходили в режиме онлайн, на глазах у тысячной аудитории. На каждый конкурсный день было определено задание, на выполнение которого отводилось строго 3 с половиной часа. Новое рабочее место, современное оборудование, запрет на осуществление каких-либо коммуникаций, постоянный контроль со стороны экспертов, волнение, риск не закончить работу в срок, жесткая конкуренция - именно в таких непростых условиях участникам предстояло доказать свой профессионализм. Кроме этого, одно из заданий предполагало презентацию собственной композиции, что потребовало от участниц продемонстрировать коммуникативные умения. Впоследствии анализируя причины допущенных ошибок, участницы в качестве главного фактора называли стресс: ни одна из них, несмотря на свой возраст и жизненный опыт, не была готова к работе таких жестких условиях. Это отметили практически все участники чемпионата. На вопрос «что было самым трудным?», победители отвечали: «Собраться с силами, сосредоточиться, взять себя в руки».

Все это в очередной раз доказывает мысль о том, что формирование профессиональных компетенций в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста имеет важное, однако не всегда решающее значение. Профессиональное мастерство перестает быть таковым, если оно не ориентировано на внешнюю среду, не демонстрирует персональную ответственность за каждый сделанный шаг, не отражает общечеловеческие ценности.

В связи с этим возникла необходимость оценки программ дополнительного образования детей и взрослых с новой точки зрения. Дополнительная общеобразовательная программа «Фитодизайн интерьера», в рамках которой осуществляется подготовка будущих дизайнеров и флористов на базе колледжа, не должна ограничиваться формированием исключительно профессиональных умений и навыков. Несколько лет назад, выступая инициаторами реализации подобных программ, мы наивно полагали, что курсовая подготовка должна быть исключительно узконаправленной по своему содержанию, что главная цель, поставленная перед будущими профессионалами - научиться «работать руками», а все остальное придет с опытом. Сегодня время дает понять, что одного такого умения недостаточно и формирование социальных компетенций не должно отходить на второй план. Именно поэтому принято решение внести кардинальные изменения в содержание дополнительных общеобразовательных программ, усилив компонент, отвечающий за формирование качеств личности, определяющих социальную компетентность. Основными такими качествами, согласно Г.Г.Богачевой, являются:

-коммуникативные (понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; умение договариваться, находить общее решение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности);

- личностные (умение ориентироваться на моральную норму; принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм; широта диапазона оценок; осознание своих возможностей; осознание необходимости самосовершенствования; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха);

- регулятивные (способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и др. деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничествес другими; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; целеустремленность и настойчивость в достижении целей);

- познавательные (умение формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) [1].

На наш взгляд, оптимальным решением поставленной задачи будет являться такое проектирование учебного процесса, при котором формирование вышеперечисленных качеств будет проходить не в рамках изучения отдельных дисциплин, семинаров и тренингов, а только в условиях практического обучения, максимально приближенного к реальным производственным ситуациям. В связи с этим можно сформулировать основные принципы создания развивающей среды в рамках курсовой подготовки по дополнительным общеобразовательным программам:

- использование только таких форм работы, в которых обучающиеся будут проявлять инициативу, самостоятельно планировать свою деятельность, участвовать в принятии решений;

-создание обстановки, предполагающей как внешнее оценивание, так и самооценивание с использованием различных техник и приемов;

- обеспечение возможности творческого сотрудничества между представителями различных профессиональных сообществ.

Безусловно, такой подход к организации обучения требует высокого профессионального мастерства педагога дополнительного образования, голубого и всестороннего анализа личности каждого обучающегося, однако только таким образом можно, на наш взгляд, добиться положительных результатов в воспитании достойного гражданина и профессионала.


Библиографический список:

  1. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Г. Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.