Учебный предмет, по которому проводится проект: Дошкольное воспитание.
Возраст учащихся: Проект рассчитан на воспитанников раннего дошкольного возраста 2 - 3 года.
Состав проектной группы: Воспитатели, воспитанники и семьи воспитанников.
Тип проекта: долгосрочный, социальный.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ с помощью игры и игровых упражнений.
Задачи:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, с помощью заводных, музыкальных игр, проговаривания потешек - «уговорушек»;
Снятие эмоционального и мышечного напряжения
через игры с песком и водой;
тактильные игры на сближение.
Формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулок
через создание игровых ситуаций;
организацию подвижных игр напраленных на ориентирование в группе, на участке.
Формирование КГН (доступных возрасту детей)
через создание игровых ситуаций;
проговаривание потешек (по назначению).
Формирование элементарных навыков самообслуживания
через создание игровых ситуаций;
проговаривание потешек (по назначению).
Развитие навыков взаимодействия с воспитателем и детей друг с другом, с помощью игр и игровых ситуаций
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации. Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
мама на час (приходят мамы, чьи дети еще не проходят адаптацию);
совместная работа родителей и детей - изготовление фотоальбомов «Я могу играть весь день, мне играть совсем не лень!»
со стороны воспитателей: фотоотчет на тему « Мы уже не плачем»
Необходимое оборудование: проектор, для показа презентаций, интерактивная доска, магнитофон
Актуальность: Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок». Поэтому актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формирование эмоционального контакта, доверия, Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Предполагаемый результат:
Мы ожидаем, что реализация данного проекта, поможет малышам максимально безопасно и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
Созданная благоприятная атмосфера, а также игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения помогут малышам расслабиться и успокоиться, у детей пройдет страх.
Игры на формирование умения ориентироваться в пространстве группы и на участке, помогут детям чувствовать себя уверенно и безопасно.
Игровые ситуации на формирование КГН помогут детям освоить простейшие навыки гигиены.
Игровые ситуации на формирование простейших навыков самообслуживания (снимать, одевать колготки, трусики, садиться на горшок и т.д.) помогут детям почувствовать себя «взрослыми» придадут им уверенности в себе.
Игры на развитие навыков взаимодействия с взрослыми и друг с другом, помогут детям привыкнуть друг к другу, объединят в одну большую «детсадовскую семью». Вызовут желание приходить в детский сад с радостью вновь и вновь.
Вовлечение родителей, поможет занять им активную позицию по отношению к процессу адаптации и жизнедеятельности ДОУ.
Участие родителей в реализации проекта, снимет чувство тревоги за своих детей.
Между воспитателями и семьями воспитанников установятся дружеские, партнерские отношения.
Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка.
Подбор специально психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации «Библиотека для родителей».
Изготовление памяток:
«Учим ребенка правильно держать ложку»
«Учим ребенка правильно держать карандаш»
«Наши игры»
Изготовление буклетов о предстоящем проекте «Адаптируемся играя»
Создание условий для реализации проекта:
Подбор игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей в условиях ДОУ (картотека игр).
Подбор игрового наглядно - дидактического материала для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Пополнение предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.
2.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
По времени адаптации детей
1.Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
игры с музыкальными игрушками
игры с заводными игрушками
игры с мыльными пузырями
2.Игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения.
игры с песком и водой
потешки – «уговорушки»
тактильные игры на сближение
3.Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формированиеумения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулок.
4.Игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков.
5.Игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания.
6.Игры и игровые ситуации, направленные на развитие навыков взаимодействия с воспитателем и детей друг с другом.
7.Работа с родителями:
мама на час (приходят мамы, чьи дети еще не проходят адаптацию);
совместная работа родителей и детей - изготовление фотоальбомов «Я могу играть весь день, мне играть совсем не лень!»
со стороны воспитателей: фотоотчет на тему « Мы уже не плачем».
3. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
Конец октября
Презентация «Адаптируемся играя»
План реализации проекта.
Задачи проекта
Мероприятия
Сроки
Ресурсы
1.Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Игры с музыкальными игрушками – «Музыкальная лошадка», «Собачка»
Игры с заводными игрушками – «Веселая обезьянка», «Заводные машинки».
Игры с мыльными пузырями
Игры с «солнечными зайчиками».
Потешки – «уговорушки»
«Горошинки – непрошенки»
«Хнычу – плачу »
«Для новичков»
Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
2.Игры, направленные на снятие эмоционального мышечного напряжения.
Игры с песком и водой
«Теплая или холодная»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой.
«Найди шарик»
Цель: Познакомить детей с качеством предметов – формой, размером. Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком.
Тактильные игры на сближение
«Иди ко мне»
Цель: Дать ребенку ощущение теплоты, ласки, защищенности, нужности. Помочь ребенку эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через тактильные ощущения.
«Покружимся»,
Цель: Помочь ребенку эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через тактильные ощущения в игре с мягкой игрушкой.
«Доброе животное»
Цель: Познакомить ребенка с кошкой (игрушкой), ее отличительными особенностями.
Помочь ребенку эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через тактильные ощущения в игре с мягкой игрушкой.
Август- Октябрь
Картотека игр, с песком и водой. Картотека игр. Мягкие игрушки.
3.Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулок.
«Покажем кукле Кате, наши игрушки»
Цель: Через игровую ситуацию, закрепить умение детей находить игрушки и их место расположения, по просьбе воспитателя.
«Спрячем ежика»
Цель: Через игровую ситуацию, формировать умение детей ориентироваться в игровой комнате, находить игрушку по указанию воспитателя.
«Покажем мышке Норушке, где моют руки»
Цель: Через игровую ситуацию, познакомить детей с расположение туалетной комнаты и ее оснащением (краном с водой).
«Покажи мышке Норушке, где висит твое полотенце»
Цель: Помочь ребенку ориентироваться в туалетной комнате, учить находить свое полотенце в шкафчике по картинке.
«Покажи кукле Кате, где стоит твой горшок»
Цель: Помочь ребенку ориентироваться в туалетной комнате, находить полку с горшками и свой горшок по картинке.
«Отведем зайчика в спальню»
Цель:Через игровую ситуации закрепить умения детей ориентироваться в помещения группы, самостоятельно находить дорогу в спальню.
«Покажи мышке Норушке, где твоя кровать»
Цель: Учить ребенка находить свою кровать по картинке.
«Чей это шкафчик с уточкой, собачкой…»
Цель: Закрепить умение ребенка находить свой шкафчик по картинке.
«Медвежонок на прогулке»
Цель: Через игровую ситуацию, формировать умение детей находить свой участок для прогулок.
Подвижные игры
«Раз, два, три до предмета добеги»
Цель:Закрепить умение детей ориентироваться на участке для прогулок. Уметь находить игровое оборудование по просьбе воспитателя (лодку, машину, домик, песочницу и т. д.)
«У медведя во бору»
Цель: С помощью подвижной игры, формировать умение детей повторять движения за воспитателем, соотносить текст и движения, бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Август - Октябрь
4.Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование КГН.
Игровые ситуации
«Послушная ложка»
Цель: Формировать умение детей правильно держать ложку, доносить ее до рта не проливая пищу.
«Научим медвежонка говорить спасибо»
Цель: Помочь детям осваивать базовые формулы речевого этикета
«Покажем кукле Кате, как мы аккуратно кушаем».
Цель: Закрепить умение детей правильно держать ложку, доносить ее до рта не проливая пищу.
«Покажем мышке Норушке, как мыть руки»
Цель: Учить детей в определенной последовательности мыть руки, используя алгоритм.
Потешки
«Ай, лады, лады», «Водичка, водичка умой мое личико» и др.
Цель: С помощью фольклора, разнообразить освоение детьми КГН.
Август - Октябрь
5. Игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания.
Игровые ситуации
«Домик для игрушек»
Цель: Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Воспитывать чувство аккуратности.
«Покажем кукле Кате,
как мы одеваемся на прогулку»
Цель: Формировать умение детей одеваться на прогулку, с помощью воспитателя опираясь на наглядность (алгоритм).
«Посмотрите, мы большие, сами одеваемся!»
Цель: Учить детей надевать колготки с помощью воспитателя, застегивать липучки на обуви.
Август - Октябрь
6.Развитие навыков взаимодействия с воспитателем и детей друг с другом, с помощью игровых ситуаций.
Игровые ситуации
«Поможем помириться медвежонку и зайчику».
Цель: Учить детей выходить из конфликтных ситуаций попросив прощения. Проявлять элементарные правила вежливости.
«Расскажем зайчику Степашке, что кусаться нельзя» (толкаться, драться, отбирать игрушки)
Цель: Формировать отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников.
Мирилочки
«Мирись, мирись», «Не дерись, не дерись», «Пальчик за пальчик».
Цель: Учить детей выходить из конфликтных ситуаций с помощью стишков «мирилочек».
Август - Октябрь
7.Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации. Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями
«Мама на час»
Цель:
Совместная работа родителей и детей – изготовление фотоальбомов «Я могу играть весь день, мне играть совсем не лень!»