Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интеллектуальная игра с химическим содержанием для 10 класса "Счастливый случай"

Фото пользователя Эльвира Васильевна Ермак
Submitted by Эльвира Васильевна Ермак on пн, 21/12/2015 - 23:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермак Эльвира Васильевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза А. В. Гусько муниципального образования Каневской район, учитель химии и биологии

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Основная цель интеллектуальной игры - развитие у учащихся творческих способностей и  раскрытие интеллектуального потенциала. Участие в игре позволит школьникам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемая методическая литература: 

ж. «Химия в школе» № 7, 1997, с 70-74. "Интеллектуальная игра с химическим содержанием "Счастливый случай"" В. П. Медведева, СШ № 12, Екатеринбург

Краткое описание: 
<p>интеллектуальная игра</p>

              Интеллектуальная игра с химическим содержанием

               «Счастливый случай»  для 10 класса

 

Игры знакомы каждому человеку с детства. Играя, ребёнок погружается в ситуации, воспроизводящие эпизоды реальной жизни. По сути, игра – это тренажёр, на котором вырабатываются практические умения, развиваются  способности человека, раскрывается его творческий потенциал, и создаются условия для активного обмена знаниями.

Содержания этой игры для 10 класса должно помочь углубить и обобщить представления учащихся о химических элементах, истории их открытия, о простых и сложных веществах, их свойствах и применении. С её помощью можно проверить уровень усвоения учащимися основных законов и понятий химии; выявить умение применять полученные знания в жизни; развить интерес и познавательную активность учащихся. Как и другая любая игра, она учит самостоятельно мыслить, способствует развитию навыков межличностного общения.

В игре участвуют две команды по 4-5 человек, остальные учащиеся оформляют зал (вывешивают периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, готовят бочонок с фишками, цветные жетоны для вручения зрителям, а также необходимую аппаратуру) и помогают в проведении вечера.

Правила аналогичны телевизионной версии игры.

                            Гейм 1.  « Дальше, дальше…»

          За минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов.

  1. Реакция  обмена между кислотой и основанием. (Нейтрализации)
  2. Тип кристаллической решётки в алмазе. (Атомная)
  3. Газ, который применили в качестве химического оружия во время первой мировой войны. (Хлор)
  4. Наиболее активный неметалл. (Фтор)
  5. Растворы или расплавы, проводящие электрический  ток. (Электролит)
  6. Реакция обменного взаимодействия между веществом и водой. (Гидролиз)
  7. Единственный жидкий металл. (Ртуть)
  8. Русский учёный – энциклопедист. (М. В. Ломоносов)
  9. Вещества, изменяющие скорость химических реакций. (Катализаторы)
  10.  Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых  кислород. (Оксиды)
  11.  Реакция,  при которой выделяется теплота. (Экзотермическая)
  12.  Датский физик, создавший первую квантовую теорию строения атома водорода. (Н. Бор)
  13.  В побочных подгруппах расположены… (Металлы)
  14.  Биологически активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животного. (Гормон)
  15.  Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак)
  16.  Металл, который обязательно входит в состав нержавеющих, кислотоупорных, жаропрочных сталей. (Хром)
  17.  Вещество, получаемое дегидрированием этилбензола. (Стирол)
  18.  Вещества, имеющие одинаковый состав (качественный и количественный), но отличающиеся строением молекул и свойствами. (Изомеры)
  19.  Учёный, заложивший теоретические основы органической химии. (А. М. Бутлеров)
  20.  Органические вещества, необходимые человеку и животным в малых количествах и участвующие в обмене веществ. (Витамины)
  21.  Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит. (Негашеная известь)
  22.  Продукт окисления первичных спиртов. (Альдегид)
  23.  Существование химического элемента в виде двух или более простых веществ. (Аллотропия)
  24.  Соли уксусной кислоты. (Ацетаты)
  25.  Учёный, открывший реакцию  получения уксусного альдегида из ацетилена. (М. Г. Кучеров)
  26.  Учёный, создавший планетарную модель атома. (Э. Резерфорд)
  27.  Русский химик, синтезировавший анилин. (Н.Н. Зинин)
  28.  Получение из относительно простых веществ более сложных.                                  (Синтез)
  29.  Способность атомов в соединении притягивать к себе электроны. (Электроотрицательность)
  30.  Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
  31.  Продукты поликонденсации аминокислот. (Пептиды)
  32.  Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света. (Горение)
  33.  Положительно или отрицательно заряженная частица. (Ион)
  34.  Соли высших жирных кислот. (Мыла)
  35.  Французский химик, основоположник  учения о химическом равновесии. (А. Ле Шателье)
  36.  Какое молоко не пьют? (Известковое)
  37.  Аллотропное видоизменение кислорода. (Озон)

                    Гейм 2. «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки из бочонка.  Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если у команды нет версии ответа, вопрос передаётся другой команде и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передаётся зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов, ведущий вручает приз.

1. Роберт Вуд, знаменитый американский физик и великий любитель всяческих проделок, направлялся из лаборатории домой на обед. Дорога шла через негритянский  квартал. Была зимняя оттепель, и огромная лужа распростёрлась по мостовой между тротуарами, на которых толпились негры, вышедшие погреться на солнышке.

Проходя мимо них, Вуд громко закашлял и на виду у всех плюнул в лужу, незаметно бросив том же направлении кусок вещества величиной  с грецкий орех. Прогремел взрыв, полетели искры, и большое жёлтое пламя поднялось над поверхностью воды. Затем раздались вопли, молитвы и один голос громче, чем все остальные вместе взятые, пробасил: «Спасайся, кто может, негры! Этот человек плюнул огнём! На вид он молодой, но только сам старый дьявол, сам старый сатана умеет это делать!»

Что за металл был упомянут в рассказе? Каково его место положение в периодической системе? (Натрий – щелочной металл, элемент 1А подгруппы)

2.  Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой? (Из картофеля получают спирт, а из спирта вырабатывают каучук,  из которого делают автопокрышки)

3. Какая связь между дубом и полушубком? (Из коры дуба получают дубильные вещества, которые применяются для обработки овчин)

4. Твёрдое химически чистое вещество расплавлено. Полученная прозрачная жидкость бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При взаимодействии с кислотами новых веществ не образует. Ни расплав вещества, ни его р-р не проводят электрический ток. О каком веществе идёт речь?

5. Русский химик в 1862г. получил первое ароматическое фторорганическое соединение – фтористый бензол и тогда же сочинил несколько музыкальных пьесс. Спустя десять лет им был открыт новый тип реакций – альдольная конденсация, которая стала одним из классических методов химического синтеза новых кислородосодержащих органических соединений. В это же время он написал первую часть Богатырской симфонии и отдельные сцены из оперы «Князь Игорь». Назовите фамилию этого учённого. (Александр Порфирьевич Бородин – русский химик, выдающийся русский композитор)

                        Гейм 3. «Тёмная лошадка»

Ведущий. Много открытий было сделано этим великим учёным. Сообщение о самом главном его открытии сделал Н. А. Меншуткин  на заседании Русского химического общества в марте 1869 года.  «Наружность его известна многим по его портретам. Самое характерное в нём было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные, синие проникновенные глаза…

Походка у него была быстрая, и движения тела, головы и рук были живые и нервные и в разговоре, и в деле: при отыскании книг, инструментов справок …»  (Из воспоминаний племянницы учёного Н.Я. Капустиной – Губкиной)

Игроки должны догадаться, что это Дмитрий Иванович Менделеев. Затем на сцену выходит учащийся, играющий роль учёного. Он задаёт командам вопросы.

1.  Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон,  я отвечал:  «Искать чего – либо, хотя бы грибов или какую – либо зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать,  написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие  атомные веса, что быстро привело к такому заключению, что …».  К какому заключению я пришёл? (« … свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса»)

2.  В 1871 г я выступил со статьёй « Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых элементов».  В ней я описал свойства (неоткрытых) неизвестных элементов, условно называя их … («экакремний»,  «экабор», «экаалюминий»)

3.  Число попыток классификации химических элементов до меня, считая варианты таблиц, достигало 50 . Некоторые из учёных (Л.Мейер,  Д. Ньюлендс) очень близко подошли к открытию закона. И всё же им не удалось довести свои попытки  до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех моих предшественников.  (Все они проводили параллель между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор)

4.  Всем нам известна сказка «Конёк – Горбунок». Её написал учитель гимназии, в которой я учился. Назовите фамилию автора сказки. (Петр Павлович Ершов)

5.  Я говорил, что для меня дети и внуки – самое дорогое в жизни. А сколько детей было у меня? (Шестеро – три сына и три дочери)

                        Гейм 4. «Гонка за лидером»

  1. Болотный газ. (Метан)
  2. Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)
  3. Изобретатель противогаза. (Н. Д. Зелинский)
  4. Карболовая кислота. (Фенол)
  5. Самый тяжёлый металл. (Осмий)
  6. Химически неделимая частица. (Атом)
  7. Тип кристаллической решётки в поваренной соли. (Ионная)
  8. Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йод)
  9. Уксусный альдегид. (Ацетальдегид)
  10.  Название положительно заряженного электрода. (Анод)
  11.  Советский учёный, руководитель работ по синтезу элементов № 102-107. (Г. Н. Флёров)
  12.  Вещество, макромолекула которого состоит из большого числа повторяющихся звеньев. (Полимер)
  13.  Самый электроотрицательный элемент. (Фтор)
  14.  Простейший кетон.  (Ацетон)
  15.  Единица количества вещества. (Моль)
  16.  Элементарная частица, не имеющая заряда. (Нейтрон)
  17.  Гормон, регулирующий содержание сахара в крови. (Инсулин)
  18.  Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы. (Сорбит)
  19.  Химический элемент, входящий в состав гемоглобина. (Железо)
  20.  Биологические катализаторы. (Ферменты)
  21.  Техническое название карбоната натрия. (Сода)
  22.  Сплав меди и цинка. (Латунь)
  23.  Оксид водорода. (Вода)
  24.  Газообразное вещество, которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса. (Озон)
  25.  Английский физик и химик, создатель химической атомистики. (Дж. Дальтон)
  26.  Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. (Изотопы)
  27.  Атом, отдающий электроны при образовании химической связи. (Донор)
  28.  Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему. (Бром)
  29.  Советский химик – органик, академик, создатель первого синтетического каучука. (С. В. Лебедев)
  30.  Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. (Жиры)
  31.  Трёхатомный спирт. (Глицерин)
  32.  Производные аммиака, образованные замещением в нём атомов водорода. (Амины)
  33.  Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Серебро)
  34.  Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ. (Лаборатория)
  35.  Какой металл может «болеть чумой»? (Олово)
  36.  Запись химических реакций посредством химических знаков и формул. (Химические уравнения)
  37.  Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ. (Разложение)
  38.  Элементы 1А подгруппы. (Щелочные металлы)
  39.  Реакция, при которой поглощается теплота. (Эндотермическая)

 

       Литература: ж. «Химия в школе» № 7, 1997, с 70-74.

Прикрепленный файлSize
Интеллектуальная игра с химическим содержанием Счастливый случай.docx46.63 KB