Вы не зарегистрированы

Авторизация



Культура Руси X-XII вв. Архитектура

Submitted by Ирина Сергеевна Казакова on Tue, 26/01/2016 - 08:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Казакова Ирина Сергеевна
Место работы, должность: 

НОУ "Гимназия города Ступино", учитель ИЗО

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Охарактеризовать  исторические предпосылки для возникновения каменной архитектуры в Х – ХII веках, уровень развития культуры Древней Руси; освоить знания об особенностях архитектурного облика Руси IX-XII в.; овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Хрестоматия по истории России, фото-видео материалы по истории русской культуры данного периода, иллюстрации по культуре Древней Руси

Используемое оборудование: 

Видеопроектор, аудиопроигрыватель

Краткое описание: 
<p>Учащиеся изучают развитие русской архитектуры на протяжении X-XII веков, связывая произошедшие изменения с историческими событиями этого времени. Благодаря презентациям учителя и своих одноклассников, ученики знакомятся с наиболее известными памятниками архитектуры Древней Руси, наблюдают за изменением русского зодчества, выявляют особенности и характерные черты.</p>

Учитель: Чтобы приступить к изучению архитектуры Древней Руси, вначале нам предстоит вспомнить об исторических событиях X-XII веков. И в этом нам помогут ученики, подготовившие дома ответы на некоторые связанные с этой темой вопросы. Итак, для начала, давайте вспомним, какая обстановка царит на Руси в XII веке?

Ученик 1: Русь ХII века. В это время Русь занимала обширную территорию и была одним из важнейших государств Европы. При правлении киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125) Русь объединилась и укрепилась как государство, стало возможным защищать свои границы от половцев. Борьба князя Владимира против усобиц, забота о простых людях снискала славу и уважение современников и потомков. Победоносные походы против половцев и его сына Мстислава устранили на время опасность со стороны степи.

Учитель: А что происходит в архитектуре этого времени?

Ответ ученика: Появляются города, каждый из которых строится по принципу крепости. И если до конца X века все постройки на Руси были преимущественно деревянными, то к XII столетию появляются памятники русского монументального каменного зодчества. Это связано с принятием в 988 году христианства и крещением Руси. Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт.

"...и приказал (Владимир) рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры" (из "Повести временных лет»)

На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские 'златокузнецы' уже тогда были известны всему миру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. И если в начале XI века из камня строились в основном большие городские соборы (такие, как два храма святой Софии Премудрости - Киевский и Новгородский), то с XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Города становятся центрами ремесла, торговли и культуры. 

Учитель: Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами, было возведено в XI столетии в только-только крещеной Руси. В то время мастера-греки (так называли на Руси всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями.

За основу была взята базилика (от греч. «basilica» - «царский дом»), которая представляла прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода – «нефа» (от греч. «несус» - корабль). Иногда таких нефов-кораблей было пять, реже – семь или девять.

«Дом божий» - так христиане называют христианский храм или церковь – особый дом, посвященный Богу.

План базилики

1.    Вход

2.    Неф

3.    Место для хора

4.    Вход на хоры

5.    Алтарь

6.    Алтарь под балдахином

7.    Апсида

К базилике пристраивали специальный полукруглый выступ – апсиду, где располагался жертвенник, символизирующий Царство Небесное – алтарь. 

Ученик 2. Устройство крестово-купольного храма

Строятся все христианские храмы алтарём на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господь – сам свет немеркнущий. Даже в молитвах они называют Иисуса Христа «солнцем правды».

Чаще всего в своём основании храм устраивался в виде креста. Бывает, что основание делается в виде продолговатого корабля, символизируя, что Церковь, подобно Ноеву ковчегу, ведёт людей к тихой пристани в Царство Небесное. Храм, покоящийся на фундаменте в виде круга, должен напоминать о вечности Церкви. Если же храм построен в виде восьмиугольника, как бы звезды, это означает, что Церковь сияет во всём мире подобно путеводной звезде. Над храмовым зданием сооружали главный купол (воплощающий собой небо, вверху купол завершается главою, на которую ставится крест), с которым могло соседствовать от четырёх до двенадцати мелких куполов. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Две главы означают два естества божественное и человеческое Иисуса Христа.

Три главы – три лица Святой Троицы.

Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов  (Лука, Иоанн, Матвей, Марк).

Семь глав – семь таинств и семь Вселенских соборов.

Девять глав – девять чинов ангельских.

Тринадцать глав - Иисус Христос и двенадцать апостолов.

Каждый храм посвящён Богу и носит имя того или иного события религиозной жизни или святого.

Центральную «главу» поддерживает барабан со световыми окнами, опирающимися на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрытие которого приходилось точно на центр храма – подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.

В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами – апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами.

Вход в церковь был в западной части храма. Над ним древнерусские зодчие строили хоры – верхнюю открытую галерею, где пребывали во время богослужения именитые люди: князь, его семья, приближённые.

Учащийся 3Рассказ об истории создания Десятинной церкви

Первой каменной церковью Древнерусского государства счиатется Киевская Десятинная церковь, в которой в 1015 году отпевали почившего князя Владимира – крестителя Руси. Она находилась рядом с княжеским двором. Многоглавая (пяти или семи глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устройство храма. Он был построен в 991-996 г. греческими мастерами. За образец была взята церковь Большого императорского двора в Константинополе, также посвящённая Богоматери. На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Святой Софии, Десятинная церковь оставалась самым значительным храмом Руси. В 1240 г., в чёрную годину нашествия Батыя Десятинная церковь была разрушена.

 Учитель: Спасибо за сообщения. Давайте более подробно остановимся на строительстве собора Святой Софии в Киеве.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве, в конце 30-х начале 50-х гг. XI столетия по указанию великого князя Киевского был возведён самый величественный и знаменитый из всех русских храмов – собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Впрочем, это и самый грандиозный из всех известных в наше время соборов византийской художественной традиции. Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства.  Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения»  на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Храмы часто строили в знак благодарности за победу, за избавление от опасности или другие счастливые события. Ярослав воздвиг храм Святой Софии в Киеве в благодарность за победу над печенегами.  

Огромный пятинефный собор с большими хорами – «палатами», имел купол с необычным взлётом в самом центре. В XI в. Собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось.

Он, словно шлем, надвинул главы

И стены выставил, как щит.

Он – весь  - тугая соразмерность,

Соотношение высот,

Ассиметрия, тяжесть, верность

И сводов медленный полёт.      ( Рождественский)

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века - 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески - это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле - характерная черта Софии Киевской.

Золотые ворота в Киеве - один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.

Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда - 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра.    

Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ - 'малую башню'; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой - подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой - створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. 

  • Почти одновременно с Софийским собором Киева были построены одноименные соборы в Новгороде и Пскове? Как вы думаете, почему?

С одной стороны, это свидетельствовало о единстве Руси, с другой – являлось выражением растущей силы, могущества, богатства местных князей, их стремлением подчеркнуть возможность состязаться со стольным градом Киевом, утвердить растущую самостоятельность и независимость удельных центров Руси.

Софийский собор  в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 10451050 годах.  
В 1165 году на берегу реки Нерли встаёт церковь Покрова.

Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани в Смоленске. Дата постройки: Между 1180 и 1197.


 В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани  строили храмы   из плинфы. Плимфа – от греч. «плинтос» - кирпич. Широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве Византии и в 10-13 веках в Южной Руси.

XII век - век перемен. Перенос столицы и митрополичьего стола из Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Век постройки многих архитектурных памятников. Век главенства Владимиро-Суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Век появления типа, так называемого, «малого храма»

Дмитриевский собор во Владимире

 

 

Построен в 1194–1197 годах при князе Всеволоде III Большое Гнездо как дворцовый храм в честь его небесного покровителя — Дмитрия Солунского и по случаю рождения у князя сына Дмитрия. Храм несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода. Изначально собор входил в комплекс построек княжеского двора. Это был один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси.    Собор являет собой образец развитого стиля владимиро-суздальского зодчества.   Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Все детали собора несут на себе смысловую и функциональную нагрузку. Даже укрепленный на кресте голубь, являясь символом Святого Духа, выполняет роль флюгера. В скульптурном убранстве храма насчитывается около 1500 резных камней, развивающих сложную философию жизни. Мотивы резьбы по камню разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей. Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии. Внутри стены и своды собора в древности были покрыты прекрасной фресковой живописью, выполненной греческими мастерами и частично сохранившейся до наших дней.  

 

 

Успенский собор  во Владимире

 

Всемирно известный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет собой комплекс разновременных построек. Первоначально собор был построен в 1158–1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что «во Владимир Бог привел мастеров из всех земель», в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами. 21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.    Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII века и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 году. Им же были написаны иконы для иконостаса. Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX века.В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма.
Собор вместе с Георгиевским приделом является главным действующим храмом Владимире-Суздальской епархии.

 

     

 

Золотые Ворота во Владимире

 

 Здание построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые.
Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы — миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь — все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот - главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.
   

Это наиболее известные памятники русской архитектуры начала XII века. 

  • Какие сходства и различия можно выделить?
  • Проанализируйте, как меняются архитектурные особенности церквей на протяжении X-XII веков.
  • В чем отличие русских каменных церквей от Византийских храмов?

Основные выводы: количество глав уменьшается. Они более выразительны и лаконичны, родственные по характеру северной природе. Купола имеют внешнее сходство с шлемами русских богатырей.

Увиденное даёт ощущение гордости за свою Родину, за зодчих, пусть неизвестных, но оставивших след в истории и в нашем сознании, доказавших то, что возведённое с любовью и верой, остаётся в памяти поколений. Здесь будет к месту вспомнить известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».