Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование мнемотехники и интерактивной доски в речевом развитии детей.

Фото пользователя Инна  Овсюк
Submitted by Инна Овсюк on Sat, 06/02/2016 - 20:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овсюк ИВ
Место работы, должность: 

 г Гатчина МБДОУ "Детский сад №13 комбинированного вида"

воспитатель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Родной язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;Использование ИД и мнемотехники в речевом развитии ребёнка пожет легче запомнить какой-то рассказ или стихотворение, если он будет видеть сюжетные картинки, а темболее изображать их сам спомощью доски. Развивается мышление, связная речь, воображение .А доска даёт возможности закрепить такие знания, как цвет, геометрические фигуры (мнемотаблицы) и способы работы с доской.</p>

Я работаю воспитателем  32 года. В процессе работы столкнулась с тем,  что уровень речевого развития детей низкий. У детей односложные ответы,  маленький запас слов,  используют трудности при составлении рассказа. И я задумалась с помощью,  каких средств научить детей свободному владению родным языком,  научить  выразительно  читать стихи и  составлять рассказы. Считается, как человек говорит,  так он и мыслит,  думает и придумывает. То есть,  речь является одним из ярких показателей развития человека,  и конечно же, ребёнка.  Я решила,  для заучивания стихов и составление рассказов использовать мнемотехнику и занимаюсь этим уже несколько лет. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем,  что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление  и  воображение,  повысить внимательность.

 Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения,  в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются  мнемотаблицы  (схемы).

 Мнемотаблицы особенно эффективны  при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем:  на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение);  таки  образом,  все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется).  После чего ребенок по памяти,  используя графическое изображение,  воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему),  а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Но, пришло время,  когда  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов,  которые должны способствовать не замене традиционных методов,  а расширению их возможностей.  Это нашло отражение во многих документах,  которые приняты правительством Российской Федерации.  Следовательно,  педагогам,  стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования ИКТв свою практическую деятельность.  Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность,  мотивировать детей на поисковую деятельность,  дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И я решила объединить мнемотехнику с работой на ИД.  Мнемотаблицы и схемы выводить на доске. В  процессе этого, дети не только запоминали и рассказывали рассказ, но и обучались работе с доской. Например, достать определённое количество квадратов для схемы, закрасить его в любой цвет, нарисовать схему, используя при этом маркер или перо.

Таким образом, я заметила, что детям нравятся такие занятия. Они с большим удовольствием работают на доске, это облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.  Дети научились связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Использование мнемотехники с использованием ИД в совместной и самостоятельной деятельности  ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения,  развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

 И я вижу необходимость своей работы в этом направлении и радость от того, что детям нравится проявлять своё творчество, когда они в речи употребляют новые слова, составляют красивые рассказы.