Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа Е.П. Грицковой "Русский язык как неродной"

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on пн, 14/03/2016 - 13:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Грицкова Елена Петровна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 381 Кировского района г.  Санкт-Петербурга

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Программа направлена на решение проблем инофонов  при  организации обучения в разноуровневом и разноязыковом коллективе; решение задач совмещения методик обучения русскоговорящих и учащихся-мигрантов, преодоления интерференции.

Используемые учебники и учебные пособия: 
  • «Русский язык. Книга-учебник для изучения русского языка как неродного для учащихся 5-6 класссов.- СПб.: Издательство «Фрегат», 2014.
  • «Русский язык. Методические рекомендации для учителя по обучению  русскому языку как неродному для учащихся 5-6 класссов.- СПб.: Издательство «Фрегат», 2014.
  • Приложение на СD-диске.
Краткое описание: 
<p>Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу &laquo;Русский язык как неродной&raquo;&nbsp; адресована нерусским детям, в недостаточной мере владеющих или не владеющих русским языком, и служит созданию условий обучения нерусских детей государственному языку, повышению общей филологической подготовки учащихся, выполнению&nbsp; российского стандарта образования. Она согласована с основным учебником по русскому языку (учебный комплекс Т.А. Ладыженской), но не дублирует его, а расширяет, выступая в качестве коммуникативного и социокультурного сопровождения учебного процесса.&nbsp;</p>

 

Место внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной» в учебном плане

 

На внеурочную деятельность общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной» в 5 классе в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 381 отводится 2 часа  в неделю, итого 68 часов за учебный год.

 

Общая характеристика внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»

 

       Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»  адресована нерусским детям, в недостаточной мере владеющих или не владеющих русским языком, и служит созданию условий обучения нерусских детей государственному языку, повышению общей филологической подготовки учащихся, выполнению  российского стандарта образования. Она согласована с основным учебником по русскому языку (учебный комплекс Т.А. Ладыженской), но не дублирует его, а расширяет, выступая в качестве коммуникативного и социокультурного сопровождения учебного процесса.

Программа использует тематическое расположение материала. Темы связаны с повседневной жизнью школьника, учебой, отношениями с ровесниками, а также с основными ценностями и понятиями любого человека: семья, дом, природа, культура. Каждая тема изучается на 4-9 уроках, разделенных на подтемы. На каждом уроке вводится новая лексика, проводится фонетическая зарядка, чтение и анализ текстов, создание монологических и диалогических высказываний. Кроме того, обязательно  ведется  работа над произношением, лексикой, грамматикой, произношением и написанием. Таким образом, главная особенность программы – комплексный подход в обучении русскому языку как неродному. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

Упражнения  и задания различного типа, таблицы систематизируют материал, заставляют находить решение проблем, обсуждать пути, формируют диалогический способ мышления. Приложение содержит 20 аудиотекстов и электронный тренажер, что способствует комплексному решению проблемы обучения. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету,  выстраивают обучение на доступном уровне трудности. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для качества выполненных заданий. Для  пробуждения познавательной активности и созидательности учащихся в уроки включены сведения по различным областям жизни человека. На уроках используются художественные произведения в адаптированном виде.

Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.  При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

Принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:

1.Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.

2.Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).

3.Принцип поэтапного формирования умственных действий.

4.Принцип практической направленности изучаемого материала.

5.Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка).

 

Формы и методы работы при обучении:

  • Классический подход к изучению языка
  • Лингвосоциокультурный метод
  • Коммуникативный метод
  • Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды (развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.)

     

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»

 

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание  эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из разных источников,
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную  тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст
  • умение создавать устные и письменные тексты
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
  • понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о русском языке;
  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции  языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Содержание внеурочной деятельности общекультурной направленности по курсу «Русский язык как неродной»

Начало учебного года-4 часа

День знаний как государст­венный празд­ник. Традиция празднования Дня знаний в шко­лах. Новые школьные понятия. Школьные предметы в 5 классе. Лингвистические термины. Пословицы о знаниях и учебе. Фонетика. Орфография. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, согласные звуки глухие и звонкие, правописание слов с глухими и звонкими согла­сными в середине слова и на конце слов. Однокоренные слова, безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правописание имен существи­тельных собственных, Правописание слов с непроверя­емыми гласными и согласными, правописание терминов, отно­сящихся к раз­личным школьным предметам.

Я и моя семья-5 часов

Слова, обозначающие родственные связи, слова, называющие профессии. Близкие люди. Отношения в семье. Слова, обозначаю­щие действия лю­дей и настроение людей. Правописание новых слов и вы­ражений, образо­вание возвратных глаголов, спряже­ние глаголов, право­писание возврат­ного суффикса -ся. Изме­нение глаголов в устной речи. Правописание личных окончаний глаголов, ь после шипящих в окон­чаниях глаголов 2 лица. Правописание безударных гласных, проверя­емых и непрове­ряемых, правопи­сание суффиксов -чн-, -чк.

Мой дом-8 часов

Интерьер, новые слова. Лексика, обозначающая предметы мебели. Действия, связанные с домашней работой. Сравнение предметов, прилагательные, прилагательные в сравнительной степени, выраже­ния такой же, как, Правописание имен прилагатель­ных правописание суффиксов имен прилагательных, правописание новых слов. Порядковые и количественные числительные. Правописание по­рядковых числи­тельных. Понятие словосочетания и предложения. Отличие словосо­четания от пред­ложения. Правописание но­вых слов. Предложе­ния, включающие новую лексику.

Наш город Санкт-Петербург – 9 часов

История Санкт-Петербурга. Название основных топонимов города. Названия городских объектов Новая лексика, связанная с темой города. Необычные памятники Санкт-Петербурга. Правописание новых слов. Правописание на­званий городских объектов (улиц, мостов, дворцов). Заглавная буква в названиях улиц, городских райо­нов. Понятие темы и микротемы. Классификация предложений. Главные и второ­степенные члены предложения. Разбор предло­жений. Склонение имен прилагательных и числительных. Правописание гласных в корнях слов. Однокоренные слова. Правописа­ние гласных и со­гласных. Омони­мы. Лексическое значение слова. Обобщение по теме существительное. Правописание существительных.

 

Новый год. Зимние каникулы- 8 часов

Встре­ча Нового года в разных странах. Атрибуты праздника. Традиции разных народов. Новогодние стихи и песни. Зимние забавы. Новая лексика, связанная с темой. Правописание новых слов. Из истории слов. Соблюдение орфоэпической нор­мы. Тема и микротемы текста. Грамматическая основа пред­ложения. Знаки препинания в предложении. Подбор сино­нимов. Право­писание гласных в корнях и правописание непроизноси­мых согласных. Знаки препинания при однородных членах.

 

Моя школа. Мои друзья – 9 часов

Новая лексика, связанная с темой.  Опре­деление значения понятий. Пословицы о школе. Пословицы о знаниях. Правописание новых слов. Словосочетание. Распространен­ные предложения. Транскрипция. Глухие и звонкие согласные. Пра­вописание слов с согласными. Диалог. Правила диалога. Инто­нация. Вопросительная интонация. Правописание непроверяемых и проверяемых гласных и согла­сных.

 

Домашние животные – 8 часов

Новая лексика, связанная с темой.  Лекси­ческое значение новых слов. Правописание новых слов. Опре­деление значения понятий. Переносные значения слов. Фразеологизмы. Пословицы. Названия домаш­них животных, названия звуков, издаваемых домашними жи­вотными, назва­ния детенышей, жилище живот­ных. Опи­сание животного. Правописа­ние глаголов неопределенной формы и глаголов третьего лица с -ся. Орфоэпическая норма. Тема и микротемы текста. Односложные слова. Отличие звуков по твердости/мягкости, глухости/звонкости. Ь. Роль мягкого знака. Правописание гласных в корне, корни с чередова­нием. Правописа­ние  -ЧН-, -ЧК-.

 

На городской улице – 8 часов

Новая лексика, связанная с темой.  Правописание новых слов. Опре­деление значения понятий. Правила дорожного движения. Знаки дорожного дви­жения. Тип и стиль текста. Спряжение гла­голов. Правопи­сание глаголов. Предложения с однородными членами, правопи­сание предложе­ний с однородны­ми членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Правописание приставок, пра­вописание слов с гласными в кор­не, правописание согласных. Нормы орфоэпии.

 

Магазин-4 часа

Новая лексика, связанная с темой.  Значение новых слов. Правописание новых слов. Продукты. Тематические группы. Опре­деление значения понятий. Этикет. Вежливые формы просьбы. Речевая ситуация. Использование формул вежли­вости в ситуации общения. Использова­ние фразеологиз­мов в речи. Знаки препинания при обращении. Спря­жение глаголов. Однородные члены предложе­ния. Обобщающее слово при одно­родных членах предложения. Правописание слов с непроверя­емыми гласными. Орфоэпическая норма. Склонение имен существи­тельных, обра­зование роди­тельного падежа во множественном числе. Правописание гласных после шипящих.

Природа – 4 часа

Новая лексика, связанная с темой.  Правописание новых слов. Опре­деление значения понятий. Рассуждение. Аргументы. Пейзаж. Описание.  Правописание географических названий Лексическое зна­чение незнакомых слов. Правописание однокоренных слов. Правописание словосочетаний: окончание зависи­мого слова.  Соблюдение орфографической, пунктуационной, языковой, речевой нормы

Итоговый урок – 1 час

Роль языка в жизни общества. Роль русского языка. Русский язык – ключ к успеху

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн