Вы не зарегистрированы

Авторизация



страница 12

    Выберите действие:

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

(из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Комаровой Екатерины Витальевны)

Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Что же такое ИКТ?

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

усиление интенсивности урока

повышение мотивации учащихся,

мониторинг их достижений

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

Владеть основами работы на компьютере.

Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы:

диагностика

прогнозирование

планирование

Диагностика:

характер учебного материала

структура урока

временные затраты в учебном процессе

возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

Прогнозирование:

оценка различных вариантов проведения урока

выбор наиболее оптимального

Планирование:

создание методической структуры урока

выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

Использование ИКТ на различных этапах урока:

подготовка учащихся к усвоению новых знаний

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

подведение итогов урока

домашнее задание.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок , включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Я использую в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения , а сама цель , так же малоэффективны.

Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета. Ведь именно там можно найти всё что угодно твоей душе. К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Записка. Её строение и значение». Которая очень эффективно позволила обобщить раннее изученный материал.

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно прошли уроки по теме «Путешествие по Саратову», «Динозавры», «Домашние животные», и другие.

Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации. Подготовленный мини - проект «Моя малая родина», «Моя семья», «Герб семьи».

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа уроков, на которых применяются ИКТ. Но насколько интересно на них детям.

Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Список литературы:

1.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

3. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.

5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. – 120с.

6. Е.С.Кутугина, Д.К.Тутубалин Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Ивановна Ковалева

На: страница 12


Уважаемая Екатерина Витальевна!

Вы правы, когда ребенок переступает порог школы, то он попадает в огромный мир знаний. Наших детей с первого дня окружает большое количество информации. Перед учителями начальной школы стоит важная задача научить ребенка работать с этой информацией. Как Вы правильно заметили, применение ИКТ в процессе обучения младших школьников усиливает познавательную активность обучающихся. Без высокого уровня информационной компетентности учителя начальной школы процесс обучекния не может быть успешным. В статье Вы очень подробно описываете опыт работы с ИКТ, который затрагивает и внеурочную работу. Мне как учителю иностранного языка приходится тоже работать с младшими школьниками и соглашусь с Вами, что информационные технологии дают возможность  расширить спектр способов предъявления учебной информации,  что является  актуальным в наше время. Спасибо за полезную информацию!




Фото пользователя Елена Ивановна Ковалева

На: страница 12


*

Комментарий был изменен с момента создания (Elena_Kowalewa, вс, 08/05/2016 - 20:44).



Фото пользователя Елена Ивановна Ковалева

На: страница 12


*

Комментарий был изменен с момента создания (Elena_Kowalewa, вс, 08/05/2016 - 20:43).



Фото пользователя Лидия Николаевна Храброва

На: страница 12


Уважаемая Екатерина Витальевна! Я с интересом прочитала вашу статью, в которой вы делитесь собственным опытом использования ИКТ. Использование мультимедийных презентаций обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. Но важно помнить, чтобы в погоне за информатизацией не навредить ребёнку. И Вы стараетесь соблюдать это рпавило. Спасибо за предоставленный опыт. С уважением Лидия Николаевна.




Фото пользователя Надежда Викторовна Серова

На: страница 12


Екатерина Витальевна!

Ваша статья довольно полезна как для начинающего, так  и опытного учителя. Вы в полной мере представили теоретическое обоснование проблемы, а также поделились своим педагогическим опытом. Спасибо за интересный и полезный  материал!
 




Фото пользователя лидия михайловна миндешева

На: страница 12


Уважаевамая Екатерина Викторовна. Прочитала  вашу статью, спасибо. Я тоже считаю, что  что  уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Желаю творческих успехов!




Фото пользователя лидия михайловна миндешева

На: страница 12


Уважаевамая Екатерина Викторовна. Прочитала  вашу статью, спасибо. Я тоже считаю, что  что  уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Желаю творческих успехов!




Фото пользователя лидия михайловна миндешева

На: страница 12


Уважаевамая Екатерина Викторовна. Прочитала вашу статью, спасибо. Я тоже считаю, что что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Желаю творческих успехов!