Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета

Submitted by елена николаевна лисько on пн, 09/05/2016 - 10:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лисько Елена Николаевна
Место работы, должность: 

учитель ИЗО и МХК  МБОУ Веселовская СОШ №1

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 

Способствовать овладению умением использовать цвет как главное средство выразительности в живописи

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
2
Используемая методическая литература: 

Б.М.Неменский "Изобразительное искусство и художественный труд"

Б.М.Неменский "Мудрость красоты"

Н.А.Горяева "Первые шаги в мир радости добра и красоты"

Краткое описание: 
<p>Занятие на тему: &laquo;Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета&raquo; проводится во втором классе эстетического развития, общая тема программы которого звучит так &laquo;Ты и искусство&raquo;. Программа Б.Н.Неменского для второго класса закладывает фундамент общения с искусством &ndash; фундамент радости видеть и понимать. Цель второго года обучения &ndash; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий: формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

1. Введение.

Преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе и дополнительном образовании должно соответствовать современному подходу в общем образовании: личностно-ориентированному содержанию образования. Изменились социально-педагогические условия в современной школе: сегодня создаются условия для обновления предметных методик, цель которых, - организация процесса по повышению уровня сотворчества учителя и ученика. Поэтому требуется пересмотр  всего того, что уже не соответствует требованиям процесса обновления.

         В соответствии с коренными изменениями в системе школьного образования, новые методики по изобразительному искусству  формируют новую цель преподавания предмета  - это формирование художественной культуры учащегося, как неотъемлемой части культуры духовной.

         В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

  • Создать условия для формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • Способствовать формированию художественно-творческой активности;
  • Помочь ученикам овладеть образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков

     На решение всех этих задач нацеливает действующая программа по изобразительному искусству, разработанная Б.Н.Неменским и проверенная в школах России интереснейшими педагогами.

     Но в программе Б.Н.Неменского , статьях, программах и книгах его последователей методика проведения каждого отдельного занятия дается в виде описаний и рекомендаций для педагога, не определена четкая структура занятия. Например, искомый урок в программе Б.Н.Неменского ограничивается описанием  содержания деятельности учителя. В связи с этим структура проведения занятия составляется самим педагогом на основании рекомендаций

2. Постановка цели исследования и определение задач

Цель исследования: Разработать методику проведения занятия на тему «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета» в соответствии с программой Б.Н.Неменского и современным подходом в построении занятия.

     Задачи исследования, реализующие поставленную цель:

  • Раскрыть суть программы Б.Н.Неменского
  • Определить цели и задачи урока
  • Провести отбор методов и средств.

3. Сущность программы Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

         Традиционное поэлементно-профессиональное построение программы  было нацелено на развитие профессионально художественной культуры. Ранее существующие методики и программы не способствовали целостному освоению предмета учеником из-за отсутствия тематической преемственности, мозаичности. В таком построении программы изобразительного искусства по словам Б.Н.Неменского, есть  величайшая опасность: в ней невозможно определить уровни знаний, навыков, развития, которые можно было бы рассматривать как минимум для выпускника. При таком построении программы в принципе  можно выпустить не один урок, а целую четверть или год и спокойно продолжать занятия.

         Потребовался новый подход  к составлению программы по изобразительному искусству в соответствии с личностно ориентированным образованием в современной школе.

         Вновь созданная программа открыла новые возможности для передачи именно духовного, эмоционально-нравственного, ценностно-ориентированного содержания искусства. Ранее существующие программы носили название «Рисование», новые – приобретают название «Изобразительное искусство». За изменением названия программ кроется главная разница между старым и новым подходом: главная цель – развитие профессионально-художественной культуры сменяется целью создать условия для нравственно-эстетического воспитания, потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.

         К одному из важнейших достоинств программы Б.Н.Неменского относится ее четкая тематическая последовательность. Она в том, что в теме каждого урока преломляется тема каждой  четверти, а в теме четверти – тема года.

         По кирпичикам выстраивается стройное здание культуры художественного восприятия. Педагог ясно представляет себе благодаря этому стратегию и тактику своей работы, т.е. ведущие цели и способы их реализации в каждом конкретном уроке.

         Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления  о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.  Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

         Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Организация учебно-воспитательного процесса постепенно поднимается на уровень сотворчества учителя и ученика. Учителю предлагается свобода педагогического творчества в системе данной программы.

         Профессиональные навыки программой не отбрасываются - они входят в ее конструкцию как одна из ее систем, но не определяющих.

         Программа предусматривает ряд специальных методических приемов, способов, которые даны в виде описаний и рекомендаций практически по каждому занятию. Учителю предлагается свобода педагогического творчества, но необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность данной программы, основные цели каждого года и четверти. При разработке методики проведения каждого отдельного занятия имеет принципиальное значение творческое отношение учителя к этой работе, требуется полное соответствие современному подходу в построении занятия.

 

4.Цели и задачи занятия.

Занятие на тему: «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета» проводится во втором классе эстетического развития, общая тема программы которого звучит так «Ты и искусство». Программа Б.Н.Неменского для второго класса закладывает фундамент общения с искусством – фундамент радости видеть и понимать. Цель второго года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий: формирование у них первоначальных представлений о содержании и роли искусства.

         Описываемое занятие  входит в план IV четверти, когда задания знакомят ребят с выразительным характером цвета, с ритмом цветовых пятен. Учащиеся должны понять, что средства, которыми пользуются художники, нужны для выражения своих чувств и мыслей.

         До сих пор дети выражали свои чувства и отношение в своих рисунках чисто интуитивно, не зная ничего о средствах художественной выразительности. Через содержание образа, эмоциональный настрой выходили они на эти средства подсознательно. Теперь они будут идти от изучения выразительных средств к образу для того, чтобы еще глубже осмыслить его.

         Разработка методики проведения занятия начинается с формирования цели данного занятия. В настоящее время в литературе цель определяется, как модель идеального желаемого результата. Для реализации поставленной цели определяются задачи – составные части цели. В настоящее время существуют определенные требования к формулировки цели: во-первых, цель начинается с  глагольной формы 9способствовать, создать условия, организовать деятельность и т.д.), в отличие от устаревших формулировок цели (развитие, знакомство, изучение и т.д.); цель должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить результат; цель должна быть доказательна.

         Очень важно, чтобы в цели бала отражена деятельность педагога и ученика. Деятельность педагога выражается в управлении деятельностью учащихся. Деятельность ученика заключается в усвоении конкретных знаний и умений. Например, в устаревших методиках формулировка цели к данному  занятию звучала бы так:

Знакомство детей с новым понятием глухим цветом, как выразительным средством живописи.

Здесь деятельность педагога четко не определена, нет модели желаемого результата, не обозначен конкретный уровень ученика, цель не доказательна и непроверяемая.

В аспекте новых требований цель этого занятия звучит так:

         Способствовать овладению умением использовать цвет, как главное средство выразительности в живописи.

Здесь четко обозначена деятельность педагога по управлению деятельностью учащихся, ее можно проверить; деятельность же ученика заключается в усвоении конкретно названных знаний и умений.

Теперь требуется определить задачи для реализации поставленной цели. Исходить нужно из того, что задача – это составная часть цели, и задач должно быть не менее трех для каждой цели.

Задачи: организовывать деятельность по:

  1. Осмысленному повторению знаний полученных на предыдущих занятиях о теплых и холодных цветах; использованию знаний о выразительности цвета при выполнении практического задания;
  2. Контролю за знаниями и умениями, примененными в практическом задании;

 

5. Отбор методов, средств и способов для данного занятия.

         Художественная деятельность школьников на уроках, по программе Б.Н.Неменского, находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроке; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

         На уроках вводятся игровые драматизации по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. Имеют место коллективные задания.

         Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений художественного искусства и художественной жизни общества подкрепляются практической работой учеников.

         Для детей второго класса очень важно создать на уроке особую эмоциональную атмосферу увлеченности с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. В этом возрасте уместна сказочно-игровая форма проведения занятия.

         Для реализации поставленных целей и задач на занятии на тему: «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета» надо осуществлять отбор наиболее приемлемых для этого занятия методов, средств и способов из имеющегося арсенала.

         Таким образом, занятие начинается с дидактической игры, позволяющей вспомнить и осмысленно повторить знания, полученные на предыдущих занятиях. Через организацию этого вида деятельности педагог решает первую задачу.

         Беседа педагога с учениками, диалог во второй части урока, театральная драматизация – это один из путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества учителя и ученика.

         Показ фотографий и прослушивание музыки создают условия для сочетания восприятия и созидания. Сочетание изобразительного искусства с музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока.

         Дидактическая игра с элементами физической активности, проводимая во второй части занятия, после показа и объяснения позволит осуществить контроль за восприятием нового материала.

         Обсуждение работ товарищей происходит с использованием игрового момента.

         Итак, для проведения занятия на тему: «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета» используются следующие методы, средства и способы:

  1. Дидактическая игра «Воздушный шарик, найди свое место» (описание игры в содержании занятия).
  2. Беседа, основанная на наблюдениях.
  3. Показ процесса смешивания красок.
  4. Дидактическая игра с элементами физической активности.
  5. Просмотр фотографий зимнего утра.
  6. Прослушивание музыки Э.Григ «Утро».
  7. Театральная драматизация.
  8. Практическая деятельность: изображение по представлению.
  9. Обсуждение работ с использованием игрового момента.

6.Заключение.

     Таким образом, завершая исследования по разработке методики проведения занятия «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета» в соответствии с программой Б.Н.Неменского и современным подходом в построении занятия, можно сделать следующее заключения. Раскрывая сущность программы Б.Н.Неменского, в третьем пункте, мы видим, что эта программа приемлема в новых условиях личностно-ориентированного содержания образования, т.к. целью преподавания изобразительного искусства в школе определяется формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной.

      На основании новых требований к формулировке цели, была сформулирована цель данного занятия и определены задачи для ее реализации.

     Для решения этих задач был осуществлен отбор методик, средств и способов из предложенных в программе Б.Н.Неменского.

 Конспект занятия.

Тема: «Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета»

Цель: Способствовать овладению умением использовать цвет, как главное средство выразительности в живописи.

Задачи: организовывать деятельность по:

  1. Осмысленному повторению знаний, полученных на предыдущих занятиях о теплых и холодных цветах;
  2. Восприятию нового понятия – глухой цвет, как нежный, ласковый или грустный, новых выразительных возможностей цвета;
  3. Использованию знаний о выразительности цвета при выполнении практического задания;
  4. Контролю за знаниями и умениями, примененными в практическом задании.

Практическое задание по основному виду деятельности: изображение зимнего утра, неба с облаками, восходящим солнцем.

Материалы и инструменты для каждого учащегося:   гуашь, крупные кисти, лист бумаги.

Зрительный ряд: методические пособия по цветоведению.

Музыкальный ряд: Э.Григ «Утро»

Содержание:

I часть.

В первой части занятия реализуется первая задача: организация деятельности по осмысленному повторению знаний, полученных на предыдущих занятиях. Для этого проводится дидактическая игра «Воздушный шарик, найди свое место»:

         В начале занятия педагог раздает детям воздушные шары разных цветов и оттенков (это подчеркивает необычность и праздничность занятия); затем в разных углах комнаты расставляются глиняные фигурки принцессы Льдинки (живущей в Снежном королевстве) и принцессы Огонек (живущей в замке Солнечного света); по сигналу учителя дети должны занять место около одной или другой глиняной фигурки в зависимости от характера (теплого или холодного) цвета шарика, находящегося в руках ребенка.

II часть.

Организация деятельности по восприятию новых выразительных возможностей цвета начинается с беседы педагога о том, что реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных – лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира, скромный его отголосок. Добавление черной и белой краски к ним раздвигает диапазон цветовых сочетаний – от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных.

         Реальный мир не исчерпывается только красками яркими, цветами, которые все они очень любят, он гораздо сложнее и многокрасочное; что без белой и черной красок художник не сможет написать жизненно правдивые образы природы в различных сочетаниях – от тихого умиротворения до бурной динамики.

         Монолог учителя быстро переходит в диалог с учениками. Дети очень быстро и охотно  включаются в разговор о различных состоянии природы, времени суток,  об изменчивости своих настроений, переживаний, эмоций; как изменяется характер цветов и цветовых оттенков в зависимости от изменений окружающего мира и эмоций человека.

         За этим следует показ детям процесса смешивания и обсуждения результата: если смешиваем звонкую краску с белым цветом, то она становится нежной, ласковой; если соединить с черной, то получаем краску мрачную, грустную, «опальную».

         Проводится дидактическая игра с элементами физической активности на закрепление нового материала: при показе карточки со звонким цветом дети хлопают в ладоши, с густым – топают. Детям предлагается «совершить экскурсию»: подойти в один из углов комнаты, где развешаны фотографии, передающие красоту и величие зимнего утра. Отличаем нежные и тонкие соединения, учимся видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Некоторое время дети самостоятельно рассматривают фотографии под музыку Э. Грига «Утро». Они заворожено смотрят на красоту природного явления, изучают цветовые оттенки, их многообразие. Происходит слияние эмоционального наслаждения природы, цвета, музыки с эмоциональным настроением детей.

         Дети садятся за мольберты. Им предлагается закрыть глаза и представить себя идущими зимним утром по заснеженной улице, снег, окрашенный в нежные оттенки восходящего солнца слегка поскрипывает под ногами, перечисляются названия оттенков, их характер. Все это происходит  под музыку Э.Грига. Дети погружаются в мир собственных  фантазий, переживаний.

         Смолкает музыка, дети готовы к практической деятельности.

III часть.        

На этом этапе занятия реализуется третья поставленная задача – организуется деятельность по использованию знаний о глухих цветах при выполнении практического задания. Дети рисуют зимнее утро по воображению под музыкальное произведение Э.Грига «Утро».

IV часть.

         Для контроля за знаниями и умениями, примененными в практическом задании организуется игра «Снежинки». Детям предлагается «превратится» в снежинок, покружится в ритме музыки;  «снежинки» закружились под музыку в утреннем небе и ждут самое нежное, самое ласковое и красивое изображение зимнего утра. На последние звуки музыки смотрим, у какого рисунка собралось больше «снежинок». Дети в игре активны, с большим желанием и непосредственностью выбирают понравившуюся работу. Педагог отмечает успехи всех учеников, благодарит детей.

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
План-конспект урока Цвет как средство выражения. Глухие и звонкие цвета.pdf 406.25 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн