Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках информатики и ИКТ

    Выберите действие:

Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках информатики и ИКТ

Дронова Л.Н., Бухарина Ю.Ю.

БПОУ ВО «Череповецкий технологический колледж»

 

Современные интерактивные технологии имеют большое значение во всех сферах

деятельности человека, в том числе образовательной. С их помощью  происходит не только общение людей из разных уголков Земли с большой экономией времени и средств, ведется коммерческая, рекламная, а так же образовательная работа.

Информационные технологии (ИТ) порождают новые знания, которые в свою

 очередь, рождают новые информационные технологии. Молодое поколение хорошо осознает преимущества внедряемых информационных технологий. Недостатки образовательной среды, отсутствие необходимой методической литературы компенсируется организацией самообразовательной деятельности внутри глобального информационного пространства.

Исследования показывают, что технические средства обучения существенно

повышают эффективность учебного процесса. Использование технических средств обучения призвано повысить эффективность усвоения учебного материала, сделать учебные материалы наглядными, усовершенствовать процесс передачи информации. Хотя технические средства обучения применяются прежде всего в лекциях и докладах, их использование дает положительный эффект и во время проведения комбинированных уроков, уроков-практикумов, уроков контроля знаний.

Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе

последних событий в своей профессиональной деятельности, умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Для преподавателя это еще и умения в области новых информационных технологий, осмысление их сущности, навыки их применения и реализации в учебно-воспитательном процессе.

Признаками информационной культуры педагога являются:

  • стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям информационного общества;
  • понимание роли и возможностей информационных технологий в развитии общества и системы образования;
  • умение конструировать и использовать новые информационные технологии и их средства в профессиональной деятельности;
  • владение информационными технологиями и их методиками.

Существует классификация медий по способу представления информации:

  • визуальные (фолио, экран, слайд);
  • аудио (пластинки, кассеты, диски, радио);
  • аудио визуальные (учебный фильм, телевидение, видеофильм, звуковой фильм);
  • реальные медиасредства (компьютер, инструмент);
  • модели (экспериментальный материал);
  • изображения (фотографии, фильмы);
  • символические изображения (графики, тексты);
  • медиасредства для преподавателя (фолии, фильмы);
  • медиасредства для обучаемого (рабочие листы, тексты с примерами).

Любая из перечисленных медий имеет свое обоснование. Так, разделение на

визуальные, аудио- и аудио визуальные средства важно, когда известно, что обучаемость слушателей неодинакова, если они воспринимают информацию зрительно или на слух, и поэтому необходимо учитывать особенности обеих групп.

В целом меди должны быть максимально наглядными и близкими к реальности,

способствовать процессу обучения, отражать структуру и взаимосвязи материала.

В учебном процессе они выполняют две основные функции:

  1. служат для наглядности;
  2. являются учебным пособием.

Лучше всего человек учится, когда одновременно задействованы различные органы

чувств, поэтому следует не только на словах прослеживать взаимосвязи, но и одновременно пояснять их с помощью рисунков, схем или обзоров.

Материал будет намного интереснее, если он хорошо оформлен. Необходимость

затрагивать различные каналы обучения должна согласовываться с особенностями забывания: в среднем после трех часов слушания 70% учебного материала остается в памяти, зрительного восприятия – 72%, а при комбинации зрении и слуха – 85%. Через три дня картина выглядит совершенно иначе: сохраняется из услышанного 10%,из увиденного – 20%, а из услышанного и увиденного – 65%. Есть еще одна причина, объясняющая лучшее запоминание наглядного материала: слово услышано и скоро будет забыто, а рисунок может предъявляться в течении более длительного времени и поэтому лучше сохранится в памяти.

Так например, при изучении темы «Устройство компьютера», усваиваемой

обучаемыми сложно, тем более если нет модели для демонстрации, особенно  необходим иллюстрирующий материал в виде чертежей, схем, рисунков, который лучше всего показывать на экране с помощью проектора или на интерактивной доски.

ИТ могут применяться на уроках информатики различных типов, а также на

различных этапах урока (хотя невозможно каждый урок информатики проводить с использованием ИТ):

• при объяснении нового материала; 
• закреплении; 
• повторении; 
• контроле знаний, умений и навыков;

   • самостоятельной работе. 

Имея в кабинете компьютер и мультимедийный проектор, можно решать на уроках

задачу активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрировать тем самым информационные знания с базовым курсом информатики. Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению информатики, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества. Возможно использование как готовых продуктов (диски с программами по предмету; тесты – тренажеры, игровые программы и другие свободно распространяемые программные продукты; удачные презентации, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент обучающихся), так и презентаций, разработанных самостоятельно педагогом или учениками средствами Microsoft Power Point. В курсе информатики можно использовать творческие домашние задания с использованием информационных технологий, а также творческие самостоятельные работы обучающихся, например, при изучении тем: «Компьютер и программное обеспечение», «Кодирование информации», «Моделирование и формализация» и др. Учащиеся с большим интересом создают презентации по темам: «Информационное общество»,  «Защита информации», «Растровые и векторные графические изображения», «Всемирная паутина» готовят и ведут объяснение новой темы. Такие творческие разработки детей и педагогов возможно  размещать на образовательных сайтах, где им дадут оценку опытные эксперты.

Информационные технологии на уроках информатики привлекательны тем, что

направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делая при этом работу учителя более продуктивной.

Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий:

урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д.

Наиболее эффективно применять на уроках информатики информационные

технологии при:

  • мотивации введения нового понятия (использование мульти-медиа презентации для зрительного запоминания самого понятия и для визуальной демонстрации примеров, а так же положительный эффект производят видеофрагменты);
  •   демонстрации моделей;
  • моделировании (возможность с помощью проектора продемонстрировать модели из разных областей и профессий, например использовать Единую коллекцию образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru);
  •  отработке определенных навыков и умений (тесты-тренажеры http://interneturok.ru);
  • контроле знаний (для быстрого и интересного контроля знаний можно использовать различные возможности тестирования. Например тест созданный в программе Microsoft Power Point, Microsoft Excel, а так же он-лайн тесты с мгновенным подведением результата http://testedu.ru).

Абсолютно необходимо использование ИКТ  на уроках в форме:

  • деловая игра,
  •  пресс-конференции,
  •  конкурс,
  • соревнование,
  •  турнир,
  •  консультация,
  • творческий отчет,
  •  защита проектов и т.д.

Уроки с применением ИКТ эффективны не только своей эстетической

 привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности (использование анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов и гиперссылок).

Конструируя уроки с применением ИКТ-технологий, реализуются условия

дифференцированного обучения различными способами: свободный выбор, как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его.

Учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация

вариативного учебного процесса в этих группах – это дифференцированное обучение. А индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Помимо этого на каждом уроке имеется возможность провести тестирование

 полученных знаний, так как структура материала на уроках информатики представляет собой взаимосвязанную цепь понятий и терминов,  и овладение ими требует множества контрольных мероприятий.

В рамках традиционной организации урока учителю трудно выявить пробелы и

 недостатки в знаниях, объективно оценить полученные знания каждого из учеников. При использовании же компьютерного тестирования существенно уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, при этом повышается объективность оценивания обучающихся за счет того, что результаты теста обрабатывается программой. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению ошибок.

Все педагогические технологии по существу являются информационными, так как

учебный процесс не возможен без обмена информацией. Сегодня под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Использование  компьютерного класса и интерактивной доски повышает

 эффективность уроков во много раз, так как мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

При использовании медиасредств в процессе одного занятия следует обратить

особое внимание на их количество. Слишком много медиасредств  столь же вредно для обучения, как и слишком долгое применение какого-нибудь одного средства.

Использование медиасредств не должно быть самоцелью. Лишь при

целенаправленном и экономном использовании они достигают свои цели – повышают наглядность и плодотворно воздействуют на результат обучения.

 

Интернет - ресурсы

  1. http://cyberleninka.ru – научная электронная библиотека.
  2. http://nsportal.ru – Лаборатория педагогического мастерства.
  3. http://festival.1september.ru   – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  4. http://videouroki.net – сайт для учителей «Видеоуроки в Интернет».
  5. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. http://interneturok.ru – сайт для учеников и учителей «Интернетурок».
  7. http://klyaksa.net – информационно-образовательный портал для учителей информатики и ИКТ
  8. http://www.zavuch.ru   – сайт для учителей «ЗАВУЧ.инфо».
  9. http://umi.ru/ – бесплатный конструктор сайтов.
  10. http://testedu.ru  – он-лайн тесты по предметам «Образовательные тесты».

 



На: Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательн


Очень интересная и актуальная статья! Подчерпнула для себя много полезной информации




На: Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательн


Статья очень познавательна. Без применения интерактивных технологий не обойтись при обучении в современных условиях.




На: Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательн


Я согласна с Вами, что направлений применения ИКТ великое множество.И увлечь ребят лучше педагога не сможет никто. Важно, чтобы сам педагог обладал необходимыми знаниями, желанием и мастерством использования ИКТ. Успехов Вам и творческих побед!



На: Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательн


Я согласна с Вами, что направлений применения ИКТ великое множество.И увлечь ребят лучше педагога не сможет никто. Важно, чтобы сам педагог обладал необходимыми знаниями, желанием и мастерством использования ИКТ. Успехов Вам и творческих побед!



На: Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательн


Я согласна с Вами, что направлений применения ИКТ великое множество.И увлечь ребят лучше педагога не сможет никто. Важно, чтобы сам педагог обладал необходимыми знаниями, желанием и мастерством использования ИКТ. Успехов Вам и творческих побед!



На: Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательн


Весьма актуально для современной молодёжи: разумеется, привикшие получать информацию из телефонов, плееров и компьютеров, они куда активнее реагируют именно на аудио и видео информацию. Но как верно здесь отмечено, даже простные слайды на проекторе привлекут их внимание лучше, чем обычная лекция. Хотелось бы большего раскрытия темы про злоупотребление медиасредствами, но то, что данная ситуация упомянута - уже хорошо.