Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цикл уроков по лирике М.Ю. Лермонтова в 9 классе

Фото пользователя Наталия Николаевна Кочеткова
Submitted by Наталия Николаевна Кочеткова on чт, 19/05/2016 - 00:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кочеткова Наталия Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ с. Березовка 1-я Петровского района Саратовской области, учитель русского языка и литературы.

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Тема: «Желанья»

Цель урока: создать общую проблемную ситуацию, побуждающую обучающихся изучать поэзию М.Ю. Лермонтова; на примере анализа одного стихотворения научить обучающихся видеть своеобразие лермонтовских чувств.

Тема: «Жизнь моя – я сам»

Цели урока: показать, как Лермонтов в своем творчестве рассматривал тему о назначении поэта и поэзии; стремиться показать обучающимся, почему поэтическое творчество было мучительно и одновременно спасительно для поэта; научить сопоставлять творческие позиции Пушкина и Лермонтова.

Тема: «Горные вершины»

Цели урока: открыть обучающимся те стихии жизни, которые остались притягательными для Лермонтова, с которыми поэт хотел и мог слиться: природа и народ; это те «горные вершины» духа, на которые поднялся Лермонтов, сумев сохранить верность желаниям юности.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Литература. 9 кл.,    Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2012
  2. Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 2012

 

Используемая методическая литература: 
  1. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы. М. Экзамен. 2013
  2. Гумилевский Г. Заметки по школьной литературе. // http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=100161

 

Краткое описание: 
<p><strong>Цикл уроков по лирике М.Ю. Лермонтова включает три урока по анализк стихотворений М.Ю. Лермонтова и один урок - написание сочинения.</strong></p>

Тема: «Желанья»

Цель урока: создать общую проблемную ситуацию, побуждающую обучающихся изучать поэзию М.Ю. Лермонтова; на примере анализа одного стихотворения научить обучающихся видеть своеобразие лермонтовских чувств.

Ход урока.

I. Выразительное чтение стихов, подобранных по принципу контрапункта.

1. «Так жизнь скучна, когда боренья нет...» (отрывок из «1831-го июня 11 дня») и «Горные вершины».

Мятежная энергия и жажда тишины.

2. «Я жить хочу, хочу печали» и «И скучно, и грустно».

Готовность принять жизнь со взлётами, трагедиями, страданиями и жизнь, в которой не остаётся вещей не презираемых.

3. «Я не унижусь пред тобою...» и «Отчего».

В первом стихотворении М.Ю. Лермонтов стыдится любви, как чувства, отнимающего у человека свободу и вдохновение. Второе наполнено чувством горькой и грустной человечности.

Вывод.

Разноречивость чувств отнюдь не следствие изменчивости лермонтовских настроений, это противоречия его юности.

 

II. Анализ стихотворений «Молитва» 1839 года и «Благодарность».

В «Молитве» запечатлена редкая минута счастья, доверия, свободного дыхания. Но в стихотворении «Благодарность» гневно отбрасывается даже возможность «святой прелести». Демонический сарказм, вызов Богу, а не нежное растроганное благодарение. И какую бы сторону жизни мы ни взяли – всюду у Лермонтова видна полярность отношения, почти взаимоисключающие друг друга чувства.

Есть ли более страстное патриотическое признание в русской поэзии:

                    Москва! Москва! Люблю тебя, как сын,

                    Как русский, сильно, пламенно и нежно...

И кажется другой рукой написано:

                    Прощай, немытая Россия...

Как это совмещалось в одном человеке? Как жил с этими противоречиями М.Ю. Лермонтов?

III. С какими желаниями пришёл Лермонтов в мир и как они воплотились?

Противоречия с детства окружали Лермонтова и обнаруживали трагические разлады жизни. На чуткую душу ребёнка, который в колыбели плакал над песней, что пела ему мать, обрушивается жестокая семейная драма, распри отца и бабушки. («Ужасная судьба отца и сына», «Жалобы турка»).

В легендах о Пугачеве, в песнях о Стеньке Разине, в горной красоте Кавказа к Лермонтову приходит мечта о вольности. Но рядом он видит униженных крепостных в усадьбе. Чтение Пушкина и Шиллера, уроки истории, рассказы о войне 1812 года рождают в юном Лермонтове порыв к героическому. Но тут обнаруживается, что все порывы можно прекратить, прихлопнуть одним движением руки императора, Николая I.

Домашнее задание: вр.чт. наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова по выбору; читать о жизни Лермонтова 1814-1827 и 1828-1834 гг.; индивидуальное задание: создать презентацию «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

 

 

 

Тема: «Жизнь моя – я сам»

Цели урока: показать, как Лермонтов в своем творчестве рассматривал тему о назначении поэта и поэзии; стремиться показать обучающимся, почему поэтическое творчество было мучительно и одновременно спасительно для поэта; научить сопоставлять творческие позиции Пушкина и Лермонтова.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания:

1. Вр.чт. наизусть подборки стихов.

II. Слово учителя.

Пушкин и Лермонтов – два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Они почти современники. Лермонтов моложе Пушкина всего на 15 лет. Но каких лет! Пушкин начал писать в середине 10-х годов, его творчество развивалось в период подъема декабристского движения. Лермонтов формировался как поэт и гражданин после разгрома декабристов, в 30-е годы. «Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым», - писал Герцен.

Вспомним историю. Время Лермонтова – неспокойное время. Революционные взрывы сотрясали Западную Европу. В 1830 году вспыхнули революции во Франции и Бельгии, началось восстание в Польше. В России бунтуют крепостные, военный гарнизон в Севастополе, прокатилась волна «холерных» бунтов. Царь, напуганный восстанием декабристов, не щадит прогрессивную дворянскую интеллигенцию. Сосланы Герцен и Огарев, Чадаев объявлен сумасшедшим. Герцен пишет: «Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казнь и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! Это уже были идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин. Он влачил груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения...»

III. Словарная работа.

Скептицизм - философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Пессимизм - критически-недоверчивое отношение к чему- либо. Мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, неверия в лучшее будущее

VI. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Муза» (1821) и М.Ю. Лермонтова «Молитва» (1829)

К Пушкину поэзия приходит легко и естественно, как дар жизни, как дыхание. Потребность общения и вера в отзыв были неизменными убеждениями поэта, отчуждение для него – нарушение нормы.

Для Лермонтова творчество – «всепоглащающий костёр», «жажду песнопений» поэт называет «страшной». Почему? Человек другой эпохи, Лермонтов видит разъединение людей, а Пушкин видел их общность. Поэтому Лермонтов не верит, что его исповеди будут услышаны и поняты. Да и найти гармонию своих чувств и их выражения в слове Лермонтову трудно. Душа изменчива и противоречива, слово часто бессильно открыть её:

                    Холодной буквой трудно объяснить

                    Боренье дум. Нет звуков у людей

                    Довольно сильных, чтоб изобразить

                    Желание блаженства. Пыл страстей

                    Возвышенных я чувствую, но слов

                    Не нахожу и в этот миг готов

                    Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь

                    Хоть тень их перелить в другую грудь.

«1831-го июня 11 дня»

И это не просто ощущения незрелого поэта. В стихотворении 1839 г. «Не верь себе» Лермонтов, знающий уже силу поэтического слова, пишет:

                    Случится ли тебе в заветный, чудный миг

                    Отрыть в душе давно безмолвной

                    Еще неведомый и девственный родник,

                    Простых и сладких звуков полный, —

                    Не вслушивайся в них, не предавайся им,

                    Набрось на них покров забвенья:

                    Стихом размеренным и словом ледяным

                    Не передашь ты их значенья.

«...Когда после революционной попытки 1825 года мрачная тяжелая система Николая придавила всякое умственное движение,— писал А. И. Герцен,— к смеху присоединилось молчаливое, сосредоточенное отчаяние и, между цензурными вырезками, стала чувствоваться совсем иная скорбь. Сравните, например, грустные ноты пушкинской поэзии с печалью, проникающею стихи Лермонтова; в первой чувствуется негодование от полноты силы, во вторых — безнадежный скептицизм надломленной души».

Лермонтов, вероятно, не раз чувствовал себя «умирающим гладиатором», забавлявшим равнодушную толпу, и недаром перевел это стихотворение Байрона.

Это реальное положение поэзии в век «позорно малодушных». А мечтал Лермонтов о другом:

                    Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

                    И, отзыв мыслей благородных,

                    Звучал, как колокол на башне вечевой,

                    Во дни торжеств и бед народных.

«Поэт» 1838.

Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначенье и призвана была объединять людей. И сила, заключенного в слове чувства для поэта – самый властный зов.

Вр.чт. стихотворение «Есть речи...» (1840)

                    Есть речи — значенье

                    Темно иль ничтожно,

                    Но им без волненья

                    Внимать невозможно.

                    Как полны их звуки

                    Безумством желанья!

                    В них слезы разлуки,

                    В них трепет свиданья.

                    Не встретит ответа

                    Средь шума мирского

                    Из пламя и света

                    Рожденное слово;

                    Но в храме, средь боя

                    И где я ни буду,

                    Услышав его, я

                    Узнаю повсюду.

                    Не кончив молитвы,

                    На звук тот отвечу,

                    И брошусь из битвы

                    Ему я навстречу.

Прочитав стихотворение, мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творчества.

V. Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова.

Вр.чт. стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

Пушкинский Пророк – это выражение жизнеутверждения, а лермонтовский – скорби, но не только. Пушкинский пророк страдает. Преображения, которые совершает Серафим, мучительны. Миссия «глаголом жечь сердца людей» добывается заменой «трепетного сердца» (пугливого) на «угль, пылающий огнем». Лермонтовский Пророк, читающий «в очах людей... страницы злобы и порока», при всей жестокости толпы, при всем одиночестве не теряет веры в гармонию как основу мира. И этот радостный разговор со звёздами спасает пророка от отчаяния.

Теперь мы можем понять, почему Лермонтов сумел остаться верным желаниям юности, что давало ему силы отвечать на удары судьбы бунтом, что позволяло не соглашаться с рабским и скучным веком. Творчество помогло поэту сохранить веру в жизнь, увидеть в ней непреложные ценности.

Просмотр презентации «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

 

Домашнее задание: вр.чт. наизусть «Пророк» или «Молитва»; читать о Лермонтове 1834-184 гг.

 

 

Тема: «Горные вершины»

Цели урока: открыть обучающимся те стихии жизни, которые остались притягательными для Лермонтова, с которыми поэт хотел и мог слиться: природа и народ; это те «горные вершины» духа, на которые поднялся Лермонтов, сумев сохранить верность желаниям юности.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

1. Вр.чт. наизусть стихотворений.

2. Расскажите о последней поездке Лермонтова на Кавказ и гибели поэта.

II. Работа с первоисточниками.

Рассматривание акварелей М.Ю. Лермонтова «Военно-грузинская дорога близ Мцхета», «Крестовый перевал», «Вид Пятигорска». Знакомство с письмами «К в. кн. Михаилу Павловичу» 29 апреля 1840 г. И «К С.Н. Карамзиной» 10 мая 1841 г.»

В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.

Читая письма, мы видим, как Бенкендорф, воспользовавшись дуэлью с Брантом, предъявляет поэту «обвинение в ложном показании, самое тяжкое, какому может подвергнуться человек, дорожащий своей честью». Лермонтову приходится доказывать, что до лжи он «никогда не унижался». И снова приказ – отправиться в действующую армию на Кавказ, под пули горцев. Лермонтов надеется заслужить отставку и признается, что «порядком устал от всех этих путешествий, которым, кажется, суждено продлиться вечность».

III. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

1. Лексическая работа.

Кремнистый путь, чудно, вздымалась тихо грудь, мой слух лелея.

2. Проблемный вопрос: отчего поэт не хочет «заснуть ... холодным сном могилы», если ему «так больно и так трудно», если он ничего не ждет от жизни?

3. Работа по вопросам:

- Какие чувства вызывает стихотворение?

- В каких строках острее слышится горечь, в каких – восхищение?

- Чем похожи и чем отличаются начало и конец стихотворения?

Слово «один», возникающее в первой строке и подчеркнутое величественной гармонией природы, преодолевается в конце стихотворения мечтой о слиянии с миром, с природой, с людьми. От одиночества к гармонии - таков странный путь этого стихотворения.

- Почему путь оказывается возможным для поэта?

Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. Мир суров, пустынен и в то же время исполнен жизни. «Кремнистый путь блестит», не холодно и мертвенно, а «сквозь туман». «Пустыня», которой как будто свойственно быть равнодушной, «внемлет Богу». И самое великое чудо ночи - молчаливый разговор звезд, далеких, разбросанных в бездонном небе, но внимающих друг другу: «И звезда с звездою говорит». Земля вписана в гармонию Вселенной. Не только «в небесах торжественно и чудно» - умиротворение сошло на Землю: «Спит Земля в сиянье голубом». Космос смягчен земной жизнью, а Земля озарена его сияньем. В этом гармоничном мире красоты лишь один диссонанс - мрачность в душе поэта. И поэт воспринимает свою боль как отступление от гармонии природы.

- Как отсутствие этой гармонии природы выражено в стихотворении?

Восхищение торжественной красотой мира ведет его к мучительным вопросам: Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? И сразу же следует ответ поэта:

                    Уж не жду от жизни ничего я,

                    И не жаль мне прошлого ничуть...

Однако мы не слышим здесь полной отрешенности от жизни, а есть даже голос желаний:

                    Я ищу свободы и покоя!

                    Я б хотел забыться и заснуть!

Это желание гармонии, стремление преодолеть неволю, преодолеть диссонансы и зло мира, но преодолеть не борьбой, не поединком, как это было в более ранних стихах Лермонтова, а достигнув гармонии сказочно, как в детстве, без усилий.

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» поэтом представлен мир реальный и прекрасный. Мирозданию доступна гармония, которая зовет поэта к слиянию с жизнью. 

- Назовите глаголы последних двух строф. (заснуть, дремали, вздымалась, пел, склонялся, шумел).

Нарастание активности действий (градация). Наречия и деепричастия (дыша, лелея, тих, вечно зеленея) смягчают действия, выраженные глаголами.

Состояние души уподоблено гармонии природы. Сон – мечта.

4. Активизация читательских образов.

- Почему стихотворение начинается с тишины и неподвижности, а заканчивается звуками песни, шелестом ветвей, движением дерева?

- Как вы понимаете выражение «И звезда с звездою говорит»?

- Почему дуб назван «тёмным»?

- Какие картины вы представляете, читая первую и последнюю строфы стихотворения?

5. Обучение выразительному чтению.

Общий тон исполнения – задумчиво-мечтательный, грустный.

1 строфа произносится заворожено. Логическое ударение на слова: дорогу, путь, Богу, говорит.

2 строфа. В ней сталкиваются восхищение, нежность и горькое недоумение. Логическое ударение на слова: торжественно, чудно, спит, больно, тркдно, жду ль, жалею ли.

3 строфа. Переход от горечи к воодушевлению. Логическое ударение на слова: ничего, не жаль, ничуть, свободы, покоя, забыться, заснуть.

4 строфа. Первая строчка исполнена сдержанного отвращения, а затем начинается мечтание, тихое, успокаивающее. Логическое ударение на слова: всю ночь, весь день.

VI. Анализ стихотворения «Родина».

Стихотворение «Родина» (1841) - попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. Он любит «её степей холодное молчанье». Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что-то родное в «лесов безбрежных колыханье». Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнуемому, бесконечному, переходит и в любовь к «разливам рек её, подобным морям». Жизнь поэта была вечным скитанием и поисками родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось. Усталость странника заставляет любить простой и надежный лад деревенской мирной жизни. При одиночестве поэта ему дорога «чета белеющих берез», при его горечи радостна «пляска с топаньем и свистом», при его сложности - «говор пьяных мужичков».

В статье «Стихотворения Лермонтова» Белинский дает такую оценку поэзии Лермонтова: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живет: им все доступно, все понятно; они ни все откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их. как истинный художник; он поэт русский в душе - в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души».

V. Вывод.

Поэзия Лермонтова - удивительное явление, в котором главным становится требование к гармоничности мира - как мира Вселенной, так и другого мира, столь же огромного и непостижимого - мира человеческой души, в которой обязательно живет любовь к своей родине и природе.

Домашнее задание: вр.чт. наизусть «Выхожу один я на дорогу...» или «Родина»; анализ стихотворения по выбору: «Сосна», «Утёс», «Дубовый листок», «Они любили друг друга...», «И скучно, и грустно...».

Тема: Классное сочинение. Письменный анализ стихотворений.

Цели урока: развитие речи; развитие умения работать в группе.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Вр.чт. наизусть «Выхожу один я на дорогу...» или «Родина»

II. Анализ стихотворений (работа в группах)

1 группа анализирует стихотворения «Сосна», «Утёс», «Дубовый листок», «Они любили друг друга...», «И скучно, и грустно...» (по выбору обучающихся).

2 группа готовит выступление по теме «Пушкин и Лермонтов как два типа мировоззрения» (на примере сопоставительного анализа стихов).

Домашнее задание: читать повесть «Тамань» из «Героя нашего времени»


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн