Вы не зарегистрированы

Авторизация



А.С. Пушкин "Евгений Онегин": жанр и композиция, "онегинская" строфа

Submitted by Анна Агейкина on Fri, 01/07/2016 - 13:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Емашова Анна Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ № 42 г. Челябинска", учитель

Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1. Познавательные: познакомить учащихся с историей романа, его содержанием, композицией, понятиями «онегинская строфа», «реализм», «хронотоп»; выявить черты реализма в произведении. 2. Развивающие: учить выразительной и связной монологической речи, обобщению и систематизации, развивать память, мышление, логику, увеличивать словарный запас учащихся. 3. Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам литературы, к русской литературе; приблизить писателя к учащимся; воспитывать уважение к чужому мнению.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (текст произведения), презентация.

Краткое описание: 
<p>1. Организационный момент. 2. Тема урока. 3. Целеполагание. 4. История создания (доклад ученика). 5. Жанр произведения. 6. &laquo;Онегинская&raquo; строфа. 7. Реализм романа. 8. Энциклопедизм романа. 9. Композиция. 10. Хронотоп. 11. Итог урока. 12. Домашнее задание.</p>

А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Жанр и композиция. Онегинская строфа. Тип урока: вводный. Цели: 1. Познавательные: познакомить учащихся с историей романа, его содержанием, композицией, понятиями «онегинская строфа», «реализм», «хронотоп»; выявить черты реализма в произведении. 2. Развивающие: учить выразительной и связной монологической речи, обобщению и систематизации, развивать память, мышление, логику, увеличивать словарный запас учащихся. 3. Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам литературы, к русской литературе; приблизить писателя к учащимся; воспитывать уважение к чужому мнению. Ход урока 1. Организационный момент Мы продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из величайших произведений русской литературы – с романом «Евгений Онегин». 2. Тема урока Запишем тему урока (Слайд 1): «А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Жанр и композиция. Онегинская строфа». 3. Целеполагание Посмлтрите на тему урока, сформулируйте его цели (На уроке мы узнаем, как создавался роман, рассмотрим его жанр и композицию, узнаем, почему роман называют «энциклопедией русской жизни», познакомимся с литературным направлением «реализм» и выявим реалистические черты в произведении). 4. История создания (доклад ученика) А сейчас мы прослушаем доклад об истории создания романа. Ваша задача внимательно слушать, записывать важные даты и то, что покажется вам интересным, а потом посмотрим, что вы записали. Действительно, «Евгений Онегин» - самое долгое по времени написания художественное произведение Пушкина. (Слайд 2). Работа над романом длилась с перерывами целых восемь лет: с весны 1823 до осени 1831 года. (Подчеркнутое дать под запись). Роман был начат до восстания декабристов, а окончен через несколько лет после восстания; начат молодым человеком, а окончен состоявшимся зрелым мужчиной. Действие романа разворачивается в 1819 – 1825 годах – это время романное, внутреннее. (Слайд 3). Это время, совпавшее с юностью и молодостью Пушкина, было замечательным. Оног соотносится с двумя переломными событиями русской истории – Отечественной войной 1812года и восстанием декабристов 1825 года. Поэтому и само время было переломным, чего Пушкин не мог не отразить в произведении. 5. Жанр произведения Сам Пушкин писал о романе, высылая первые главы друзьям в Петербург: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено». (Слайд 4). Почему же Пушкин так писал? (Ответы учащихся). Стихотворение – жанр какого рода литературы? (Лирики). Кто тявляется главным героем лирического произведения? (Лирический герой). Может ли лирический герой рассказывать читателю о себе, о своих друзьях, о важных событиях его жизни, жизни страны или для него важно что-то другое? (Ответы учащихся). Для лирического героя главное – чувства, эмоциональное отношение к тому, о чем он рассказывает. Именно поэтому Пушкин долго искал название жанру своего произведения. (Слайд 5). Наконец, в письме П.А. Вяземскому (писателю и критику) он заявил: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». (Какой знак поставили внутри предложения? Почему?) По замечанию великого литературного критика, Вессариона Григорьевича Белинского (Слайд 6), большая заслуга Пушкина в том, что он «осмелился писать роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было еще написано ни одного порядочного произведения в прозе». 6. «Онегинская» строфа Посмотрите, роман – это объективный охват действительности, стихи – субъективное восприятие мира; роман – эпический жанр, стихотворение – лирический. Этот синтез жанров делает возможным в произведении так называемая «онегинская строфа». Именно онегинская строфа, представляя собой очень гибкую форму, позволяет добиться эффекта прозаизации стиха. Она же позволяет передать разнообразные интонации (эпические, повествовательные, разговорные), легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям, которыми, как вы заметили, пестрит произведение. Посмотрите на экран (Слайд 7). Онегинская строфа состоит из 14 стихов (строк) четырехстопного ямба со строгой рифмовкой:4+4+4+2. Первые четыре строки – перекрестная рифма (авав), следующие четыре – парная (смежная) (ссddеще четыре – кольцевая (опоясывающая) (effe) и последние две – куплет (gg). Запишем это. Посмотрите, каждая такая онегинская строфа –законченное по смыслу и форме маленькое произведение.(Привести пример из текста). Но в романе есть исключения, написанные не онегинской строфой. Это письма Татьяны и Евгения. Почему Пушкин создал их отличающимися от всей структуры романа? (Тем самым он подчеркнул их самостоятельность и соотнесенность друг с другом). 7. Реализм романа Ребята, мы говорили о том, что «Евгений Онегин» написан в переломное время. В это время появляется новый жанр произведения – роман в стихах. В это время происходить смена литературных направлений от романтизма к реализму. «»Евгений Онегин», по сути, является первым реалистическим романом мировой литературы. Запишем определение реализма (Слайд 8). Реализм – это художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути самой жизни. Реалистическое искусство раскрывает взаимодействие личности со средой, с совокупностью социальных обстоятельств, достоверно изображая жизнь. Как вы понимаете слово «среда», «социальные обстоятельства»? (Среда – то общество, в котором находится человек, его окружение; соц. обстоятельства - Его воспитание, положение в обществе). В чем же заключается реализм в романе «Евгений Онегин»? Запишем: 1. Главный герой – обыкновенный человек, дворянин, воспитанный в столичном обществе. Посмотрите, в реализме герой – человек обыкновенный, а не возвышающийся над обществом, не идеализированный, как в сентиментализме и романтизме. 2. Внимание к мелочам и суете обыденной жизни (светской, в данном случае). Итак, мы обозначили основные черты реализма, присущие роману «Евгений Онегин», а теперь узнаем, чем еще уникален этот роман. 8. Энциклопедизм романа Именно «Евгений Онегин» стал тем произведением, на котором Пушкин, как «поэт действительности» вырастает во весь свой рост. Белинский метко назвал это произведение «энциклопедией русской жизни». (Слайд 9).Запишем. А как вы понимаете это выражение, «энциклопедия русской жизни»? (В произведении отразилась вся русская жизнь с небывало широким охватом, в предельно лаконичной форме, приближающейся к краткости энциклопедических заметок и статей). Действительно, Пушкин дает картину России 1820-х годов, ее нравов, уклада жизни. Вместе с героем мы побываем в ресторане и обсудим блюда, на прогулке, посетим театры и балы, увидим настоящую дуэль. Перед нашим взглядом окажутся вещи, одежда, блюда, обычаи и традиции того времени. По охвату бытового, исторического материала «Евгений Онегин» действительно предстает перед нами как энциклопедия русской жизни начала XIX столетия. Но основное место в этой «энциклопедии» уделено духовной жизни русского дворянства 1810-1820-х годов. 9. Композиция А теперь обратимся к структуре романа. Прочитайте эпиграф к роману, его перевод в сноске и подумайте, кому из героев автор посвящает эти строки? (Евгению Онегину). Почему автор относит их к Евгению? (В эпиграфе подразумевается личность главного героя. Эти слова точно характеризуют поступки Евгения, его отношение к Татьяне, главной героине, потерю любви и надежды на счастье). Обратите внимание на строфу после эпиграфа. Онав не вошла в первую главу. Почему? Прочитаем ее. Итак, почему строфа не вошла в первую главу? (эту строфу можно назвать вступлением, предисловием, экспозицией, в которой выраженаавторская характеристика, авторский взгляд на роман. Пушкин подготавливает нас к восприятию произведения). А теперь поговорим о композиции романа. О четкости и стройности композиции пушкинского романа в стихах можно судить по плану, составленному А.С.Пушкиным. Посмотрите на экран. Перепишите план, составленный Пушкиным. (Учитель комментирует план). 1 часть. Предисловие. I. Хандра. Кишенев.Одесса. 1824. II. Поэт. Одесса. III. Барышня. Одесса. Михайловское. 1824. 2 часть IV. Деревня. Михайловское. 1825. V. Именины. Михайловское. 1825. 1826. VI. Поединок. Михайловское. 1826. 3 часть VII. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827 – 1828. VIII. Странствия. Москва. Павловск. 1829. Болдино. IX.Большой свет. Болдино. Обратите внимание, в правой части обозначены место и время написания каждой главы. Это переписывать не обязательно. Весь план делится на три части, каждая из которых состоит из трех «песен» - глав. Первая часть представляет собой своего рода экспозицию. В каждой из трех песен, составляющих первую часть, дается развернутый образ-характеристика героя. Кому посвящена первая глава? Вторая? Третья? (Онегин. Ленский. Татьяна.) Записываем это. Отношения между четырьмя героями строятся по принципу симметрии. Татьяна полюбила Онегина, который остается к ней равнодушен, Ленский полюбил Ольгу, которая холодна к нему. Если первая часть – экспозиция, завязка действия и относительно статична, то вторая часть (следующие 3 главы) раскрывает столкновения героев, конфликты. Эта часть динамичная. В третьей части, можно сказать, совмещены экспозиция и конфликт. После дуэли не стало Ленского, Ольга уходит из романа. Остаются два главных героя – Евгений и Татьяна, каждому из них посвящены седьмая и восьмая главы. Роман заканчивается на девятой главе окончанием отношений героев. Таким образом, в романе две сюжетные линии: 1. Онегин и Татьяна. 2. Онегин и Ленский. (Запишем это). Пушкин раскрывает образы своих героев. Часто пейзаж характеризует духовный мир Татьяны, сопутствует образу Татьяны. А как ещё раскрываются образы героев? Записываем. Реалистические приёмы раскрытия образов героев: 1. Речь героев. 2. Поступки. 3. Авторские характеристики героев. 4. Оценка героя другими персонажами. 5. Описание быта, условий воспитания, круга чтения, пейзаж. Кроме того, пейзаж показывает ход времени в романе (смена времен года), характеризует духовный мир героев. 10. Хронотоп В романе возникает образ времени и пространства, по-другому, - ХРОНОТОП (слово на доске). Запишем определение: Хронотоп (от греч. hronos – время и topos – место) – пространственно-временная организация текста произведения. 11. Итог урока На этом наше знакомство с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не заканчивается, оно будет продолжаться. Итогом изучения произведения будет тест на знание и понимание текста. А что же нового вы узнали сегодня? 12. Домашнее задание 1. Прочитать I и II главы романа. 2. Закладки (образование, воспитание, интересы Онегина, распорядок его дня, портрет Ленского, его воспитание и интересы.