Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по биологии в 8 классе «Строение головного мозга».

Submitted by Наталья Витальевна Кузьменко on чт, 29/09/2016 - 16:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузьменко Наталья Витальевна
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Краткое описание: 
<p><strong>Цели урока:</strong></p> <p><u>Обучающие:</u> углубить знания учащихся о строении и функциях головного мозга.</p> <p><u>Развивающие:</u> развивать познавательную активность обучающихся к предмету. Продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся. Способствовать повышению информационной культуры.</p> <p><u>Воспитательные</u>: воспитывать умение работать в коллективе.</p> <p><strong>Тип урока:</strong> Комбинированный</p> <p><strong>Форма проведения:</strong> Урок с использованием информационных технологий.</p> <p><strong>Оборудование:</strong> компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет.</p> <p><strong>План урока.</strong></p> <ol> <li>Организационный момент.</li> <li>Проверка домашнего задания.</li> <li>Изучение нового материала.</li> <li>Закрепление.</li> <li>Рефлексия.</li> <li>Домашнее задание</li> </ol>

Конспект урока по биологии

в 8 классе

«Строение головного мозга».

Цели урока:

Обучающие: углубить знания учащихся о строении и функциях головного мозга.

Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся к предмету. Продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе.

Тип урока: Комбинированный

Форма проведения: Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие. Подготовка учащихся к работе.

2. Проверка домашнего задания.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008d5-1000-4ddd-1703-0600475d60b1/18_060.swf

собрать рефлекторную дугу.

Проверка синквейна по теме: рефлекс, рефлекторная дуга.

Синквейн является быстрым, мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Примеры ответов:

рефлекторная дуга

1.рефлекторная дуга

2.простая и сложная

3.воспринимает, анализирует, управляет

4.работает как механизм часов для нервной системы

5.рефлекс

рефлекс

1.рефлекс

2.врожденный и приобретенный

3.защищает, ориентирует, адаптирует

4.основа нервной деятельности человека

5. автомат

3.Изучение нового материала.

Объяснение нового материала сопровождается презентацией Power Point .

Головной мозг – уникальный механизм, он регулирует гомеостаз, получает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и принимает  решения, отвечает за рассудочную деятельность человека. По мнению некоторых ученых, мозг может хранить до 15 триллионов разных данных (слайд 1). Мозг растет до 15 лет и наиболее интенсивно работает у человека в возрасте от 15 до 25 лет. До 45 лет работа мозга остается прежней, а затем начинает ослабевать. Мозг содержит три четверти нервных клеток всего человеческого организма. Его начальный капитал - 14 миллиардов нейронов (если их расположить в ряд, то образуется цепь протяженностью 1000 км) - постепенно истощается и составляет 10 миллиардов к старости (более 700 км). Темпы потерь, оцениваются в 10 000 клеток в день в 20 лет (цепь длиной 0,7 м), 50 000 клеток в день в 40 лет (3,5 м), 100 000 клеток в день в 90 лет (7 м).

 Головной мозг располагается в полости мозгового черепа, масса мозга и объем остаются максимальным и постоянным для каждого человека (слайд 2). В среднем масса мозга – 1500 г., объем – 1200 см 3. Интеллектуальные способности  человека не зависят от величины головного мозга (слайд 3). Важно соотношение массы мозга и общего веса тела. Например, головной мозг кашалота весит 9 кг, что составляет лишь 0,02% от его общего веса; мозг слона (5 кг) - 0,1%. Головной мозг человека по объему занимает 2% от его тела.

Вес мозга некоторых знаменитых людей:
Иван Тургенев
(русский писатель) - 2,012 кг
Сергей Есенин
(русский поэт) - 1920 кг
Иван Павлов
(русский ученый) - 1653 кг
Дмитрий Менделеев
(русский ученый) - 1571 кг
Иван Мичурин
(русский естествоиспытатель) - 1522 кг
Константин Станиславский
(русский артист) - 1505 кг
Андрей Сахаров
(русский ученый) - 1440 кг
Максим Горький
(русский писатель) - 1420 кг
Константин Циолковский
(русский ученый) - 1372 кг
Александр Бородин
(русский ученый, композитор) - 1325 кг
 

Интересный факт (сообщение учащихся)

  • В 1974 г. один гражданин наизусть прочитал 16000 страниц буддистских канонических текстов.
  • В 1988 г. во время гала-концерта артистка Барбара Мур по памяти исполнила на фортепиано 1852 песни.
  • В 1980 г. одна индианка на кафедре информатики Лондонского университета за 28 секунд перемножила в уме два произвольно выбранных тринадцатизначных числа: 7686369774870 х 2465099745779 и получила следующей результат: 18947668177995426462773730.

В головном мозге различают три наиболее крупные составные части: это парные полушария большого мозга, мозжечок и мозговой ствол (слайд 4).

Мозговой ствол включает в себя несколько отделов – продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Они отличаются строением и функциями.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга (слайд 5),  поэтому в их строении много общего: серое вещество расположено в центре, однако располагается отдельными ядрами. Продолговатый мозг – это центр дыхания (нейроны подразделяются на вдыхательные и выдыхательные), именно здесь с повышением уровня углекислоты в крови в центре вдоха возбуждаются нейроны и посылают импульсы к мотонейронам спинного мозга, а от них импульсы направляются к межреберным мышцам и диафрагме, заставляя их сокращаться. Здесь же расположен сосудодвигательный центр, пищеварения, сердцебиения, а также защитных рефлексов – кашля, рвоты, чихания, слезоотделения и др. Повреждение центров продолговатого мозга приводит к смерти человека.

Мост – место, «магистраль» где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору больших полушарий, или обратно вниз к продолговатому и спинному мозгу, к мозжечку (слайд 6). Здесь же находятся центры связанные с мимикой, жевательными функциями.

Средний мозг – также является частью ствола мозга (слайд 7). На его поверхности, обращенной к мозжечку, имеются четыре небольших бугорка – четверохолмие. Верхние бугры – центр первичной обработки зрительной информации. Они получают импульсы от сетчатки глаза и участвуют в ориентировочном рефлексе, т. е. повороте головы к свету. При этом происходит изменение ширины зрачка и кривизны хрусталика (аккомодация), способствующая ясному видению предмета. Нижние бугры четверохолмия – первичные слуховые центры. Они участвуют в ориентировочном рефлексе на звук - поворот головы в сторону звука. Внезапные звуковые и световые раздражения вызывают сложную реакцию настораживания, мобилизующую животное на быструю ответную реакцию. Также  среднем мозге содержится ряд ядер, регулирующих мышечный тонус, например движения рук во время еды. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при состоянии, ходьбе, беге, изменении позы.

Промежуточный мозг имеет сложное строение, состоит из таламуса, гипоталамуса (подбугровой области) и надбугровой области, в состав которой входит железа внутренней секреции эпифиз (слайд 8). Таламус - центр анализа всех видов ощущений: от рецепторов мышц, анализ зрительной и слуховой информации, болевой чувствительности. В гипоталамусе расположены центры голода и жажды, удовольствия, постоянства температуры тела. Книзу от гипоталамуса в костном углублении называемом «турецкое седло», расположена железа внутренней секреции – гипофиз. На это уровне происходит перекрест зрительных и слуховых путей т.е. информация от левого глаза поступает в правое полушарие, и наоборот. Напомню, что гипофиз вырабатывает кортикотропин, гонадотропины, соматотропный гормон.

Мозжечок – расположен на задней части ствола мозга и делится на два полушария (слайд 9). Его поверхность имеет складчатое строение и называется корой, которая образована серым веществом, а в центре расположено белое вещество, проникая между серым, он ветвится и образует “дерево жизни». Основные функции мозжечка:

  1. координация движений
  2. регуляция равновесия
  3. регуляция мышечного тонуса

 

Опыт на координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком.

Если хотите узнать, все ли в порядке с вашим мозжечком, то встаньте, сдвинув ноги, вытяните вперед руки и закройте глаза. Человек с поврежденным стволом мозжечка в такой позе стоять не может, начнет покачиваться или даже упадет. Затем попробуйте в быстром темпе касаться кончика носа указательным пальцем левой и правой руки попеременно. Если попадаете точно по кончику носа, то полушария вашего мозжечка функционируют нормально.

 

Большие полушария головного мозга соединены пластинкой белого вещества, состоящим из волокон, - мозолистым телом (слайд 10). Каждое полушарие образовано серым и белым веществом. Различают самую большую часть, покрытую бороздами и извилинами, - плащ, образованный лежащим по поверхности серым веществом - корой полушарий; обонятельный мозг и скопления серого вещества внутри полушарий - базальные ядра. Кора полушарий большого мозга представляет собой слой серого вещества толщиной до 4 мм. Она образована слоями нервных клеток и волокон расположенных в определенном порядке. Наиболее типично устроенные участки филогенетически более новой коры состоят из шести слоев клеток, старая и древняя кора имеет меньшее количество слоев и устроена проще (слайд 11). Разные участки коры имеют разное клеточное и волокнистое строение. В связи с этим существует учение о клеточном строении коры (цитоархитектоника) и волокнистом строении (миелоархитектоника) коры полушарии большого мозга.

Поверхность полушария имеет сложный рисунок, благодаря идущим в различных направлениях бороздам и валикам между ними - извилинам. Величина и форма борозд и извилин подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех и раньше других появляются в процессе развития зародыша. Ими пользуются для разделения полушарий на большие участки, называемые долями. Каждое полушарие делят на пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую долю, или островок, расположенный в глубине боковой борозды.

Значение зон, долей больших полушарий головного мозга  – самостоятельная работа с электронным учебником:

http://www.ebio.ru/index-3.html

 

4. Закрепление.

Итоговый тест – строение нервной системы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000580-1000-4ddd-d607-080046bc5018/index_mht.htm

 

Самопроверка, самоконтроль: на чистых листочках проверим ваши знания новой темы урока. Я зачитываю вопросы, а вы отвечаете.

- Основные центры продолговатого мозга.

- Основные центры промежуточного мозга.

-Если спортсмен большого тенниса левша, то импульсы от руки с ракеткой во время игры поступают….(назовите отдел мозга, сторону и отдел полушария).

 

5. Рефлексия.

Нарисуйте на розе ветров своё настроение.

 

  1. Домашнее задание.

Стр. 54-56 пересказ, сообщения об интересных свойствах головного мозга.

 

Список используемой литературы:

Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.

Организм человека: просто о сложном: учебное пособие / А.А.Каменский. – М.: Дрофа, 2007.

Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VIII класс – Человек. М.: Дрофа, 2009.

 Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

 

Прикрепленный файл Size
конспект.doc 57.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн