Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сетевое психологическое сопровождение семей/Болсуновская НА

Сетевое психологическое сопровождение семей

автор: Болсуновская Н.А.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"


«Вместе и навсегда» или технология психологического сопровождения семей детей с особыми образовательными потребностями с помощью Интернет –сервисов (из опыта 4хлетнего непрерывного сопровождения семьи чудесной девчушки). Н.А. Болсуновская, педагог –психолог МОУ «ОУ Гимназия №13» г.Красноярска


Особый ребенок…Не такой как все. Отчаяние..Борьба..Борьба…Прорыв. Достижения) - этими фразами можно охарактеризовать внутренний мир родителей ребенка с особыми образовательными потребностями. Много усилий приходится прикладывать им для того, чтобы достичь определенной динамики, способствовать росту и продвижению своего ребенка. Конечно, родители таких детей нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении, ведь осознание родителями, что их ребенок «не такой как все», необходимость постоянной борьбы за успеваемость, здоровье ребенка, владения на высоком уровне психолого –педагогическими технологиями для помощи ребенку –все это приводит к тому, что родители таких детей, как никто другой нуждаются в поддержке, получая которую, они могут помочь своему ребенку продвигаться вперед. Они чаще, чем другие родители сталкиваются с нестандартными ситуациями, трудными моментами, которые выбивают из колеи. Также родители особых детей проходят периодами через период отчаяния, когда хочется все бросить, когда уже нет сил больше сражаться –и здесь поддержка психолога особенно необходима. Вместе с тем, обучение особых детей в школе часто сопряжено с тем, что им необходим индивидуальный подход и ежедневные дополнительные объяснения. Поэтому встает необходимость в ежедневном сообщении родителям о достижениях и трудностей ребенка. Также родителям важно обменяться опытом с другими родителями, получать подтверждение того, что они идут по - верному пути. И конечно, родителям охота как можно чаще слышать об успехах ребенка, пусть и маленьких –это придает уверенность, дает надежду и окрыляет. Необходимость в постоянной поддержке затруднительно реализовать без привлечения Интернет –технологий, т.к. только они позволяют быть «всегда на связи» и получать поддержку практически в любое время. Таковы потребности родителей. Вместе с тем, работа психолога, педагога в сопровождении особых детей также требует стабильной обратной связи с семьей, чтобы отслеживать эффективность запущенных мероприятий и в случае необходимости оперативно вносить изменения, что также возможно только при задействовании современных информационных технологий. Соединив потребности родителей с потребностями психологов, мы поняли, что целеособразно обратиться к сетевым формам взаимодействия с родителями особых детей. Так, мы вышли на использование программ дистанционного общения с родителями особых детей: ICQ, сервис Vkontakte.ru, mail.ru –агент, Skype. Но встал вопрос: как сопровождать родителей с помощью данных программ, как они могут быть полезны. По крупицам мы собирали и апробировали опыт, постепенно обобщая его. И на основании 4х летнего сопровождения семей учащихся с особыми потребностями, нами были выделены и описаны формы сетевого сопровождения семей на основе использования Так, нами были описаны ряд возможностей применения сервисов:

  1. ICQ –прямая линия доверия для родителей, место где их выслушают безоценочно и помогут найти ответы
  2. ICQ -способ постоянного информирования родителей о продвижении ребенка и о том, что требует оперативной коррекции
  3. ICQ -место проектирования и совместного нахождения решений
  4. ICQ -место совместной коррекционно –развивающей работы с семьей в целом: с мамой, папой, ребенком
  5. ICQ -место для обмена опытом и обсуждения
  6. ICQ –место где родитель и ребенок могут получить свою порцию Успеха
  7. ICQ -место информирования родителями специалиста о тех или иных актуальных проблемах и трудностях

Данные возможности были воплощены нами в следующих Интернет –формах работы с родителями:

  1. Интернет психологическая диспетчерская служба
  2. Служба Интернет доверия
  3. Служба связи со школой Обратная связь
  4. Сетевой тренинг
  5. Сетевое проектирование. Марафон идей
  6. Детско –взрослое консультирование

Интернет –психологическая диспетчерская служба

Идея любой диспетчерской службы –аккумулировать информацию из разных источников и предоставлять ее по необходимости другим субъектам, которые в ней заинтересованы. В нашей ситуации родители, психологи выступают носителями ценной разной информации о ребенке, которой они могут обмениваться в on-line режиме и тем самым создавать единую карту знаний о ребенке. Это позволяет и родителям и психологу быть в едином семантическом поле, говорить на одном языке. Постоянный обмен информацией дает возможность психологу, родителю, получая оперативную информацию отслеживать ход сопровождения, вносить изменения. Вместе с тем нарушения в прохождении информации, наоборот, тормозит коммуникацию и может приводить к снижению результативности.

Как организуется?

Технология диспетчерской достаточно проста. Родитель и психолог договариваются об определенном времени, когда они встречаются в сети в ICQ и др. подобных сервисах и рассказывают об актуальной ситуации –родитель со своей стороны, а психолог со своей стороны.

Когда может быть использована?

  • когда родители не могут часто(ежедневно) приходить в школу для взаимодействия
  • когда необходим самый тесный контакт семьи и школы в решении проблемы

Вариантом диспетчерской является «Служба связи со школой», когда ежедневно родителю с помощью одного из сетевых сервисов отправляются оценки ребенка, предметные области, которые стоит подтянуть или за которые стоит похвалить, расписание уроков, домашнее задание. Для родителей особых детей это также необходимо, потому что, только работая в ежедневном режиме получения оперативной информации можно не запускать ситуацию и оперативно ею управлять.

Служба Интернет доверия

Идея службы доверия в том, чтобы дистанционном on-line режиме оказывать психологическую поддержку родителям по любым вопросам, которые имеют отношение к обучению, развитию, воспитанию. В частности, речь идет о консультировании в сети в режиме реального времени. В отличии от линии «вопрос –ответ», где ответ следует за вопросом через достаточно длительный интервал времени, on-line -консультирование предполагает выстраивание полноценной психологической консультации в режиме реального времени или в режиме предельно приближенному к этому. Это позволяет родителю особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент.

Как организуется?

Психолог и родитель встречаются в сети в той же ICQ и начинается процесс консультирования, когда родитель описывает свою ситуацию,а психолог через систему специальных вопросов помогает родителю прояснить ситуацию и найти выход.

Сразу же важно обозначить, что по опыту процесс сетевого консультирования очень непрост. Мы не можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет считывание информации и прояснение ситуации. Кроме того, сетевое консультирование требует от специалиста умение четко формулировать вопросы, подбирать слова, чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны.

Очень уместным здесь является использование «смайликов», которые помогают обозначить эмоциональное состояние в режиме «здесь и теперь».

Также очень важным является умение реализовывать собственно деятельностное консультирование, когда мы не даем сразу готовых решений, а подводим клиента к открытию способа действий. Для этого требуется владение техникой постановки вопросов, техниками интерпретации, самораскрытия специалиста, стимулирования рассказывания, технологиями использования сказок, метафор, историй, кейсов в работе в рамках on-line консультирования.

Кроме того, здесь является уместным использование техник работы с фразами, которые предъявляет клиент. «Цепляясь за слова» можно многого достичь в прояснении ситуаций.

И конечно необходимо всегда помнить о главном правиле «Не навреди» в выстраивании общений в диаде «Психолог –клиент» и о принципе «Надо работать так, чтобы захотелось прийти еще».

Близко с консультированием пересекается и такая форма как «Сетевое проектирование в режиме реального времени. Марафон идей». На самом деле, консультирование может включать в себя сетевое проектирование как этап.

Такая форма предполагает, что родитель, психолог, возможно учитель собираются в сети и придумывают пути решения нестандартной проблемы. Здесь уже нет подведения к открытию знаний родителями –здесь стоит конкретная задача в нахождении списка путей действий в той или иной ситуации. Здесь все в большей степени технологично. Конечно это не исключает прояснения причин, но в большей степени -это своеобразный мозговой штурм, где идет накидывание идей с последующей их оценкой и выбором нескольких наиболее адекватных ситуации.

Процесс организации марафона идей в сети практически не отличается от мозгового штурма в реальной жизни:

  1. Ставится проблема
  2. Набрасываются любые идеи в течение определенного времени, причем безоценочно
  3. Происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации

Когда может быть использована?

  • Когда родитель и психолог четко понимают причину проблемы и необходимо найти эффективные пути решения
  • Когда необходимы нестандартные решения знакомой, часто повторяющейся проблемной ситуации. Например, ребенок изо дня в день не моет руки, хотя уже много чего перепробовали.

Наряду с работой с родителями часто возникает потребность свести вместе в сети родителя(ей) и ребенка, организовав процесс совместной коммуникации. Это особенно необходимо, когда родители и дети имеют разные точки зрения на ситуации. Например, мама ругает ребенка с особыми потребностями за тройки, хотя для ребенка отметка 3 –это потолок его возможностей. Вот и появляется потребность, чтобы мама и ребенок высказали взаимные претензии, договорились об определенных моментах, или убедились через слова взрослого или ребенка, что с сегодняшнего дня родитель (ребенок) будут по-другому относиться друг к другу. Также подобные мероприятия бывают нужны, чтобы показать родителю «детский взгляд» на проблему.

Процесс может быть организован в виде двустороннего общения, когда на одной стороне ICQ находится психолог, а на другой ребенок с мамой в рамках одной ICQ/ Skype. Также возможен вариант трехстороннего общения, когда мама общается с рабочего компьютера или ребенок со школьного или в ситуации, когда дома несколько компов, подключенных к сети Интернет.

Процесс выстраивания детско-взрослого консультирования напоминает по форме взрослое консультирование. Техники его организации могут быть различны в зависимости от цели, проблемы. В качестве одного из вариантов его организации в сети может выступать следующая технология:

  1. Обозначаются цели общего сбора мамы и ребенка
  2. Ребенок и мама рисуют в сети воображаемый портрет друг друга и затем говорят, что им особенно нравится друг в друге
  3. Родитель и ребенок или только ребенок обозначают 1-3 характеристики, которые бы они хотели изменить друг в друге.
  4. Идет обсуждение обозначенных характеристик по одной или пакетом
  5. Происходит выработка договоренностей
  6. Фиксация договоренностей в виде сетевого договора. Обычно я предлагаю по завершению консультирования сделать реальный договор, подписать его и повесить на стенку
  7. Подведение итогов

Процесс детско –взрослого консультирования боле труден и непредсказуем в организации, по сравнению с индивидуальным консультированием, и требует от консультанта еще больше тщательного отношения к словам, наличие хороших навыков решения, модерирования и арбитража конфликтных ситуаций в режиме «здесь и теперь». Здорово, если при подобном консультировании мы подключаем сетевые графические сервисы, документы Google, где можно в режиме реального времени рисовать, создавать тексты, презентации. Выход на совместную деятельность в сети –оно всегда помогает вывести решение конфликтов в новую, конструктивную плоскость, а после подписания договоренностей –это шанс попробовать договоренности в деятельности, шанс почувствовать дополнительную взаимную поддержку и принятие.

Получать поддержку, позитивное подкрепление –это всегда приятно, а родителям особого ребенка –вдвойне.

И очень часто такие позитивные вещи необходимы, чтобы родитель поверил в свои силы, поверил в ребенка, получил заряд бодрости и начал действовать с утроенной энергией)

Для этого в рамках on-line консультирования родителей, детско –взрослого конслуьтирования, мозгового штурма использовать «Позитив –сервис», а также непрямые формы просвещения'«Позитив –сервис»' -простой прием в организации сетевого взаимодействия с родителем, идея которого заключается в том, что мы периодически по ходу общения посылаем ему позитивные сигналы и даем возможность ему поделиться своими позитивными открытиями. Так, это могут быть целые большие фрагменты в общении, когда мы только хвалим родителя, а родитель делится своим позитивом.

На самом деле включение таких позитивных моментов имеет еще один глубокий смысл –мы приучаем родителя позитивно смотреть на мир и ребенка, уметь находить и подмечать минимальные позитивные продвижения ребенка.

Как это организуется?

  • Это может быть вплетение смайликов, значков, позитивных слов, фраз в тексты
  • Это может быть как бы вдруг возникший позитивный кусочек в тексте, где мы отмечаем позитивные моменты
  • Похвала может предшествовать, а затем подкреплять разбор трудной ситуации
  • Это может быть специально организованный момент для родителя, когда мы подводим его к тому, что он должен описать что –то позитивное - например маленькое достижение ребенка. При этом данный момент должен восприниматься в разговоре для родителя как нечто естественное и совсем неплановое

Все это можно продолжать –главное, чтобы позитив был искренним и шел от сердца –только тогда он становится источником развития и мощной поддержки))

Наряду с позитивными моментами не менее важным для формирования нужных установок у родителей - непрямые техники просвещения –еще один подход в дистанционных коммуникациях, который также является эффективным в организации сопровождения и поддержки родителей.

Суть его в том, чтобы в ненавязчивой форме преподнести новые технологии, донести определенный подход, стиль жизни. Порой это бывает важным в работе с родителями, которым наряду с просто поддержкой, необходимо ненавязчиво вселить уверенность, показать оптимальный способ, культурный образец, изменить какую –то родительскую установку, не вызвав у человека и тени сомнения, что его хотят чему –то научить или дать совет. Ведь не все любят прямые советы

Для этого в дистанционном общении есть ряд способов:

  1. Невольно брошенная ссылка на интересный материал для ознакомления
  2. включение цитаты, притчи – из серии: «Сама только увидела, понравилось и вам рекомендую»
  3. вплетение в разговор личностных историй успеха, историй успеха других родителей с показом того, например, что у семьи была подобная ситуация, но она сделала то –то и все получилось и т.д.

Таковы базовые приемы, которые мы использовали в организации поддержки семьи особого ребенка, и которые привели нас к успеху.

Но успешность, связанная с использованием тех или иных технологий, определяется не только используемыми технологиями и их сочетанием, но и личностью самого специалиста, который осуществляет процесс сопровождения. Именно от профессиональных умений, личностных особенностей, харизмы специалиста зависит, станет ли технология в его руках уникальным инструментом в сопровождении семьи особого ребенка или потеряется во всем многообразии приемов, форм, методов.

И главное, всегда надо помнить о том, что нет трудных или легких родителей –есть мы как профессионалы, наши возможности и наши технологии. Именно они определяют успех взаимодействия с любой семьей)

Ну а более подробно с описанием приемов сопровождения семей, имеющих детей с особыми потребностями, можно в Истории успеха "Вместе и навсегда", где описывается опыт четырехлетного непрерывного сопровождения семьи одной чудесной девчушки с помощью сервисов Web 2.0


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Геннадьевна Соснина

На: Сетевое психологическое сопровождение семей/Болсуновская НА


Признаюсь, я вперыве читаю нечто подобное. Как необходима психологическая помощь родителям "особых детей, я знаю непонаслышке. Однако, я никогда даже не слышала о возможностях подобной формы психологического сопровождения. Познакомилясь с материалом с огромным интересом. Восхищаюсь автором! Горячо желаю творческих успехов и от всей души предлагаю психологам специального образования использовать в практике работы представленную технологию!



"Особые" дети — особое образовательное пространство

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн