Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проценты. Круговые диаграммы.

Фото пользователя Елена Николаевна Кришталь
Submitted by Елена Николаевна Кришталь on Wed, 05/08/2009 - 12:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кришталь Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №52 г. Мурманска, заместитель директора по УВР, учитель математики
Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
1. отработка практических умений и навыков при вычислении процентов и построении круговых диаграмм; 2. развитие познавательного интереса к вычислению процентов; расширение знаний о вреде табакокурения и понятие о здоровом образе жизни. 3. содействие сознательному пониманию актуальности в современной жизни вопроса «Жить или курить?» 4. Содействие развитию у учащихся умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.

Используемая методическая литература: 

1. Л.Г.Петерсон «Математика». 5-6 класс. 2. Газета «Математика» № 18 – 2003 г. 3. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 4 , 2000г. 4. А.В.Шевкин «Сборник задач» по математике 5-6 классов. 5. Журнал «Математика в школе», № 2, 2001г. 6. Интернет и образование, Март, Том 2009, № 6

Используемое оборудование: 

1. Историческая справка; 2. карточки с текстами задач; 3. экран; 4. мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: 

презентация «Жить или курить?».

Краткое описание: 
урок проводится в ходе обобщающего повторения курса математики 5 класса(в мае) и нацелен не только на отработку практических умений и навыков при вычислении процентов и построении круговых диаграмм, а также на развитие познавательного интереса к вычислению процентов, расширение знаний о вреде табакокурения и понятие о здоровом образе жизни,содействие сознательному пониманию актуальности в современной жизни вопроса «Жить или курить?»,содействие развитию у учащихся умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения.

Кришталь Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №52 г. Мурманска форма: урок обобщения и систематизации знаний тема «Проценты. Круговая диаграмма» класс: 5 Урок математики в 5-м классе по теме: " Проценты. Круговая диаграмма " ________________________________________ Учебно-методическое обеспечение: Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006. Время реализации занятий – 90 минут Курить или не курить? Цели урока: 1. отработка практических умений и навыков при вычислении процентов и построении круговых диаграмм; 2. развитие познавательного интереса к вычислению процентов; расширение знаний о вреде табакокурения и понятие о здоровом образе жизни. 3. содействие сознательному пониманию актуальности в современной жизни вопроса «Жить или курить?» 4. Содействие развитию у учащихся умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения. Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний. Оборудование: 1. Историческая справка; 2. карточки с текстами задач; 3. экран; 4. мультимедийный проектор. Приложения: 1. презентация «Жить или курить?». 2. Историческая справка 3. Карточки с текстами задач Ход урока. 1. Постановка задач урока. Послушайте отрывок из произведения Марк Твена «Приключения Тома Сойера». «После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком… Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, всё же Том заявил: - Да это совсем легко! Знай, это раньше, я уж давно научился бы. - - И я тоже, - подхватил Джо. – Плёвое дело!.. Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать; прерываться. Паузы стали длиннее. Они сплёвывали всё чаще и чаще… несмотря на все их усилия, им заливало горло и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабших пальцев. У Тома тоже… Наконец Джо выговорил расслабленным голосом: - Я потерял ножик… Пойду поищу… Том дрожащими губами произнёс запинаясь: - Я помогу тебе. Ты иди в сторону, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не ходи за нами мы его сами найдём. Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, а когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как чувствуют себя очень неважно». в «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения. Что же произошло? Через табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в лёгкие. После проникновения сигаретного дыма в легкие уже через 7 секунд никотин попадает в головной мозг. Аммиак, метанол, сероводород, формальдегид, ацетальдегид, бензол… Вот подлинный, но далеко не полный список составляющих особого вкуса табачного дыма. Доказано, что одна пачка сигарет лишает человека 400 минут жизни. Это означает, что при такой частоте курения сигареты отнимают у курильщика 144000 минут или 32 дня жизни ежегодно, оставляя ему лишь 11 месяцев. К табаку привыкают как к наркотику. Установили, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого – пачка, выкуренная сразу. Для подростка – полпачки. Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза, а в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Историческая справка «Происхождение табака». Жить или курить? На этот вопрос поможет дать ответ сегодняшний урок повторения по темам ''Проценты'' и «Круговая диаграмма». 2. Устная разминка. 1) Что называется процентом? 2) Как определить число по его проценту? 3) Как определить % от числа? 4) Как вычислить % отношение? 5) Алгоритм построения круговых диаграмм. 3. Работа у доски. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Задача 1. Определить процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний-210 составляет 2/3 от количества окиси углерода. Построить круговую диаграмму, наглядно показывающую эти соотношения. (Ответ: никотин 2%, синильная кислота 1%, табачный деготь 15%, окись углерода 9%, полоний 6%). Задача 2. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 1998 г из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин – 40. Сколько курящих мужчин и курящих женщин на 100 человек в России сейчас? Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Так почему же, все-таки, люди курят табак? (Ответы детей) Таким образом, одной из основных причин является любопытство, другой - подражание. Чаще всего начинают курить в подростковом возрасте. Статистика установила, что курящих подростков среди мальчиков 60%, а среди девочек 40%. Задача 3. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 170 мальчиков, и 130 девочек. Показать на диаграмме. Почти половина школьников не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы, теряется зрение и слух, развиваются заболевания внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Задача 4. При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек, со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные по одному. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по два и сколько по одному заболеванию. Показать на диаграмме. Задача 5. Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. Часто детям подают пример взрослые и в первую очередь родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями, они более раздражительны. Задача 6. Средний возраст новорожденного ребенка 3кг300гр. Если у ребенка курящий отец, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курящая мать - меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш быть не может, всю жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие своих родителей. Историческая справка "Борьба с курением"(см. приложение). Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может не приять на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить следующий пример: если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Задача 7. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? Теперь, наверно, вам понятно, за что могут уволить с работы. Задача 8. При горении сигареты 50% никотина с дымом уходит в воздушную среду, 25% разрушается при горении табака, 5% остается в окурке, 20% попадает в организм человека. Показать на диаграмме. Существует еще такое понятие как "пассивный курильщик". Кто может объяснить это понятие? Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей, нахождение в течение 8 ч в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от зажженной сигареты. Громкий скандал произошел в Англии в конце 80-х годов. Почти 30 лет женщина проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, в результате - смерть от рака легких. На основании решения суда, компанию обязали выплатить родственникам умершей денежную компенсацию. Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в барах и ресторанах. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение». Не пора ли и нам серьезно задуматься над вопросом «Жить или курить?» 4. Итог урока. Итак, «Жить или курить?» Узнав о влиянии курения на организм человека, подкрепив эти знания данными, используемыми при решении задач, пришли к выводу, что курить – это очень вредно и опасно. А тема «Проценты» очень важна в математике. Уметь вычислять проценты пригодится людям самых разных профессий. 5. Задание на дом: Задача 9. Определить сколько % своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если одна пачка сигарет стоит 3 рубля, ежемесячная зарплата 1000 рублей (в месяце 30 дней). Задача 10. Определить сколько % своего годового дохода тратит на сигареты ваша семья. ЛИТЕРАТУРА: 1. Л.Г.Петерсон «Математика». 5-6 класс. 2. Газета «Математика» № 18 – 2003 г. 3. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 4 , 2000г. 4. А.В.Шевкин «Сборник задач» по математике 5-6 классов. 5. Журнал «Математика в школе», № 2, 2001г. 6. Интернет и образование, Март, Том 2009, № 6 Приложение № 1. Историческая справка 1. Распространение табака Курение табака возникло ещё в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы-взрослые и дети держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и… нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», пускающие дым изо рта, поразили испанский королевский двор. Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привёз оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» – так называют основной компонент табака, самый ядовитый. Постепенно курение стало путешествовать по Европе, дошло до России, но активного распространения не получило, пока царевич Пётр Алексеевич, постоянно общавшийся с чужеземцами, не научился курить… А потом он стал царем и начал, как известно, вводить в России «европейские» порядки, в том числе и пропагандировать курение. При Петре I в России появились, первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда ещё никто не знал, насколько опасна эта привычка. 2. Борьба с курением. С табачным зельем издавна велась жестокая борьба. В конце XVI в. в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России в царствование Михаила Фёдоровича уличенных в курении в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа и ушей. Приложение № 2. Жить или курить? Задача 1. Определить процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1\2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина, окись углерода составляет 3\5 от количества табачного дегтя, полоний-210 составляет 2\3 от количества окиси углерода. Построить круговую диаграмму, наглядно показывающую эти соотношения. Задача 2. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 1998 г из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин – 40. Сколько курящих мужчин и курящих женщин на 100 человек в России сейчас? Статистика установила, что курящих подростков среди мальчиков 60%, а среди девочек 40%. Задача 3. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 170 мальчиков, и 130 девочек. Показать на диаграмме. Задача 4. При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек, со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные по одному. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по два и сколько по одному заболеванию. Показать на диаграмме. Задача 5. Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. Задача 6. Средний возраст новорожденного ребенка 3кг300гр. Если у ребенка курящий отец, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курящая мать - меньше на 300 г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Задача 7. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? Задача 8. При горении сигареты 50% никотина с дымом уходит в воздушную среду, 25% разрушается при горении табака, 5% остается в окурке, 20% попадает в организм человека. Показать на диаграмме. Задание на дом: Задача 9. Определить сколько % своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если одна пачка сигарет стоит 3 рубля, ежемесячная зарплата 1000 рублей (в месяце 30 дней). Задача 10. Определить сколько % своего годового дохода тратит на сигареты ваша семья.

Прикрепленный файл Size
Курить или не курить.pptx 176.26 KB
ПРИЛОЖЕНИЕ.docx 15.16 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн