Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Окружающий мир»

Фото пользователя Ирина Евгеньевна Лаптева
Submitted by Ирина Евгеньевна Лаптева on пн, 13/02/2017 - 02:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лаптева И.Е.
Место работы, должность: 

учитель начальных классов

МБОУ Октябрьская СОШ №1

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Цели урока: - дать представление об аквариуме как сообществе рыб, водных растений и улиток;

                     - научиться объяснять на примере аквариума связь живой и неживой природы;

                     - осознавать важность бережного отношения к природе;

                     - научиться делать рыбок в технике оригами.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Перспектива"

учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 1 класса (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая)

Используемое оборудование: 

 изображение сказочной золотой рыбки; изображение аквариума, презентация «Мир за стеклянным берегом»;

 клей-карандаш, ножницы, ручка, цветные карандаши, лист бумаги квадратной формы.

Используемые ЦОР: 

компьютер, телевизор, запись «музыки моря»;

Краткое описание: 
<p>Данный урок относится к разделу &quot;Наш класс в школе&quot; (13 ч) и является 8 уроком в данном разделе. Тема &quot;Мир за стеклянным берегом&quot; следует за циклом тем социальной направленности (о школе, классе, учителе) и природоведческой, экологизированной направленности (о растениях у школы, в классе). Следовательно данная тема помогает раскрыть место человека и природы в социуме, а именно в школе. Таким образом, урок направлен не только на познание нового, открытие фактов об аквариуме, но и на установление связи между человеком и природой, формирование понятия о живом уголке в классе, школе, дома.</p> <p>Тип урока: урок &quot;открытия нового знания&quot;</p>

Ход урока

 

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте дети! Садитесь.

Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

Напомните, пожалуйста, какие правила поведения на уроке вы знаете. (Тишина – не мешать другим, не отвлекаться. Слушать – быть внимательным, запоминать.  Уважать – в классе говорит один, не перебивать, быть терпеливым, поднимать руку.)

 

  1. Актуализация ранее изученного

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Растения)

Какие группы растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы)

Приведите примеры деревьев, чем они отличаются от других растений? (Клён, берёза, осина, ель, сосна, ясень – имеют довольно большой крепкий ствол и лиственную крону)

Приведите примеры кустарников. Как вы догадались что это именно кустарники? (Сирень, шиповник, акация – имеют несколько довольно тонких стволов, в отличие от деревьев у них нет главного ствола.)

Назовите травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников? (Подорожник, лютик, одуванчик, вьюнок. Травы имеют стебли и листья увядающие осенью. У них нет постоянного древесного ствола над землёй.)

 

  1. Целеполагание

Ребята, послушайте. Что вы слышите? (Шум воды, шум моря).

Звучит «музыка моря». Учитель вспоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке»(Слайд 1).

 

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

„Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.“

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

„Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.“

 

На экране изображение золотой рыбки (слайд 2).

Ребята, кто из вас видел настоящую золотую рыбку?

 

 

Как она выглядит? (Имеет золотой окрас, небольшая.)

Сейчас я вам загадаю загадку.

Если вы ее отгадаете, то мы с вами узнаем, где вы могли видеть золотую рыбку.

На окошке – пруд,

В нем рыбешки живут,

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум)(Слайд 3)

 

А из чего сделан аквариум? (из стекла, из пластика)

Чаще всего аквариум действительно делают из стекла. Как вы думаете почему?

(прочное, прозрачное)

А с чем мы можем сравнить стенку, стекло аквариума, через которое мы смотрим( берег)

Кто живет в аквариуме (ответы детей). Да, это целый мир.

Кто из вас может предположить, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (Об

аквариуме, об его обитателях).

 

Так какая тема нашего урока? (Мир за стеклянным берегом)

Посмотрите на наш луч знаний. Где мы сейчас находимся? А почему?

Скажите, какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Что такое аквариум?

- Узнать, для чего нужен аквариум?

-  Как его придумали и кто?

- Кто живет в аквариуме? –

- ЧЕМ питаются?

- КАК ухаживать?

А кто-нибудь знает, когда появился самый первый аквариум?

Заранее подготовленный ученик.  Первый, кому в голову пришла мысль принести из моря рыб в дом, чтобы изучать их, был древнеримский писатель Апулей. За что он и жестоко поплатился: его обвинили в колдовстве и даже судили. Это было очень давно, во 2 веке.

Первый же настоящий аквариум появился в 19 веке. Англичанин Уард поместил в свой аквариум не только рыб, но и растения и назвал его «управляемый человеком прибор.

Как вы думаете, почему он назвал аквариум прибором, да еще и управляемым человеком?

 

Посмотрите 2 фрагмента из мультфильма «Приключения Немо» (в одном фрагменте рыбка живет в океане, а в другом – попадает в аквариум).

Смог Немо жить в аквариуме? (нет)

А кто жил в аквариуме? (другая рыба)

Какой вывод мы сделаем? (Не все рыбки могут ужиться в одном аквариуме)

Какую цель мы достигли?

 

  1. Аналитический этап

Обратимся к учебнику на странице 38. Чтение текста

Что же такое аквариум? Как вы считаете? (Аквариум – целый мир с рыбами, водными растениями, улитками).

А знаете, откуда к нам пришло слово «аквариум»? «Аква» – в переводе с латинского вода (Слайд 4).

Что вы видите на фотографиях в учебнике? Подумайте, почему ученые называют аквариум «целым миром»? (Подсказываю, откуда человек узнал кого надо поселить в аквариум?) (Человек наблюдал за водоёмами, и создал маленький водоём  – подводный мир, у себя дома.) Слайд 5).

Действительно, аквариум – это водоём в миниатюре. В нём человек старается создать для рыбок такие же условия, как в природном водоёме – реке или озере. Но аквариумные рыбки – это не те рыбы, которые водятся в наших реках и озёрах.

Как вы считаете, откуда к нам привезли аквариумных рыб? (Из жарких стран).

Верно. Их родина – жаркие страны. А ещё, некоторые маленькие рыбки были специально выведены людьми для содержания их в аквариуме. Большая часть этих рыб не ест водные растения, а питается кормом, который продают где? (В зоомагазине.)

Водные растения нужны для другого. Чем дышат рыбы? (кислородом).

Под воздействием солнечного света растения выделяют в воду кислород, которым дышат наши рыбки. А если в аквариуме не будет растений, что произойдёт с бедными рыбками? (Они начнут задыхаться).

Ребята, кто знает, как называется специальный орган дыхания у рыб? (Жабры).

А где находятся у рыб жабры, замечали? (Жабры находятся по бокам головы, под пластинками.)

Согласна с вами. Когда эти пластинки двигаются – рыбы дышат.

А кого ещё вы заметили в аквариуме? (Улитку).

В аквариум часто поселяют улиток. Они не только интересны и красивы сами по себе. Как вам кажется, что делает улитка, когда ползает по стенкам аквариума.(Очищает аквариум.)

Какой сделаем вывод? Кто обитает в аквариуме?(Таким образом в аквариуме обитают не только рыбы, но и водные растения, улитки. Вместе они приносят пользу друг другу).

Какие цели мы уже достигли?

 

  1. Физкультминутка «РЫБКА»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

 

  1. Фиксирование затруднения в учебном действии

Ребята, обратимся к рабочей тетради на странице 28. выполним задание № 2. Можете вы наклеить рыбок в нужный аквариум? (Нет, мы их не знаем.)

И это одна из наших целей.

Давайте с ними познакомимся. Внимание на экран (Слайды 6,7,8).

Гурами, Сомик, Меченосец.

Сомики – обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина – Южная Америка.
Гурами – рыбка, украшенная блестящими пятнышками. Родина – Юго-Восточная Азия.

Скажите этих рыбок можно перепутать? А как их отличить друг от друга?
Другая пара рыбок:

Меченосцы  получили название из-за того, что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Их родина – Центральная Америка.

Покажите рыбку, которая называется Гурами (Сомик, Меченосец).

(((9(

 

  1. Работа в рабочих тетрадях

Ну вот, мы познакомились с рыбками. Можем мы теперь выполнить задание?

И это ещё одна цель нашего урока.

Выполнение задания

С помощью чего мы можем проверить правильность нашего задания? (учебника)

С помощью учебника (с. 39) проверьте правильно ли вы наклеили рыбок. (Слайд 9).

Дети, кто-нибудь нашёл золотую рыбку на страницах нашего учебника. Приглядитесь получше.

Одной из разновидностей золотой рыбки является – вуалехвост (Слайд 10). Изображена на фотогафии аквариума слева.

Вуалехвост —  рыбка известная удлинёнными плавниками и более длинным, пышным вуалевым хвостом.

Как вы думаете, почему их так назвали?

А что такое вуаль? Это тонкая и нежная ткань (у меченосца плавник в виде меча, а у вуалехвоста хвост похож на вуаль)

 

  1. Работа в группах.

Повторим правила работы в группах. (Слайд 11)

1 группа

Составить правила ухода за аквариумными рыбками:

1. Аквариум не должен стоять около окна, так как прямые солнечные лучи вредны для жителей миниводоема.

2. Снабжение воды воздухом должно происходить систематически.
3. Стекла аквариума очень хрупкие и обращаться с ними нужно очень бережно. Стенки аквариума необходимо регулярно чистить изнутри.
4. Обязательно кормить рыбок кормом.

2 группа

Ребята, как вы считаете, с какой целью люди создают аквариумы? (Чтобы любоваться природой у себя дома. Для изучения рыб, животных, водных растений.)

Наверное невозможно наслаждать уголком живой природы, если не следить, не ухаживать за аквариумом. Как вам кажется?

Какие же средства нужны для ухода за аквариумом, чтобы его обитатели радовали нас?

Средства ухода за аквариумом

компрессор с фильтром    (Он подаёт в аквариум воду и очищает её)

лампа    (Она освещает аквариум, что бы было красиво, чтобы не погибли растения, только на свету растения могут выделять кислород, который необходим рыбкам для дыхания)

термометр (Что бы следить за температурой воды. Это специальный водный термометр, его опускают в воду и крепят на присоске)

 сачок     (Что бы пересаживать рыбок)

скребок    (Чтобы очищать стенки аквариума)

 

Выступление групп 1 группа – 12слайд; 2группа – 13;

 

  1. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова, лево, право - это два.

Три - руки вниз, вперёд смотри.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

 

  1. Включение в систему знаний и повторение

Сейчас, когда мы познакомились с обитателями аквариума, я прошу вас выполнить  задания в рабочей тетради (Слайд 14) .    Проверка (Слайд 15)

 

  1. Выводы и обобщения. Рефлексия

Посмотрите на изображение аквариума.

Что из неживой природы есть в аквариуме? (Вода, камни.)

Нужно ли для того чтобы обитатели аквариума чувствовали себя хорошо, солнце?  (Да нужно. Растения на солнце выделяют кислород, а рыбки могут дышать.)

Назовите объекты живой природы в аквариуме? (Рыбы, улитки, водные рвстения.)

Могут ли рыбки, водные растения и улитки обойтись без тепла, света, воды? (Нет.)

Какой делаем вывод? (Неживая и живая природа не могут друг без друга. Они тесно связаны.)

*Оценивание понимания содержания урока (возникали трудности, стоит ещё повторить, всё понял и т.д.) Где мы сейчас на ленте знаний?

 

Дополнительное задание

Теперь я предлагаю вам самим сделать маленькую аквариумную рыбку.

(См. технологическую карту изготовления рыбки, слайды 16-21)

Прикрепленный файл Size
mir_za_steklyannym_beregom.pptx 2.42 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн