Вы не зарегистрированы

Авторизация



Чему мы учим?

Ответов - 6
Татьяна Сергеевна Дорохова
На сайте с: 24/11/2008
Баллы: 37
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 14 недель назад.

Чему должны учить информатики? Технологиям? Почему нельзя растворить информатику в других предметах, если говорить только о технологиях? Программированию? Нужно ли знакомить каждого школьника с программированием или для этого хватит факультатива?

Василий Аркадьевич Удалов
Фото пользователя Василий Аркадьевич Удалов
На сайте с: 17/10/2008
Баллы: 436
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 44 weeks назад.
На: Чему мы учим?

 Чему мы учим... 

Появившееся со времени введения в школьный курс предмета информатика в общем почти не претерпели изменений. Но появились достаточно специализированные вопросы использования, которые могут быть достаточно интересны для практики учителя. 
Но прежде всего давайте остановимся на других вопросах, которые предшествуют проведению олимпиад.
Я даже возьму на себя смелость утверждать, что на сегодняшний день, олимпиады по информатике напоминают задачу "Буквоед" из известного пакета "Роботландия", изданную еще 12 лет назад.  Напомню -
Буквоед - это гипотетическое программируемое устройство, предназначенное для игры в "черные" ящики. Суть игры в следующем: в Буквоед закладывается программа, а цель игрока отгадать алгоритм ее работы.
В процессе игры можно: 
  •  проводить с Буквоедом опыты, т.е. подавать на вход данные и наблюдать результат их обработки;
  •  анализировать заданный протокол работы с Буквоедом (дневник);
  •  совмещать собственные опыты с анализом заданного дневника;
  •  сдавать "экзамен", после которого Буквоед делает вывод о правильности гипотезы игрока;
(Фрагмент документации к пакету)
Прочитали? 
А теперь посмотрим на типовую задачу из олимпиад по информатике.
XI краевая олимпиада школьников по информатикеКрасноярск, 9 января 1998 года I тур
    Задача 3. “АБРАКАДАБРА”  
Последовательность из латинских букв строится следующим образом. Вначале она пуста. На каждом последующем шаге последовательность удваивается, после чего к ней слева дописывается очередная буква латинского алфавита (a, b, c, ...). Ниже приведены первые шаги построения последовательности:
Вначале. Пустая последовательность.
Шаг 1. a.
Шаг 2. baa
Шаг 3. cbaabaa
Шаг 4. dcbaabaacbaabaa.
....................................................................
Задача состоит в том, что по заданному числу N определить символ, который стоит на N-ом месте в последовательности, получившейся после 26-го шага.
    Технические требования:  
Входной файл: INPUT.TXT
Выходной файл: OUTPUT.TXT.
Ограничение времени: 20 секунд.
Формат входных данных
Во входном файле записано одно натуральное число N (1<=N<226).
   Формат выходных данных  
Запишите в выходной файл символ, стоящий в позиции N получившейся последовательности.
Пример файлов входных и выходных данных

INPUT.TXT
 
 
OUTPUT.TXT
4 w

    Ну, а теперь давайте сравним!    
Что получили? То-то же! Стандартный "черный ящик". Даже ничего доделывать не надо. Все похоже. Только способ решения более трудный. А в остальном все нормально.
Так почему учителя, которые с детьми изучали и данную программу, да и самим можно придумать множество соответствующих "черных ящиков". И кстати, с точки зрения методики даже никакой компьютер не нужен. Игра по сути бесконечна, также как и недавно увиденные мною художественные кляксы Роршаха (Психологи поспособствовали! Огромное им спасибо!). Вот и получается, что в "Буквоеда" мы играем с упоением, а перенести эту задачу на олимпиады по информатике мы уже не в состоянии?
А ведь ничего трудного здесь нет.
   А теперь конкретика!  
Несмотря на то, что за последние 8 лет правила проведения олимпиад не изменились, учителя готовящие  детей к олимпиадам допускают вполне стандартные ошибки. Мне не хочется этого утверждать, но разница между так называемой строковой переменной и концом строки в файле не имеет ничего общего. В частности для школьных задач строкового типа данных вполне достаточно. Но не для олимпиад, да и вообще не для задач обработки любого вида информации.  Например, все учителя информатики, да и просто пользователи работающие с Microsoft Office,  уже я думаю привыкли к понятию "абзаца".  Возьму смелость напомнить - любая последовательность символов, завершенная нажатием клавиши Enter. Вот так мы и получаем, что строка данных завершается двумя кодами (например в Windows) <CR><LF>. Причем почти  все системы программирования достаточно умело используют это свойство.
Например  - Есть текстовой файл input.txt данные в котором располагаются по следующему правилу: первая строка - количество чисел, вторая строка - сами числа. Можно предложить следующий файл данных:
 


15
1 2 3 4 5 6 7 8 -98 0 87 655 787 555 666
 


 Рассмотрим фрагмент программы, позволяющий найти! (трудно придумать что-нибудь значимое), сумму этих чисел. Пример программы приведем на языке Pascal.
Program task1 (input.txt, output.txt); {Вот именно здесь мы ссылаемся на файлы!}
 Var Summa, A, I : Integer;
Begin
Readln (A);  {А теперь читаем первую строку данных.  }
For I:=1 To A Do
 Begin
  Read(B);  {А теперь по одному числу читаем данные из второй строки.}
{ И нам абсолютно не важно в каком виде записаны эти числа.
Пусть система делает все за нас!
Фактически минимальные знания систем программирования.
}
  Summa := Summa + B;
 End;
End.

И кстати, нам не надо заботиться о выводе данных в файл. Уже в первой строке программы мы указали куда будет выводиться информация. Догадались?
Правильно, в файл с именем output.txt!
А теперь можно взять любую олимпиадную задачу и попробовать на ней этот простой фокус. 
А ведь без использования данного приема решение этой задачи может превратиться в сущий ад. Вот здесь-то ребенку и потребуются специфические знания об особенностях систем программирования.

Удалов Василий Аркадьевич

Дмитрий Николаевич Колосов
Фото пользователя Дмитрий Николаевич Колосов
На сайте с: 06/11/2008
Баллы: 992
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 30 недель назад.
На: Чему мы учим?

Мне не хочется этого утверждать, но разница между так называемой строковой переменной и концом строки в файле не имеет ничего общего.

Можно об этом по-подробнее?

С чем разница не имеет ничего общего?

 


Я понимаю, что переменная - это хранилище данных, конец строки - это способ форматирования, управляющий символ/ы.

То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.

Дмитрий Николаевич Колосов
Фото пользователя Дмитрий Николаевич Колосов
На сайте с: 06/11/2008
Баллы: 992
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 30 недель назад.
На: Чему мы учим?

На вопрос "Чему мы учим?"
Вероятно, только двум вещам:
  1. тому, что хорошо знаем (как студент из бородатого анекдота, знающий ответ только на один вопрос и пытающийся к нему свести вопросы вытянутого билета)
  2. принятому в обществе способу поведения, если пытаемся учить тому, чего сами не знаем и не понимаем.


То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.

Дмитрий Николаевич Колосов
Фото пользователя Дмитрий Николаевич Колосов
На сайте с: 06/11/2008
Баллы: 992
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 30 недель назад.
На: Чему мы учим?

На вопрос "Чему должны учить информатики?"
Предлагаю вам спросить об этом того, с чьим именем в нашей стране связано понятие "Школьная информатика" - академика Андрея Петровича Ершова.
Для входа предлагаю такую точку: Доклад А.П. Ершова "Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре" на Второй международной конференции "Дети в мире компьютеров" (18.05.1987).

 

 


То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.

Андрей Германович Архангельский
На сайте с: 25/05/2009
Баллы: 68
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 лет 11 недель назад.
На: Чему мы учим?

Ну с покойного Ершова уже не спросишь. Там рядом стоял еще один академик Борис Николаевич Наумов.

На самом деле тогда исказилось само понятие информатика - в Америке это называется "Компьютерные науки", что более точно.

Настоящая информатика у нас никогда не изучалась. Как результат из школ и институтов выходят недоделанные программисты, которые умеют кодировать на каком-нибудь языке и не имееют представление об информации которую они обрабатывают.

Знаете ли вы что:

- информатика, как прикладная потребность появилась 30000 лет назад?

- информатика как наука появилась в сентябре 1885 году, когда в Гааге был образован "Международная федерация по документации" (СССР в этой организации представлял ВИНИТИ и академик Михайлов А.И)

Человек, который умеет искать,структурировать, анализировать и преобразовывать ИНФОРМАЦИЮ, найдет на какую кнопку на компьютере нажать, чтобы получить результат.

Андрей Германович Архангельский
На сайте с: 25/05/2009
Баллы: 68
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 8 лет 11 недель назад.
На: Чему мы учим?

Когда я в 1989 году читал лекции для Ленинградского института усовершенствования учителей (по информатике) - первая моя фраза была "Программист - потенциальный убийца". Потом я с помощью цифр доказывал что это так. И объяснял почему не нужно каждому школьнику быть программистом.

КИТ