Для эффективных результатов в реализации данного проекта учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую, оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, системно решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с задержкой психического развития.
В течение учебного года учитель-логопед и учитель-дефектолог посещают не только музыкальные занятия, но и участвуют в музыкальных праздниках, утренниках, развлечениях, викторинах проводимых в нашем ДОУ.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог . поставила и решает основные задачи:
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Коррекционные: развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Реализует основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога через:
- постановку диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- логопедизация занятий и режимных моментов.
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса и произвольной мимической моторики;
- просодики;
- фонематического слуха;
-развитие концентрации, объёма и переключения внимания;
-всех видов памяти;
- мышления;
- пространственных отношений;
-общей и мелкой моторики.
Выстраивая свою работу, учитель-логопед, учитель-дефектолог и музыкальный руководитель, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных, логопедических и коррекционно-развивающих занятиях, а также предъявляют единые требования к проведению совместных мероприятий с детьми, имеющих задержку психического развития.
1. Помощь музыкальному руководителю, воспитателям в подборе словесного материала, стихотворений, речевых игр и т. д.
2. Участие в роли (сказочные персонажи, герои сказок и т. д.)
3. Посещение, просмотр с целью анализа речевой подготовленности детей на утреннике;
- с целью учета возможных речевых ошибок и путей их последующего преодоления;
- с целью диагностики, изучения возможностей детей (определения степени контактности, активности, внимания, развития общей моторики в танцах, развитие речевой моторики в пении);
- с целью планирования дальнейшей работы с детьми, преемственности;
– логопедическое просвещение: формирование речевой культуры, развитие психолого-логопедической компетентности.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог широко использует ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания,
воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Помимо традиционных логопедических заданий, используются пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.
Таким образом:
Совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда, учителя-дефектолога и музыкального руководителя в рамках проекта «Художественно-эстетическое развитие детей с ЗПР через музыкальные праздники» успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.
Реализация данного проекта показывает, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР и нарушением речи прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки, т.к сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей, а также в полной мере положительно отражается на качестве проведения музыкальных занятий и утренниках.
|