Вы не зарегистрированы

Авторизация



Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках проекта«Художественно-эстетическое развитие детей с ЗПР"

Submitted by Людмила Петровна Уланова on Sat, 12/08/2017 - 16:51

Для эффективных результатов в  реализации данного проекта учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую, оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, системно решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с задержкой психического развития.

В течение учебного года учитель-логопед и учитель-дефектолог посещают не только музыкальные занятия, но и участвуют в музыкальных праздниках, утренниках, развлечениях, викторинах проводимых в нашем ДОУ.

Учитель-логопед, учитель-дефектолог . поставила и решает  основные задачи:

Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.

Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыкедвижениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Коррекционные: развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Реализует основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда,  учителя-дефектолога через:

- постановку диафрагмально-речевого дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- обучение умению связно выражать свои мысли;

- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

- развитие психологической базы речи;

- совершенствование мелкой моторики;

- логопедизация занятий и режимных моментов.

- темпа и ритма дыхания и речи;

- орального праксиса и произвольной мимической моторики;

- просодики;

- фонематического слуха;

-развитие концентрации, объёма и переключения внимания;

-всех видов памяти;

- мышления;

- пространственных отношений;

-общей и мелкой моторики.

Выстраивая свою работу учитель-логопед, учитель-дефектолог и музыкальный руководитель, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных, логопедических и коррекционно-развивающих занятиях, а также предъявляют единые требования к проведению совместных мероприятий с детьми, имеющих задержку психического развития.

1. Помощь музыкальному руководителю, воспитателям в подборе словесного материала, стихотворений, речевых игр и т. д.

2. Участие в роли (сказочные персонажи, герои сказок и т. д.)

3. Посещение, просмотр с целью анализа речевой подготовленности детей на утреннике;

- с целью учета возможных речевых ошибок и путей их последующего преодоления;

- с целью диагностики, изучения возможностей детей (определения степени контактности, активности, внимания, развития общей моторики в танцах, развитие речевой моторики в пении);

- с целью планирования дальнейшей работы с детьмипреемственности;

– логопедическое просвещение: формирование речевой культуры, развитие психолого-логопедической компетентности.

Учитель-логопед, учитель-дефектолог  широко использует  ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания,

воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Помимо традиционных логопедических заданий, используются  пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыкиДвижение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Таким образом:

Совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда, учителя-дефектолога  и музыкального руководителя  в рамках проекта «Художественно-эстетическое развитие детей с ЗПР через музыкальные праздники» успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

 Реализация данного проекта показывает, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР  и нарушением речи прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки, т.к сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных  недостатков детей, а также в полной мере  положительно отражается  на качестве проведения музыкальных занятий и утренниках.