Вы не зарегистрированы

Авторизация



ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Submitted by Юрий Анатольевич Cейфуллин on Sat, 16/09/2017 - 15:47
ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Сейфуллин Юрий Анатольевич, учитель физической культуры МБОУ «Гимназии №1», г. Чебоксары В октябре 2014 года в Чебоксарах на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта Президент России Владимир Владимирович Путин заявил о том, что количество людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к 2020 году должно вырасти и составить не менее 40 процентов населения Российской Федерации. Действительно, сегодня в условиях снижения двигательной активности и ухудшения экологических показателей окружающей среды тема ведения здорового образа жизни особенно актуальна. В нашем понимании, здоровый образ жизни означает деятельность человека, направленную на укрепление физического и морального здоровья и продление жизни. Это понятие включает в себя и сбалансированное питание, и правильный режим дня, и отказ от вредных привычек, и, конечно, занятия спортом. Безусловно, спорт – это краеугольный камень здорового образа жизни. Сохранение и улучшение здоровья нации – поистине общегосударственная задача. Поэтому очень важно пропагандировать здоровый образ жизни среди молодежи, прививать подрастающему поколению установки на занятия физической культурой и спортом. В решении этих задач одно из основных мест занимают общеобразовательные учреждения. Проиллюстрировать то, как осуществляется деятельность, направленная на ведение учащимися здорового образа жизни, хотелось бы на примере МБОУ «Гимназии №1» г. Чебоксары. В школе регулярно проходят встречи с медицинскими работниками, проводятся спортивные конкурсы и соревнования. Важную роль в укреплении здоровья играют уроки физической культуры. В течение учебного года гимназисты пробуют свои силы в легкой атлетике и гимнастике, лыжной подготовке и спортивных играх. Особое внимание в гимназии уделяется волейболу. В чем же заключается польза этого вида спорта для молодежи? Мы считаем, что волейбол воспитывает в человеке такие ценнейшие моральные и волевые качества, как целеустремленность и дисциплинированность, выдержка и коллективизм. Он способствует развитию быстроты и ловкости, силы и выносливости. Улучшение координации движений и чувства ориентировки в пространстве – все это дают нам занятия волейболом. Важно отметить, что любой вид спорта учит упорству и уверенности в собственных силах. Если у человека, не занимающегося спортом, что-то не удается или идет не по планам, он опускает руки и не пытается попробовать вновь. Спортсмен же знает, что победа случается не сразу, она требует огромных усилий, терпения и целеустремленности. Однако волейбол выполняет и функции социализации и сплочения общества. Так, молодой человек или девушка, поступив в университет, смогут очень быстро обрести друзей, заработать авторитет, найти общий язык со сверстниками и людьми разных поколений. Нет сомнения в том, что этот вид спорта благоприятно сказывается не только на процессе обучения, но и внутреннем моральном состоянии молодежи. По мнению врачей, игра в волейбол полезна для здоровья молодежи по следующим причинам: − происходит закалка организма; − укрепляется сердечно-сосудистая система, и улучшается кровообращение; − тренируется дыхательная система; − укрепляется опорно-двигательный аппарат, и действуют практически все группы мышц; − помогает бороться со стрессом и плохим настроением; − положительно влияет на глаза и нервную систему. За период с 2000 года волейболистам гимназии удалось достичь определенных результатов. Сборные команды юношей и девушек ежегодно становятся победителями и призерами среди школьных команд района, города, республики. Так, в марте 2017 года волейбольная команда девушек «гимназии №1» заняла первое место в чемпионате Чувашской Республики среди женских команд 3 лиги.2 место в Чемпионате Школьной волейбольной лиги Чувашской Республики. Стоит отметить, что учащиеся регулярно участвуют в соревнованиях по волейболу, которые организуются Управлением ФСКН России по Чувашской Республике. Это еще раз подтверждает неприятие гимназистами вредных привычек и приверженность здоровому образу жизни. Что же помогает ребятам достигать высоких результатов в спорте? Во-первых, большая мотивация. Каждый осознает, насколько полезен спорт и как он может способствовать укреплению здоровья. Волейбол – это хорошая возможность познакомиться с интересными людьми. Например, после одной из побед команда из гимназии получила возможность понаблюдать за встречей российских волейбольных коллективов. Во-вторых, преемственность и возможность участия бывших членов сборной школы в играх за вузы страны. Так, среди волейболистов гимназии были ставшие впоследствии игроками Первой лиги Чемпионата России братья Игорь и Александр Леоновы. Александр поступил в МГТУ им. Баумана, стал победителем Универсиады Москвы. Анна Петрова – студентка Центральной медицинской академии в Москве и бронзовый призер чемпионата России среди медицинских вузов. Волейбол – один из самых популярных видов спорта в школе. Поэтому целью учителей физкультуры является то, чтобы эта игра стала средством для ведения здорового образа жизни учащимися. Как известно, в педагогическом мастерстве, как и в любом творчестве, не может быть шаблонов. Творческий подход нужен и в построении, и в методике проведения урока. Подробнее хотелось бы остановиться на особенностях инновационного подхода в обучении технике волейбола в общеобразовательной школе. Чтобы научить всех учеников движению на уроке, используется принцип дифференцированного обучения. Весь класс делится на отделения с учетом уровня физической подготовленности. Это дает возможность значительно повысить моторную плотность уроков. Во время обучения игровым приемам рекомендуется сосредоточить внимание на овладении основами техники (перемещения, прыжки, передачи, подачи), лишь после этого следует переходить к совершенствованию технических приемов. При обучении технике сложных игровых приемов (подача, нападающий удар, блок) не стоит обременять занимающихся многообразием тонкостей, а лучше сосредоточить их внимание на главном: подготовительной, рабочей и заключительной фазах движения. Работа строится на основе следующих принципов: − сознательность и активность; − наглядность; − доступность и индивидуализация; − систематичность; − прогрессирование. Очень важно, чтобы учащийся получал исчерпывающие ответы на проблемные вопросы. Например, почему в волейболе стойка игрока имеет особо большое значение? Она обусловливает необходимость высокой степени готовности для передвижения к мячу. Следует разъяснить, что величину сгибания ног в коленях обусловливают траектория полета мяча, характер последующих действий игрока, принимающего мяч. Для контроля выполнения технических приемов используются шкалы оценивания. Упражнения состоят из элементов, за каждый из которых начисляются баллы. Так, передача мяча двумя руками сверху включает в себя следующие элементы: выход под мяч; подсед; разгибание ног; вынос рук навстречу мячу и уступающее движение кистями; проталкивание мяча; сохранность ковша после вылета мяча. В заключение приведем известное высказывание Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Очевидно, что именно здоровый образ жизни способствует этому. Таким образом, сегодня очень важно усилить целенаправленную работу по формированию у молодежи установок на занятия физической культурой через средства массовой информации, молодежные и волонтерские организации. Со школьной скамьи необходимо прививать подрастающему поколению тягу к спорту и здоровому образу жизни. Для успешного освоения учащимися техники различных видов спорта преподавателям рекомендуется прибегать к особым творческим методикам. Описанный выше инновационный подход в обучении технике волейбола в общеобразовательной школе может быть полезен на уроках физической культуры. Убеждены, что занятия волейболом способствуют формированию целостной и гармоничной личности, способной сохранять и развивать свое здоровье. Список литературы 1. Сайт Президента России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru, свободный. 2. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебн. пособие для студ. средн. и высш. пед. учебн. зав-й. – Изд-й центр «Академия», 1999. – 144 с. 3. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990. – 492 с. 4. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте. – М.: С.С., 2011. – 202 с.