Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как заинтересовать и увлечь детей серьезной музыкой

Submitted by Валерий Кармаков on пн, 25/09/2017 - 14:49

                       

                            «Время человеческой жизни - миг,

                             ее сущность - вечное течение.

                             Ощущение - смутно.

                             Строение всего тела - бренно,

                             Душа - неустойчива,

                             Судьба - загадочна,

                             Слава - недостоверна».

(Из дневника «Наедине с собой»)

Марк Аврелий

121-180 г.г.

 

Много лет размышлял я над жизнью земной,

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего неизвестно!

Вот последняя правда, открытая мной.

          Этот мир - эти горы, долины, моря-

          Как волшебный фонарь. Словно лампа - заря.

          Жизнь твоя - на стекло нанесенный рисунок

          Неподвижно  застывший внутри фонаря.

Мы источник веселья - и скорби рудник

Мы вместилище скверны - и чистый родник.

Человек словно в зеркало мир - многолик,

Он ничтожен - и он же безмерно велик!

           Были б добрые в силе, а  злые слабы-

           Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!

           Если б в мире законом была справедливость-

           Не роптали  бы на превратность судьбы.

Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь,

Вечной тайны разгадку едва ли найдешь.

Чем не рай тебе - эта лужайка земная?

После смерти едва ли в другой попадешь…

            Недостойно - стремиться к тарелке любой,

            Словно жадная муха, рискуя собой.

             Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет,

             Чем  подлец  его будет кормить на убой.

Жизнь - мгновенье. Вино - от печали бальзам,

День прошел беспечально - хвала небесам!

Будь доволен тебе предназначенной долей,

Не пытайся ее переделывать сам.

              Не завидуй тому, кто силен и богат,

              За рассветом всегда наступает закат.

              С этой жизнью короткою, равною вздоху,

               Обращайся как  с данной тебе напрокат.

 

                                            Омар Хайяма  ( ок.  1048-             )

 

 

Как  прекрасны и как неизменно новы,

И румянец любимой, и зелень травы!

Будь веселым и ты; не скорби о минувшем,

Не тверди, обливаясь слезами; «Увы».

 

   «Искусство, смягчая сердца людей, воздействует на чувства и высокие и низкие»

 

                              Музыка воодушевляет мир,

                              снабжает душу крыльями,

                               способствует полету воображения;

                      Музыка придает жизнь и веселье

                       всем у существующему…

                               ее можно назвать воплощением

                               всего прекрасного и всего

                               возвышенного.

 

                                                 Платон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              «Как заинтересовать, увлечь детей серьезной музыкой»

                                                

«Без музыки жизнь была бы заблуждением»

Вильгельм  Ницше.

       Для меня работая  музыкальным руководителем в детском саду и учителем музыки в средней школе, это тема  является самой актуальной, нужной и интересной.

        В школе, где я получил среднее образование, не было учителя  музыки и я не мог получить начального музыкального образования. Любил петь. В 7 классе нам с братишкой купили гармошку по настоянию сестры. Помню, первый же день я по слуху выучил три мелодии чувашских песен и танцев и соединил с басами. Так началось мое увлечение музыкой. Научился по слуху играть на баяне. Любил рисовать. И вот, после 10 класса, передо мной стал вопрос, куда поступить учиться. Я выбрал музыку. Мне  очень хотелось играть по нотам «Прощание Славянки» Агапова и я поступил в Цивильское культпросветучилище.  Для чего же я все это пишу. Слушали мы там  «Сонату № 14» Л. Бетховена. Красивейшая по мелодии музыка, но  музыка до меня не доходила. Сейчас я часто вспоминаю все это и делаю для себя выводы – если бы я поступил после школы и службы в СА в технические учебные заведения, я бы не услышал классическую музыку. И вот теперь, когда  в часы  отдыха я пишу маслом картины природы или сюжетные картины, я включаю музыку великих классиков, и получаю от всего этого великое истинное наслаждение. Душа наполняется красками, чувствами радости и хочется кричать: «СПАСИБО тебе, МУЗЫКА»

         Музыка -  это абсолютный центр нашего существования. Это основной стержень нашей личности, одна из определяющих черт человечности в целом. Она помогает растущему человеку постигать мир, дает пищу молодому уму, учить мыслить широко, нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувства патриотизма и гражданскую активность, и в результате способствует гармоническому развитию личности. Для этого на уроках уделяю большое внимание слову о музыке. Стараюсь не навязывать ребенку свою трактовку произведения, а умело направлять его восприятие музыки, его воображение, его творческую фантазию, помогать находить образ, адекватный музыке, через изобразительное искусство, литературу. Через искусство яснее мыслить и глубоко чувствовать, рассуждать. Обобщать изученное, выделять главное, добиваться формирования правильных жизненных позиций.

             Считаю, что в начальных классах надо увлечь и заинтересовать детей музыкой. Иду на урок с чувством радости и воодушевления, чтобы детям было  интересно и не скучно. Стараюсь создавать творческий процесс, чтобы дети испытывали ощущение удивления, восторга, наслаждения, вызванного каким-либо сочетанием музыкальных звуков. Чем больше мы слушаем и узнаем о классической музыке, тем сильнейшее наслаждение она нам приносит.

             А если говорит простым языком,  музыка,  как и литература, воздействует на человека как на эмоциональном, так и на интеллектуальном  уровне.                                                                                                                                   Слышать и слушать.     Мы слышим  музыку, но нас никто не учит слушать ее

Проникновение вглубь. Развивать воображение и фантазию.  Музыка изображает  – движение и время. Выражает - чувство и настроение.                                                                                                                        1 класс. 1 четверть. Музыка и природа. Антонио  Вивальди. «Времена года» «Осень».

Выучить песню. «Мы листочки»

             Мы листочки, мы листочки,         Улетели, закружились,

             Мы осенние листочки.                   С ветерком мы подружились.

             Мы на веточках сидели,               А потом слегка устали,

             Ветер дунул, улетели…                  На дорогах задремали.

Звучит  танцевальная, светлая и торжественная музыка. Прощальный бал  листьев. Дети кружатся и радуются.  Довести до детей, как листьям и  им было хорошо и просторно летом, много света и тепла, не надо ходить в школу, а теперь вот осень…

Солнца мало и дожди.  Постепенно танцевальная музыка переходит на песенный характер.  Стонущие  и плачущие интонации. Дети сели за парты и слушают музыку. Жалость и нежность и  сочувствие.

              И листочкам снится лето,           Но подул осенний ветер,

              Сарафан цветной одето.             И забыли мы о лете.

               Снится небо голубое,                 Вслед за журавлиной стаей,

               Солнце рыжее, большое.          Улетаем, улетаем.

Здесь множество вариантов. Можно использовать и диапроектор с картинами осени.  Можно в окошко наблюдать, как ветер срывает листья. Можно немного говорит об инструментах оркестра, об изменении характера музыки, все зависит от подготовленности  класса.  Главное на доступном языке для первоклассников.

        Музыка состоит из трех основных элементов; мелодии, гармонии и ритма, главные выразительные средства музыки. Мелодия - это  душа музыки, основная мысль произведения. Композитор приглашает слушателя с собой в музыкальное путешествие точно так же, как драматург выстраивает структуру пьесы, чередуя моменты напряжения  и расслабления, рисуя характеры, сплетая интригу, развивая сюжет, конфликт которого разрешится в финале. И часто композитор в своих  произведениях  раскрывает свое видение окружающего мира и музыка является продуктом своей эпохи, и мы сможем лучше понять и оценить ее, если будем знать исторические условия, в которых она создавалась. И здесь,  на понятном для детей языке, надо довести, о чем мечтал композитор, что его волновало и какие жизненные трудности появлялись перед композитором.

        3 класс.   

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора

         Людвиг Ван Бетховен. «Соната № 8»

      В начале ХIХ  музыкальный мир лежал у ног Бетховена. Он заслужил репутацию пианиста-виртуоза, его сочинения пользовались все большей и большей популярностью. Его доходы позволяли ему жить вполне спокойно . Первая симфония Бетховена увидела свет в 1800 г. Уже написаны три фортепианных концерта и шесть струнных квартетов.

         И вот, когда все казалось  абсолютно безоблачным, разразилась величайшая музыкальная трагедия - Бетховен начал терять слух. К 1802 г. стало ясно, что заболевание прогрессирует, и надежды на излечение нет.

        Соната начинается  тяжелых,  суровых  аккордов, нисходящих арпеджио – к нему пришла  беда. Ему тяжело и больно  и хочется опускать руки, но он хочет находить силы. Характер музыки меняется. Восходящие  маршевые  интонации, энергический ритм,  говорят об обратном. Он не отпустит руки и не сдается, а будет бороться. Драматическое напряжение меняется лирическим, красивым  танцевальным ритмом. Мелодия  пронизана любовью и нежностью. Он любит окружающий мир и музыку.  «Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся сломить меня».

         Обратить внимание детей на  развитие музыки:  сравнивают первоначальные интонации с последующими интонациями. Изменение ритма и динамики и лада и гармонии. Последовательность аккордов и ритма является основой музыкальной гармонии, а огромное разнообразие способов их соединения представляют композитору широкое поле для творчества.  Ритм. В повседневной речи мы постоянно и бессознательно выделяем какие-то звуки, удлиняем, укорачиваем или вообще съедаем отдельные слова, чтобы сделать то, что мы хотим сказать, более выразительным и интересным, стремимся улучшить наше общение.

        Итак, последовательный поиск и анализ дает нам делать некоторые  жизненные выводы  уже в 3 классе.  Что жизнь она  разнообразна  и красива, как сама природа. Все в жизни меняется: падения и взлеты, радость и печаль, любовь или ненависть. Приходится нам  перешагивать через определенные жизненные трудности, чтобы победить, чтобы оказаться на вершине. Я часто ребятам предлагаю нарисовать  картину природы. Здесь все в контрасте – теплые, холодные и нейтральные тона. Невозможно написать  времена года с  одинаковыми цветами…

         Главная задача уроков музыки -  научить детей учится  жить. И этому очень способствует понимание классической музыки.  И пусть будет больше  КРАСОТЫ.  

                         Как приятно не болеть,    

                         В небо синее смотреть.

                          И ходить по улицам различным.

                          И деревья по утру
                          Будто шепчут по ветру,

                          Все нормально, все в порядке,  все отлично. 

        

           Мне приятно слышать от моих выпускников:

       «Спасибо Валерий Егорович, вам  за  МУЗЫКУ!»