Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Индивидуально-психологические характеристики и стратегия поведения в конфликтной ситуации как детерминанты профессионального выгорания педагогов дошкольного образования

Фото пользователя Ольга Викторовна Ипполитова
Submitted by Ольга Викторовна Ипполитова on Wed, 03/01/2018 - 19:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ипполитова О.В.
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида", учитель-логопед, заместитель заведующего по УВР

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>В статье описываются индивидуально-психологические характеристики профессионального выгорания у педагогов дошкольного выгорания.</p>

Индивидуально-психологические характеристики и стратегия поведения в конфликтной ситуации

как детерминанты профессионального выгорания педагогов дошкольного образования

E. И. Бережкова, О. В. Ипполитова


     В последние годы профессиональная деятельность педагогов стала более интенсивной, возросли коммуникативные, эмоциональные, информационные нагрузки. Характер коммуникаций регламентирован по времени, формам, качеству общения, от него зависит результат деятельности. Каждый субъект общения имеет свои цели, интересы, проявляет активную позицию, выдвигает требования. В связи с этим от педагогов требуется тонкое понимание другого человека, терпимость, доброжелательность, гибкость, умение разрешать конфликты, высокий уровень самоконтроля.

     Следовательно, проблема психологического благополучия педагога является одной из актуальных проблем современной психологии. И в этой связи одной из идей происходящих в нашей стране образовательных реформ является не только обеспечение развивающего и обучающего потенциала, но и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, включая педагогов.

     Педагог воспитывает ребенка, который значительно младше него. У воспитателя должна быть хорошо развита эмпатия, чтобы уметь жить по логике ребенка, понимать его. Он должен уметь смотреть на мир глазами ребенка, знать его возрастные особенности развития, уметь какую-то часть своего времени прожить его жизнью, т.е. регулярно возвращаться в детство. С одной стороны, общение с молодежью не дает стареть, позволяет сохранить молодость, активность. Но, с другой стороны, такое перевоплощение бесследно не проходит. Возможны профессиональные деформации личности, например, привычка к наставлениям даже вне работы, манера речи и общения в обычном контакте со взрослыми похожа на чтение лекций. Это следствие профессиональной привычки: перенос приобретенных в профессии способов общения в другие ситуации жизни, не связанные с работой. В этом и состоит психологический механизм профессиональной деформации личности, когда сугубо профессиональные свойства человека проявляются не в должном месте и не в свое время.

     Исследования педагогической деятельности показали, что в ней имеются все основные психотравмирующие факторы, способствующие формированию синдрома выгорания. Стрессогенными факторами педагогического общения являются: конфликтность в педагогическом коллективе, частые и продолжительными контакты с людьми (коллегами, родителями, детьми), что вызывает "пресыщение общением". К личностным особенностям, обусловливающим эмоциональное неблагополучие педагогов, относят рассогласование между характером  педагогической деятельности и индивидуальными особенностями личности педагога, между деятельностью и мотивами личности. Также повышенному уровню нервно-психического напряжения способствуют информационные перегрузки в сочетании с дефицитом времени на их переработку, необходимость быстрого принятия решений, высокая ответственность за результат своей работы, подверженность постоянному наблюдению и оцениванию со стороны детей, коллег, родителей, вышестоящих организаций, чрезмерная перегруженность работой.

     Т.И Ронгинская полагает, что около 30% педагогов (независимо от страны, возраста, пола) подвержены признакам выгорания, т.е. проявляют сниженные способности к решению проблем, отказываются от деятельности в случае неуспеха.  

     Л.М. Митина обращает внимание на то, что профессия педагога относится к разряду эмоционально напряженных и стрессогенных. Педагоги отличаются низкими показателями психического и физического здоровья, и чем больше стаж работы, тем ниже эти показатели. У педагогов со стажем 15-20 лет отмечаются "педагогические кризы", "истощение", "сгорание"[2].  

     Социальный психолог C. Maslach, изучая это явление, трактовала его как синдром физического и эмоционального истощения, для которого характерно: развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрата понимая и сочувствия. Она указывает на изменения, которые происходят непосредственно у человека.

     Объединяясь вместе, эти симптомы и создают синдром выгорания - это профессиональный феномен, возникающий вследствие "интоксикации" профессиональной коммуникацией и включающей три основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений[3].

     Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая "профессионального выгорания". Отмечается снижение эмоционального тонуса, равнодушие или эмоциональное пресыщение, утрата интереса к окружающему, появление вспышек гнева, агрессивные реакции, симптомы депрессии.

     Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. Это или повышение зависимости от других, или повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к другим (коллегам, детям, друзьям).

     Персональные достижения (редуцирование личных достижений). Отмечается тенденция к негативному оцениванию себя, ограничение своих возможностей, редукция значимости собственных достижений и успехов, негативное отношение к работе. Наблюдается отстранение от обязанностей по отношению к другим и своему делу, снятие с себя ответственности.

     Специфика педагогического труда определяется не столько характером "предмета" труда, сколько особенностями и свойствами самого "производителя". Эта деятельность отличается большим количеством эмоционально насыщенных и часто сложных межличностных контактов, а это требует от человека большого субъективного вклада в ежедневные профессиональные дела [1]. Следовательно, велика вероятность вступления в конфликтную ситуацию, которая может служить катализатором профессионального выгорания.

     Таким образом, изучение данной проблемы у педагогов дошкольного образования обусловлена необходимостью сохранения и развития личности в профессии, оптимизации профессиональной деятельности.

    Нами было проведено исследование с целью выявления взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик (интроверсия-экстраверсия,

нейротизм) и стратегии поведения в конфликтной ситуации с уровнем профессионального выгорания педагогов дошкольного образования.

    Исследование проводилось на базе трех дошкольных учреждений Гатчинского района. В нем приняли участие 30 педагогов в возрасте от 30 лет. Из них 27 педагогов в возрасте 40 лет и старше. Для достижения поставленных задач были использованы следующие методики:

- опросник «Профессиональное выгорание» (К.Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

- Опросник EPI (методика Г.Айзенка)

- тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса.

    Для обоснования взаимосвязи вычислялся коэффициент корреляции Пирсона.

    Количественный анализ данных, полученных с помощью опросника «Профессиональное выгорание» показал, что у 40% испытуемых отмечается высокая степень профессионального выгорания, у 24% - средняя, у 36% низкая степень профессионального выгорания.

    Для всех педагогов с высоким уровнем выгорания характерен высокий уровень редукции личных достижений (профессиональная эффективность). Интроверты также показали высокий уровень эмоционального истощения.

    Анализ результатов теста Айзенка показал, что среди педагогов дошкольных учреждений со стажем работы от 20 лет и выше преобладают женщины интровертивной направленности личности.

    Среди испытуемых педагогов преобладают женщины с флегматичным типом темперамента – 14 человек (46%), меланхоликов – 6 (20%), сангвиников (16%), холериков – 4 (13%).

    Анализ результатов теста К. Томаса «Особенности реагирования в конфликтной ситуации» показал, что практически все педагоги с высоким стажем педагогической деятельности независимо от уровня профессионального выгорания выбирают в качестве ведущих стратегий в конфликтной ситуации приспособление – 10 (33,3%), избегание – 8 (26,3%), компромисс – 7 (23,3%). И только 5 человек выбрали сотрудничество (17,1%). Стратегию соперничества не выбрал ин один педагог.

    В результате корреляционного анализа были выявлены значимые связи показателей выгорания и индивидуально-психологических характеристик. Обнаружена положительная умеренная величина коэффициента корреляции между высоким уровнем профессионального выгорания по Водопьяновой и нейротизмом (r=0,32 при р=0,05). Это говорит о том, что существует взаимосвязь между нейротизмом и уровнем профессионального выгорания. Можно предположить, что педагоги с высоким показателем нейротизма больше подвержены эмоциональному выгоранию. Возможно, это объясняется тем, что людям  с высокими показателями по шкале нейротизм свойственна импульсивность, впечатлительность, озабоченность, чувство вины. Яркая выраженность этих качеств не может не способствовать более глубоким переживаниям проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

     Возраст и  стаж педагогической деятельности не коррелируют с уровнем показателей нейротизма. Выявлена отрицательная умеренная величина коэффициента корреляции между шкалой интроверсии-экстраверсии и высоким уровнем профессионального выгорания по Водопьяновой (r= -0,43 при р=0,05). Можно предположить, что это говорит о  том, что интроверты имеют более выраженную тенденцию к профессиональному выгоранию. У экстравертов уровень профессионального выгорания ниже. Возможно, это связано с тем, что интроверты – люди сдержанные, старающиеся скрывать свои эмоции, переживающие проблемы внутри себя. А накопившиеся внутри себя отрицательные эмоции не способствуют качественной, заинтересованной работе.

    Взаимосвязь профессионального выгорания и стратегии поведения в конфликтной ситуации не обнаружена. Так же не обнаружена взаимосвязь между шкалой интроверсии-экстраверсии и стратегией поведения в конфликтной ситуации. И интроверты, и экстраверты практически в равной степени в конфликтной ситуации выбирают стратегии приспособления, избегания, компромисса и в меньшей степени сотрудничества. Возможно, это связано с возрастом педагогов: люди старшего поколения (и интроверты, и экстраверты) предпочитают уйти от конфликта, пойти на компромисс, только бы «всем было хорошо».

     Таким образом, в результате проведенного исследования можно утверждать, что индивидуально-психологическими детерминантами профессионального выгорания у педагогов дошкольного учреждения является нейротизм и интроверсия, в то время, как возраст, стаж педагогической деятельности и выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у воспитателей с высоким уровнем профессионального выгорания не связан.

 

 

Список литературы:

1. Комаревцева И.В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования: дис. канд. психол. наук. – Ставрополь,2014.

2. Митина Л.М. Психология профессионального выгорания учителя. – М.: Флинта, 1998.

3. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллектив. моногр./ под ред. В.В.Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла и др.