Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Трудные времена на Русской земле

Submitted by Ольга Сергеевна Гладких on Wed, 28/02/2018 - 19:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гладких Ольга Сергеевна
Место работы, должность: 

МОАУ СОШ №2 Щёлковского муниципального района

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Сформировать представления о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемое оборудование: 

Персональный компьютер, проектор, раздаточный материал.

Краткое описание: 
<p>Главная цель урока - сформировать&nbsp;представления о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества.</p>

Тема «Трудные времена на Русской земле»

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представления о военном деле на Руси, познакомить с героическими страницами истории Отечества.

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский. Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

Уметь пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников, ставить и формулировать проблемы.

Р. – действовать по плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. – участвовать в общей беседе,  соблюдая правила речевого поведения, формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский, рыцари-крестоносцы.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных  знаний. Повторение.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю Руси. А что такое Русь? (это название нашей страны в древности)

Вспомним некоторые события и людей, живших в Древней Руси.

  1. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (от восточных)
  2. Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун)
  3. Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев)
  4. Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)
  5. Как называлось войско князя? (дружина)
  6. Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир)
  7. Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт торговли? (Новгород)
  8. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Самостоятельная работа (тест). Самопроверка по образцу.

III. Самоопределение к деятельности.

Мы с вами уже знаем, что Русь славилась своими городами, что Русь была многонациональным государством, т.е. в ее состав входили разные народы. Князь Олег в 882 году объединил Киев и Новгород, так возникло Древнерусское государство. Князь Олег заключил мирный договор с могущественным соседом – Византией. При князе Владимире на Руси принято христианство в 988 году, он заботился о защите своих рубежей от недругов – кочевников. Поддержкой и опорой князя всегда была дружина. Зачем нужна дружина, воины? Чтобы защищать Родину от врагов.

А почему приходилось защищать? Т.к. были враги, недруги.

Посмотрите на слайд, это высказывание советского  писателя  и сценариста  Петра Андреевича Павленко  «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». В фильме «Александр Невский», фраза  впервые и упоминалась. С 1938 года эти слова олицетворяются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Послушайте фрагмент стихотворения.

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

Это стихотворение «Русь» написал  известный поэт Иван Саввич Никитин. Какие чувства и мысли  хотел передать поэт читателям?

А когда враг нападал, то для русских людей какие наступали времена?

Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? (ответы детей)

Тема урока: «Трудные времена на русской земле».

Так о чем мы будем говорить сегодня. Каким испытаниям подверглась Русь  в 13 веке? Почему люди воюют?

Давайте сформулируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

По данной теме я хотел бы узнать …

Для этого я должен на уроке …

 

IV. Работа по теме урока

 К середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть самостоятельными  и некому не подчиняться. Князья не ладили между собой. Некоторые вели частые воины с соседями.  Карта Руси была похожа на лоскутное одеяло или цветную мозаику. Стало много небольших княжеств, им приходилось постоянно защищаться от врагов, недругов, например, от кочевников. И от соседей они не всегда получали помощь. На какие вопросы мы должны получить ответы? Например. Кто, когда и зачем напал на Русь? Кто из князей оказал достойное сопротивление?  И др. Узнаем, как Русь отстаивала свою независи­мость. По карте и иллюстрациям сравним во­оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле­довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России.

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис­пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники (переезжают с места на место) — монголы. Откроем учебник стр. 61 посмотрим на карту:   коричневая стрелка – походы монголов, красная стрелка – походы русских войск.

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу.

С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы. У монгольских племён только начинало зарождаться государство. Племена постоянно воевали между собой из-за пастбища и скота. Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.

Поход на Русь возглавил хан Батый.  

Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане. Монголы прозвали Козельск «злым городом».

В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда (около современной Астрахани). Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? Потому что не было мира и согласия между князьями, они соперничали друг с другом.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Работа по рабочей тетради стр. 21 № 3 (самостоятельно). Самооценка «Волшебная линейка».

 V. Физкультминутка.

 

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Угроза с северо-запада

Но беда не приходит одна. Угроза для Руси возникла на северо-западе.

Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (Новгород

Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение)

Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)

Невская битва

Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Тогда ему было всего лишь 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.

Князь обратился к войску с речью, в которой было такие слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Как вы понимаете его слова? (Кто идёт за правое дело, тому бог помогает)

Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

Ледовое побоище

А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года)

Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище», чтобы ответить на следующие вопросы:

  1. Как построили свои войска крестоносцы?
  2. Как построил свои войска Александр?
  3. Как проходила битва и чем закончилась?

Просмотр анимации на том же слайде. Ответы на вопросы.

 

VI. Закрепление пройденного материала

Детям предлагается выполнить задание по теме урока.

Давайте вспомним основные понятия (главные слова) по теме. Составим карту понятии, словарик : Золотая Орда, Хан, хан Батый, кочевники,  восточная Азия, Рязань – 1237 г, 1238 г. – Владимир,  1240 г – Киев;

Северо-запад – шведские захватчики, 1240 г. -  р. Нева, Александр Невский, немецкие рыцари-крестоносцы, клин, пешие и конные воины, 5 апреля 1242 – Чудское озеро.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составь свой вопрос по теме урока с вариантами ответов.

 

VII. Итог

- Александр Невский – великий человек. Он был возведён в лик святых . Во многих городах ему были поставлены памятники . Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло Солнце Земли русской».

Рефлексия. Закончи предложение.

Сегодня на уроке я узнал ..

Меня удивило...

Своей работой сегодня я..., потому что...

Я выполнял задания...

Я понял, что...

Было трудно…

VIII. д/ з  с. 59 – 64, пересказ

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн