Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



рабочая программа по химии- 11 класс

Фото пользователя Татьяна Павловна Бурова
Submitted by Татьяна Павловна Бурова on чт, 05/04/2018 - 12:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бурова Татьяна Павловна
Место работы, должность: 

МБОУ "Школа №1" г. Сменова, учитель химии

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>рабочая программа по химии к учебнику &quot; Химия. Базовый уровень.О.С. Габриелян&quot; - 11 класс</p>

Рабочая программа по химии – 11 класс. Составитель: Бурова Татьяна Павловна, учитель химии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса  химии  для  11  класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по химии  и программы курса химии  для учащихся  10  классов общеобразовательных учреждений автора О.С.Габриеляна  (2007 года) в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №1».

Программа рассчитана на  34  часа, в том числе на контрольные работы 3 часа  и практические работы  2  часа.

Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.

Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11 выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.

Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..

Третья идея курса — это интеграция хими ческих знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]--> о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]--> химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах);

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.

 

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:

 

 

Учащиеся в результате усвоения раздела должны

знать/понимать:

 

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

{C}<!--[if !supportLists]-->5.      <!--[endif]-->выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

{C}<!--[if !supportLists]-->6.      <!--[endif]-->проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

{C}<!--[if !supportLists]-->7.      <!--[endif]-->использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->экологически грамотного поведения в окружающей среде;

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

{C}<!--[if !supportLists]-->5.      <!--[endif]-->безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

{C}<!--[if !supportLists]-->6.      <!--[endif]-->приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

{C}<!--[if !supportLists]-->7.      <!--[endif]-->критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 

Содержание программы

11 класс

(34 часа, 1 час  в неделю)

 

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 часа)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны, нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и p-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
     Демонстрации.  Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.     Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества (14 часов)
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
    К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
    М е т а л л и ч е с к а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
    В о д о р о д н а я  х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
    П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение
    Г а з о о б р а з н о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
    Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
    Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
    Ж и д к о е  с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
    Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
    Жидкие кристаллы и их применение.
    Т в е р д о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
     Д и с п е р с н ы е  с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
    Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
    Тонкодисперсные системы: гели и золи.
    С о с т а в  в е щ е с т в а  и  с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
    Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
    Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
    Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
    Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа №1 «Строение вещества».


                                                  

Тема 3. Химические реакции (8 часов)
   

Р е а к ц и и,  и д у щ и е  б е з  и з м е н е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
    Изомеры и изомерия.
    Р е а к ц и и,  и д у щ и е  с  и з м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо-  и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
    С к о р о с т ь  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
    О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х  р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
    Р о л ь  в о д ы  в  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
    Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
    Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
    Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х  и  н е о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Среда водных растворов, водородный показатель.
    Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

    О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е   р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

    Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
    Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
    Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Контрольная работа №2 «Химические реакции».

 
                                                 

Тема 4. Вещества и их свойства (9 часов)
  

 М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
    Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
    Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями.
    К и с л о т ы  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. Промышленное получение серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
    О с н о в а н и я  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
    С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
    Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
    Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у к л а с с а м и  н е о р г а н и ч е с к и х  и  о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
    Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
    Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
    Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Итоговая контрольная работа.

 

Учебно – тематический план

 

 

№ п/п

 

 

Тема

 

 

Кол- во часов

Уроки

Практи-ческие работы

Лабора торные опыты

Контроль

ные работы

1

Строение атома

3

3

 

1

 

2

Строение вещества

14

12

 1

5

1

3

Химические реакции

8

7

 

5

1

4

Вещества и их свойства

9

7

1

7

1

 

Всего:

34

29

2

18

3

 

 

 

 

График проведения контрольных и  практических работ

 

Тема

 

Вид проверки

Дата проведения

Дата

факт.

1.

Получение, собирание и распознавание газов.

Практическая работа №1

 

 

2.

Строение вещества.

Контрольная работа № 1

 

 

3

Химические реакции.

Контрольная №2

 

 

4

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

 

Практическая работа № 2.

 

 

 

5

Итоговая контрольная работа.

Контрольная работа №3.

 

 

 

 Перечень лабораторных опытов

 

Тема

1

Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

 

2

Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.

3

Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.

4

Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

5

Ознакомление с минеральными водами.

6

Ознакомление с дисперсными системами.

7

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

8

Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

9

Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

10

Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.

11

Различные случаи гидролиза солей.

 

12

Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

13

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

 

14

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.

15

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.

16

Получение и свойства нерастворимых оснований.

17

Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

18

Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

 

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

№ урока

Тема урока.

Практическая часть

Оборудование, ТСО (ИКТ)

Объект и (форма) контроля

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 часа)

План

08.09

Факт

1(1)

Атом – сложная частица.

Таблица «Строение атома».

Знать: строение атома, атомного ядра, определение изотопов.

Уметь: вычислять число частиц атомов элементов.

Текущий.

15.09

 

2(2)

Электронное строение атомов.

 

Таблицы «Электронная формула», «Схемы заполнения электронов».

Знать: причины, определяющие энергию электронов, различать понятия электронное облако и орбиталь, энергетические уровни и подуровни, характеризовать виды орбиталей.

Уметь: определять максимально возможное число электронов на энергетическом уровне, выявлять положение элемента в ПС.

Текущий. Входной.

22.09

 

3(3)

Периодический закон и периодическая система  Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт №1 «Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек».

Портрет Д. И. Менделеева и других учёных-химиков; карточки элементов (1-20). Различные формы периодической таблицы. План характеристики элемента. Фильм о Д. И. Менделееве.

Знать: предпосылки возникновения ПЗ, его три формулировки, закономерности и причины изменения свойств в периодах и группах.

Уметь: объяснять смысл величин в ПС, изменение свойств, давать характеристику элемента.

Текущий.

Строение вещества (14 часов)

29.09

 

1(4)

Ионная химическая связь.

Модель кристаллической решётки NaCl. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой. Таблицы: «Химическая связь», «типы кристаллических решёток».

 

Знать: определение химической связи, ионной связи, классификацию ионов, свойства ионной кристаллической решётки.

Уметь: составлять схемы образования веществ с ионной связью, описывать свойства веществ с ионной решёткой.

Текущий.

06.10

 

2(5)

Ковалентная химическая связь.

Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита.

Таблицы: «Типы связи», «Кристаллические решётки».

Знать: определение ковалентной связи, электроотрицательности, виды ковалентной связи, свойства веществ с молекулярной и атомной решётками.

Уметь: составлять схемы образования веществ с ковалентной связью.

Текущий.

13.10

 

3(6)

Металлическая химическая связь.

Лабораторный опыт №2 «Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств».

Вещества: соль, сахар, сода, железо, сера, медь, медный купорос, графит, кремнезём.

Модели кристаллических решёток некоторых металлов.

Вещества: соль, сахар, сода, железо, сера, медь, медный купорос, графит, кремнезём.

Знать: определение металлической связи, строение металлической кристаллической решётки, свойства металлов.

Уметь: объяснять свойства металлов особенностями их строения.

Текущий.

20.10

 

4(7)

Водородная связь.

Модель и таблица «Молекула ДНК», таблица «Структура белка».

Знать: определение водородной связи, механизм её образования, свойства веществ с этим типом связи.

Уметь: приводить примеры соединений с водородной связью у неорганических и органических веществ.

Текущий.

27.10

 

5(8)

Неорганические полимеры.

С.р. «Типы связи».

Кристаллические решётки графита, алмаза. Образцы неорганических полимеров (сера, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты, белая глина (каолин), полевой шпат, слюда).

Знать: строение, свойства, применение неорганических полимеров.

Уметь: объяснять свойства неорганических полимеров, основываясь на их свойствах.

Промежуточный.

10.11

 

6(9)

Органические полимеры.

Лабораторный опыт №3 «Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон».

 

Коллекция «Пластмассы и волокна». Образцы пластмасс и волокон и изделия из них. Таблица «Структуры белков».

Знать: определение пластмасс, волокон, биополимеров, классификацию органических полимеров, их применение и значение.

Уметь: объяснять применение органических полимеров на основе их строения.

Текущий.

17.11

 

7(10)

Газообразные вещества.

Таблица «Строение газообразных веществ».

Таблицы: «Кислород», «Водород», «Аммиак», «Углекислый газ», «Этилен».

Знать: строение, получение, свойства и применение различных газов.

Уметь: связывать строение и свойства газов.

Текущий.

24.11

 

8(11)

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов».

Цинк, кислота, спиртовка, спички, 2 пробирки.

Перекись водорода, оксид марганца (IV), лучина, лопатка, пробирка.

Сода, кислота, лучина, спички, известковая вода, 2 пробирки, трубочка.

Соль аммония, щёлочь, лакмусовая бумага, стакан с водой, пробирка.

Спирт, концентрированная кислота, песок, раствор марганцовки, 2 пробирки, газоотводная трубка.

Знать: способы получения, собирания и распознавания предложенных газов.

Уметь: различать предложенные газы.

Текущий.

01.12

 

9(12)

Жидкие вещества.

Лабораторный опыт №4 «Жёсткость воды и её устранение».

Лабораторный опыт №5 «Ознакомление с минеральными водами».

 

Таблица «Агрегатные состояния воды».

Образцы накипи в чайнике.

Жёсткая вода, раствор мыла, пробирки, спиртовка, спички, держатель, сода. Несколько видов минеральных вод, сода, кислота, BaCl2, AgNO3.

Презентация.

Знать: строение и свойства жидкостей, определение жёсткости, её виды и способы устранения, состав и значение некоторых минеральных вод.

Уметь: записывать уравнения реакций по устранению жёсткости, распознавать с помощью качественных реакций катионы и анионы в минеральных водах.

Текущий.

08.12

 

10(13)

Твёрдые вещества.

Таблица «Кристаллические решётки алмаза, графита». Модели кристаллических решёток твёрдых тел.

Знать: особенности строения, классификацию, свойства и применение твёрдых веществ.

Уметь: связывать строение и свойства твёрдых тел.

Текущий.

15.12

 

11(14)

Дисперсные системы.

Лабораторный опыт №6 «Ознакомление с дисперсными системами».

 

Таблица в учебнике.

Растительное масло, нефть, замазка, оксид кальция в воде (не фильтровать), глина в воде, раствор куриного белка, клея, раствор соли (насыщенный), фенол, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель. Презентация.

Знать: определение, классификацию, применение дисперсных систем.

Уметь: различать разные дисперсные системы, называть области их применения.

Текущий.

22.12

 

12(15)

Закон постоянства состава вещества.

 

План характеристики вещества. Тексты к.р.

Знать: формулировку закона, отличия молекулярных и немолекулярных веществ.

Уметь: давать характеристику веществ по плану.

Промежуточный.

12.01

 

14(16)

Массовая и объёмная доли.

Карточки с формулами.

Знать: формулы для нахождения массовой, объёмной доли, доли выхода продукта, молярной концентрации.

Уметь: использовать формулы для решения задач.

Текущий.

 

 

15(17)

Контрольная работа №1 «Строение вещества».

Тексты контрольных работ.

Знать: основные понятия и формулы темы.

Уметь: выполнять задания, используя знания по теме.

Тематический.

Химические реакции (8 часов)

19.01

 

1(18)

Реакции, идущие без изменения и с изменением состава веществ.

Лабораторный опыт №7 «Реакция замещения меди железом».

Лабораторный опыт №8 «Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды».

Таблицы: «Кристаллические решётки алмаза и графита», «Сера ромбическая и пластическая». Сера, ложка для сжигания, спички, стакан с водой. Железный гвоздь на проволоке, раствор медного купороса, пробирка. Щёлочь, фенолфталеин, кислота (соляная, уксусная), растворы соды, AgNO3, CuSO4, BaCl2, штатив с пробирками. Вода, 2 стакана, термометр, ложка, спички, держатель; H2SO4(к.), NH4NO3, NaOH, Mg.

Знать: определение химической реакции, классификацию химических реакций.

Уметь: приводить примеры и отличать реакции по различным признакам.

Текущий.

26.01

 

2(19)

Скорость химической реакции.

Лабораторный опыт №9 «Получение кислорода».

Лабораторный опыт №10 «Получение водорода».

 

Перекись водорода, оксид марганца (IV), сырой картофель, пробирка, ложечка, лучина, спички. Цинк, кислоты одной концентрации, спиртовка, спички, держатель; цинк, магний, железо, медь, соляная и серная кислоты.

Знать: формулы для нахождения скорости гомогенной и гетерогенной реакций, факторы, влияющие на скорость реакции.

Уметь: рассчитывать скорость реакции по формулам, приводить примеры реакций с влиянием различных факторов.

Текущий.

02.02

 

3(20)

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

Примеры необратимых реакций, идущих с образованием газа, осадка или воды.

Знать: определения обратимых, необратимых реакций, химического равновесия.

Уметь: предсказывать смещение равновесия реакции в зависимости от различных условий.

Тематический.

09.02

 

4(21)

Теория электролитической диссоциации.

Таблица «Растворимость веществ». Образцы кристаллогидратов (медный и железный купорос, кристаллическая сода).

Таблица «Растворимость соли». Прибор для электрической проводимости, растворы соли, щёлочи, кислоты, сахара, вода. ИКТ.

Знать: строение и свойства воды, классификацию электролитов, формулировать положения ТЭД.

Уметь: объяснять роль воды в реакциях, записывать уравнения диссоциации веществ, распознавать сильные, сложные электролиты, неэлектролиты и объяснять их природу.

Текущий.

16.02

 

5(22)

Гидролиз.

Лабораторный опыт №11 «Различные случаи гидролиза солей».

 

 

Таблица «Изменение окраски индикаторов».

Растворы Na2CO3, Zn(NO3)2, NaNO3. Индикаторная бумага (или индикаторы в растворах), пробирки в штативе, пипетки.

 

 

Знать: определение гидролиза и алгоритм написания разных случаев гидролиза.

Уметь: определять среду растворов солей, составлять уравнения гидролиза.

Текущий.

02.03

 

6(23)

Окислительно-восстановительные реакции.

С. р. «Гидролиз».

Таблица «Схемы ОВР»; алгоритм составления ОВР.

Цинк, железный гвоздь, кислота, раствор медного купороса.

Знать: определение ОВР, алгоритм составления ОВР.

Уметь: определять степень окисления элементов, уравнивать реакции методом электронного баланса.

Текущий.

09.03

 

7(24)

Электролиз.

Таблицы: «Электролиз соли», «Схема расположения ионов по возрастанию активности и наоборот». Раздаточный материал «Правила электролиза».

Знать: определение, правила и применение электролиза.

Уметь: составлять уравнения электролиза растворов и расплавов солей.

Текущий.

16.03

 

8(25)

Контрольная работа №2 «Химические реакции».

Тексты к. р.

Знать: основные понятия и формулы темы.

Уметь: выполнять задания, используя знания по теме.

Тематический.

Вещества и их свойства (9 часов)

23.03

 

1(26)

Металлы.

Лабораторный опыт №18а «Ознакомление с коллекцией металлов».

 

Таблицы: «Электроотрицательность», «Типы кристаллических решёток», «Электрохимический ряд», «Коррозия металлов». Металлы (Fe, Zn, Al, Cu, Na, Ca, Mg), стаканы, вода, фенолфталеин, пипетка, воронка, этанол. Уксусная и конц. азотная кислоты, спиртовка, спички, держатель, пробка, пробирки, медные стружки.

Презентация.

Знать: положение в ПС, строение, свойства металлов; определение, сущность процесса коррозии, её виды и способы защиты от неё.

Уметь: давать характеристику металлов, записывать уравнения реакций химической и электрохимической коррозии.

Текущий.

06.04

 

2(27)

Неметаллы.

Лабораторный опыт №18б «Ознакомление с коллекцией неметаллов».

 

Пробирки, спички, лучина, спиртовка, держатель, фосфор, перекись водорода, оксид марганца (IV), цинк, кислота. Сера, йод, бром, графит, уголь, полученные при демонстрации кислород, водород.

Знать: положение в ПС, строение, свойства неметаллов, различные соединения неметаллов.

Уметь: давать характеристику неметаллов, объяснять свойства их соединений на основе строения.

Текущий.

13.04

 

3(28)

Кислоты.

Лабораторный опыт №18в «Ознакомление с коллекцией кислот».

Лабораторные опыты №12а,13,14,15 «Взаимодействие кислот с индикаторами, металлами, основаниями, солями».

Концентрированная серная кислота, вода в стакане, термометр. Уксусная и соляная кислоты, индикаторы, пипетки; цинк, магний, медь; щёлочь, фенолфталеин, медный купорос; раствор соды, клея; штатив с пробирками.

Знать: состав, примеры, классификацию и свойства неорганических и органических кислот.

Уметь: классифицировать кислоты, выявлять общие и специфические свойства.

Текущий.

20.04

 

4(29)

Основания.

Лабораторный опыт №18г «Ознакомление с коллекцией оснований».

Лабораторный опыт №12б «Испытание растворов оснований индикаторами»

Лабораторный опыт №16 «Получение и свойства нерастворимых оснований».

 

Различные основания (глицерин, спирт, NaOH, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ca(OH)2, NH3.

Щёлочь, фенолфталеин, кислота, пипетка, спиртовка, спички, держатель, известковая вода, газоотводная трубка, пробирки; FeCl3, CuSO4, NH3, Na2CO3.

Знать: состав, примеры, классификацию и свойства неорганических и органических оснований.

Уметь: классифицировать основания, объяснять основные свойства.

Текущий.

27.04

 

5(30)

Классификация и свойства солей.

Лабораторный опыт №12в «Испытание солей индикаторами»

Лабораторный опыт №17 «Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов».

 

Различные цветные соли.

Растворы Na2CO3, AlCl3, Na2SO4, индикаторная бумага. Хлорид и ацетат натрия, индикаторы, пробирки, пипетки.

Знать: определение солей, их классификацию и свойства.

Уметь: определять среду растворов солей, записывать реакции характерных свойств.

Текущий.

04.05

 

6(31)

Представители солей, их значение.

Лабораторный опыт №18д «Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли».

 

 

Растворы: NaCl, AgNO3, Na2SO4, BaCl2, Na2CO3, HСl, NH4Cl, FeCl2,FeCl3, CuSO4, NaOH, пробирки в штативе. Различные соли-минералы: мел, мрамор, фосфориты, апатиты, галит, сильвинит и др. Презентация.

Знать: формулы и названия наиболее значимых солей, их области применения, качественные реакции на различные ионы солей.

Уметь: пользоваться таблицей растворимости, записывать качественные реакции.

Текущий.

11.05

 

7(32)

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений».

1). В пробирках под номерами: I-Na2CO3, II-NaCl, III-Na2SO4. Реактивы: AgNO3, HCl, BaCl2, три пипетки, три пробирки.

2). В пробирках под номерами: IV-глюкоза, V-глицерин. Реактивы: CuSO4, NaOH, спиртовка, спички, держатель, 2 пустые пробирки.

3). В пробирках под номерами: VI-Na2SO4, VII-NH4NO3, VIII-Na2CO3. Реактив: индикаторная (лакмусовая) бумага.

Знать: характерные и качественные реакции на неорганические и органические вещества.

Уметь: экспериментально определять предложенные вещества.

Текущий.

25.05

 

8(33)

Генетическая связь между классами веществ.

Таблица «Генетическая связь». Презентация.

Знать: определение генетической связи, генетических рядов, химические свойства вещества разных классов.

Уметь: осуществлять превращения, связывающие вещества различных классов.

Текущий.

18.05

 

9(34)

Итоговая к.р.

Тексты к.р.

Знать: основные понятия по курсу общей химии.

Уметь: выполнять задания по курсу общей химии.

Итоговый.

 

 

 

КРИТЕРИИ  И  НОРМЫ  ОЦЕНОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

     Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитывают число и характер ошибок (существенные или несущественные).

     Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр., или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

     Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

     Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 

Оценка  устного  ответа

Отметка «5» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->-        <!--[endif]-->Дает ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

{C}<!--[if !supportLists]-->-        <!--[endif]-->Излагает материал в определенной логической последовательности, литературным языком;

{C}<!--[if !supportLists]-->-        <!--[endif]-->Дает самостоятельный ответ.

Отметка «4» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->Дает полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->Излагает материал в определенной логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Дает ответ полный, но при этом допускает существенную ошибку или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->При ответе обнаруживает непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Не дает ответа вообще.

 

Оценка  экспериментальных умений

  Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

{C}<!--[if !supportLists]-->·         <!--[endif]-->Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно расходуются реактивы).

Отметка «4»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

 

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->План решения составлен правильно;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      {C}<!--[endif]-->Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->План решения составлен правильно;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->План решения составлен правильно;

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Задача не решена.

 

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена не рациональным способом или допущено не более двух существенных ошибок.

Отметка «3»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отметка «1»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Отсутствие ответа на задание.

 

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Ответ правильный и полный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные ошибки.

Отметка «2»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Работа выполнена менее чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Работа не выполнена.

  При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать

требования единого орфографического режима.  Отметки за итоговую контрольную работу корректируют предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

 

Оценка практических (лабораторных) работ, опытов

Оценка «5» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Правильно определил цель опыта.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      {C}<!--[endif]-->Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      {C}<!--[endif]-->Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, вычисления и сделал выводы.

{C}<!--[if !supportLists]-->5.      {C}<!--[endif]-->Проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

{C}<!--[if !supportLists]-->6.      {C}<!--[endif]-->Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Или было допущено два-три недочета.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      {C}<!--[endif]-->Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      {C}<!--[endif]-->Или эксперимент проведен не полностью.

{C}<!--[if !supportLists]-->5.      {C}<!--[endif]-->Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Правильно определил цель опыта, работу выполнил правильно не менее, чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным принципиально важным задачам работы.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работа по началу опыта провел с помощью учителя, или в ходе проведения опыты и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формировании выводов.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      {C}<!--[endif]-->Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, таблицах и т.д.) не принципиальных  для данной работы, не повлиявших на результат выполнения.

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      {C}<!--[endif]-->Допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с материалами и оборудоваеим), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      {C}<!--[endif]-->Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      {C}<!--[endif]-->Допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ при работе с веществами и иоборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполнил работу; показал отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      {C}<!--[endif]-->В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      {C}<!--[endif]-->Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

 

 

Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов:

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 

Оценка защиты презентации

Критерии оценивания:

• соблюдение требований к оформлению презентации;

• актуальность темы  и полнота ее раскрытия;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в презентации;

• способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Приложение

Ресурсное обеспечение

Учебно-методический комплект:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 78, [2] с. Допущено Министерством образования и науки РФ.

  1. Стандарт среднего общего образования по химии. Базовый уровень.
  2. Учебник: Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 223, [1] с.: ил.

  Список дополнительной литературы для учителя:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методические рекомендации. – М.: Дрофа.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->Габриелян О.С. и др. Химия. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2003.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 11 кл.: учебно-метод. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2009.

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.

{C}<!--[if !supportLists]-->5.      <!--[endif]-->Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.

{C}<!--[if !supportLists]-->6.      <!--[endif]-->Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные реакции. – М.: Дрофа, 2005.

{C}<!--[if !supportLists]-->7.      <!--[endif]-->Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М.: Просвещение, 1989.

{C}<!--[if !supportLists]-->8.      <!--[endif]-->Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.

{C}<!--[if !supportLists]-->9.      <!--[endif]-->Зуева М.В., Иванова Б.В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. – М.: Просвещение, 1989.

{C}<!--[if !supportLists]-->10.  <!--[endif]-->Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М, Химия, 1993.

{C}<!--[if !supportLists]-->11.  <!--[endif]-->Савич Т.З. Формирование систем понятий о химической реакции. – М.: Просвещение, 1992.

{C}<!--[if !supportLists]-->12.  <!--[endif]-->Семенькова Н.И. Изучение Периодического закона Д.И. Менделеева в школе. – М.: Просвещение, 1992.

{C}<!--[if !supportLists]-->13.  <!--[endif]-->Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений. – СПб.: Химия, 1998.

{C}<!--[if !supportLists]-->14.  {C}<!--[endif]-->Хомченко  И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., Новая Волна, 1996.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Артеменко, А.И. Справочное руководство по химии / А.И. Артеменко. – М.: Высшая школа, 2003.
  2. Гольдфарб Я. Л. И др. Химия. Задачник. 8-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений. -3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 1997.

  1. Тикунова И.В., Артеменко А.И. Химия. Краткий справочник. – М.: Высш.шк., 2004.

{C}<!--[if !supportLists]-->5.      {C}<!--[endif]-->Химическая энциклопедия.

Электронные издания:

{C}<!--[if !supportLists]-->1.      <!--[endif]-->Курс неорганической химии. – Медиа Паблишинг.

{C}<!--[if !supportLists]-->2.      <!--[endif]-->Открытая химия 2.1. – Физикон.

{C}<!--[if !supportLists]-->3.      <!--[endif]-->Органическая химия. – КАДИС.

{C}<!--[if !supportLists]-->4.      <!--[endif]-->Химия общая и неорганическая. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ.

Интернет-ресурсы:

http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru -  Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //www.fsu. mto. ru -  Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.

http //him. lseptcmber. ru - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

http //chemicsoft. chat. ru - Программное обеспечение по химии.

http://fcior.edu.ru - Модули электронных образовательных ресурсов «Химия».

http://school/collection.edu.ru - Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

 http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.

http://www.ege.edu.ru - Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru - Портал Единый экзамен.

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - Федеральный центр тестирования.

http //home. uic. tula .ru  -zanchem . - Занимательная химия: все о металлах.

http //mendeleev. Jino - net.ru - Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атома.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн