Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект воспитательной работы «Студенческий наставник»

Фото пользователя Татьяна Николаевна Ефимова
Submitted by Татьяна Николаевна Ефимова on Tue, 12/06/2018 - 22:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ефимова Т.Н.
Место работы, должность: 

 

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение 

  «Педагогический колледж г.Тамбова»

 

 

 

 

Проект воспитательной работы

 

«Студенческий наставник»

в группе  СР-11

 

на 2017-2018 уч.г.

 

куратор:  Ефимова Т.Н.

 

 

 

 

Тамбов

2017


 

 

Содержание

 

  1. Актуальность проекта……………………………………………        3
  2. Цель и задачи проекта……………………………………....….…       4
  3. Содержание проекта……………………………….............................  5
  4. Этапы реализации проекта…………………………………..............  6
  5.  Оценка результатов реализации проекта………………………......   8

 

  1. Актуальность проекта

Актуальность проекта обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, развитие профессионально важных личностных качеств, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В связи с этим основными задачами воспитательной работы со студентами первого курса являются формирование общекультурного фундамента их будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к учебе, активизация поиска возможностей самореализации. На этапе вхождения в образовательную среду колледжа студенты наиболее пластичны, открыты, восприимчивы к усвоению системы ценностей и установок, их активная потребность обострена ситуацией новизны, ожиданиями, осознанием нового социального статуса.

Вовлечение студентов в социокультурную деятельность колледжа с момента поступления дает им возможность наиболее полно использовать его образовательный и адаптационный потенциал.

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, оптимизация воспитательной среды являются важными задачами куратора, от которых зависят успехи студентов в учебной и общественной деятельности по выбранной специальности, процесс их профессионального становления.

 

 

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта:  успешная адаптация первокурсников к условиям и особенностям образовательного процесса в  колледже и включение их в студенческое сообщество  колледжа.

 Задачи проекта:

– коррекция и профилактика дезадаптации, ускорение адаптационного процесса первокурсников;

- диагностика способностей и интересов, опыта общественной работы студентов-первокурсников;

– формирование сознательного и ответственного отношения к учёбе, к избранной профессии;

– создание условий для формирования коллектива студенческой группы;

– освоение норм студенческого общежития;

– оказание психологической и социальной помощи;

– создание условий для включения первокурсников в студенческую жизнь, в культурно-досуговую, спортивную и иную общественно-значимую деятельность.

– идентификация студентов с колледжем;

– повышение личностной активности студентов.

Компетенции

Основные общекультурные компетенции, формируемые у студентов в

результате проекта:

– владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

– готовностью использовать нормативные правовые документы в своей

деятельности;

– способность быстро адаптироваться в новой социокультурной среде и ситуации;

– умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

– осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

– готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

 Научно-теоретическая основа проекта:

– характеристики социальной адаптации и социализации с философских, социологических, психологических и педагогических позиций исследования (К. А. Абульхановой-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов Л. П. Буева И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. А. Налчаджян, Б. Д. Парыгина и др.);

– концепции влияния образовательной среды колледжа на развитие, становление и воспитание личности студента (В. И. Андреев, Г. М. Бирженюк, Л. С. Выготский, В. А. Караковский, А. А. Леонтьев, А. П. Маркова, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.).

Факторы адаптации студентов:

– факторы, характеризующие развитие индивидуальных особенностей

(уровень социальной и нравственной зрелости, правосознания, индивидуально-личностного развития);

– факторы, оказывающие педагогическое влияние на процесс адаптации (концепция воспитательной работы  колледжа, наличие  метод. объединения кураторов, системы социально-культурной деятельности, педагогический и психологический мониторинг культурно-образовательного процесса, личностно ориентированный подход к студентам);

– факторы, связанные с ресурсным обеспечением учебной, бытовой и

социально-культурной деятельности студентов.

Принципы адаптации студентов:

– принцип активно-деятельностного подхода, проявляющийся в развитии самодеятельности и саморазвития личности;

– принцип социально-направленного действия;

– принцип интеграции различных форм и видов деятельности, включающей учебную, научную и социально-культурную деятельность;

– принцип индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, предполагающий стимулирование проявлений субъектности личности;

– принцип единства дискретности и континуальности социальной адаптации;

– принцип «параллельного действия» социальной адаптации студентов в учебно-образовательном процессе и социально-культурной деятельности;

 

Этапы реализации  проекта

 

Этапы реализации

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные

1 этап Диагностический

1.1

Разработка  методической базы по данному направлению (методики, диагностики, анкеты, опросники)

сентябрь

 

 2017

 

 Куратор, психолог

1.2

Диагностика уровней  социально-психологической адаптации студентов группы СР-11

 

октябрь

2017

 Куратор, психолог

1.3

Пополнение информационной базы данных по  теме проекта

в течение

  уч. года

 

 Куратор, студенты группы

1.4.

Планирование мероприятий по реализации проекта

октябрь 2017

куратор

1.5

Сотрудничество с общественными организациями

в течение

года

куратор

2-ой этап. Организационно-практический

2.1. Педагогическое взаимодействие с родителями

2.1.1.

Организация и проведение родительских собраний, «круглых столов»

не реже 2 раз в год

куратор

2.1.2

Организация и проведение работы с родителями, студентами и семьями «группы риска»

в течение

 уч. года

 

 психолог

2.1.3.

Оформление информационных стендов для родителей

в течение

 уч. года

студенты группы

2.2. Воспитательная работа со студентами

2.2.1

Проведение организационных собраний в группе, тренингов общения, знакомство с колледжем, студенческим самоуправлением.

Проведение экскурсий по г. Тамбову, посещение культурных и исторических мест города, музеев и т.п.

в течение

 уч. года

 

 куратор, социальные партнеры

2.2.2

Вовлечение студентов во внеурочную деятельность (кружки, секции)

в течение учебного года

течение

  уч. года

куратор

2.2.4.

 Участие студентов в культурно-массовых мероприятий, волонтерских акциях,   направленных  на адаптацию и социализацию студентов

 в течение уч. года

куратор, студенты группы

3-й этап. Обобщающий

3.1

Повторная диагностика уровней  социально-психологической адаптации студентов и анализ итогов реализации проекта

апрель-май 2018

кураторы

3.2

Создание банка информационно-аналитического сопровождения проекта

май 2018

кураторы

3.3

Размещение информации о мероприятиях по реализации проекта  на сайте колледжа

в течение уч. года

кураторы

3.4

Защита проекта

 июнь 2018

 кураторы

 

  Оценка результатов реализации проекта

 

Критерии успешной адаптации студентов:

– профессиональное и ценностное самоопределение личности студента, 

– выходные параметры деятельности личности, заключающиеся в отношении к учебной деятельности, успеваемости, приобретении дополнительных компетенций, моделях поведения;

– степень информированности о направлениях, формах и содержании

социально-воспитательной и образовательной деятельности в  колледже;

– степень интеграции личности и социума, выражающаяся в усвоении

личностью ценностей и норм,  ее активным участием в учебном процессе и воспитательной и  волонтерской деятельности, инициативностью, наличием дружеских связей.

Стратегии индивидуального поведения студентов в процессе

адаптации:

Стили адаптации

Направленность вовне

Направленность внутрь

Активный контактный

(преобразование)

1. Активное изменение среды

1. Активное изменение себя

Активный избегающий

(уход из среды)

 

2. Активный уход из среды и поиск новой

 

2. Уход от контакта со

средой и погружение в свой внутренний мир

Пассивный контактный

(репрезентация-

подчинение)

 

3.Пассивная репрезентация

себя под влиянием внешних стимулов

3.Пассивное подчинение условиям среды

 

Пассивный избегающий

(выжидание)

4.Пассивное выжидание

внешних изменений

4.Пассивное ожидание

внутренних изменений

 

 

 

 

 

 

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>Проект воспитательной работы в студенческой группе первого года обучения содержит цель, задачи, содержание, этапы реализации, оценку результатов реализации.</p> <p>Проект направлен на&nbsp;успешную адаптацию первокурсников&nbsp; специальности 39.02.01 Социальная работа к условиям и особенностям образовательного процесса в &nbsp;колледже и включение их в студенческое сообщество &nbsp;колледжа.</p>

 

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение 

  «Педагогический колледж г.Тамбова»

 

 

 

 

Проект воспитательной работы

 

«Студенческий наставник»

в группе  СР-11

 

на 2017-2018 уч.г.

 

куратор:  Ефимова Т.Н.

 

 

 

 

Тамбов

2017


 

 

Содержание

 

  1. Актуальность проекта……………………………………………        3
  2. Цель и задачи проекта……………………………………....….…       4
  3. Содержание проекта……………………………….............................  5
  4. Этапы реализации проекта…………………………………..............  6
  5.  Оценка результатов реализации проекта………………………......   8

 

  1. Актуальность проекта

Актуальность проекта обусловлена тем, что в соответствии с ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, развитие профессионально важных личностных качеств, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В связи с этим основными задачами воспитательной работы со студентами первого курса являются формирование общекультурного фундамента их будущей профессиональной деятельности, ответственного отношения к учебе, активизация поиска возможностей самореализации. На этапе вхождения в образовательную среду колледжа студенты наиболее пластичны, открыты, восприимчивы к усвоению системы ценностей и установок, их активная потребность обострена ситуацией новизны, ожиданиями, осознанием нового социального статуса.

Вовлечение студентов в социокультурную деятельность колледжа с момента поступления дает им возможность наиболее полно использовать его образовательный и адаптационный потенциал.

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, оптимизация воспитательной среды являются важными задачами куратора, от которых зависят успехи студентов в учебной и общественной деятельности по выбранной специальности, процесс их профессионального становления.

 

 

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта:  успешная адаптация первокурсников к условиям и особенностям образовательного процесса в  колледже и включение их в студенческое сообщество  колледжа.

 Задачи проекта:

– коррекция и профилактика дезадаптации, ускорение адаптационного процесса первокурсников;

- диагностика способностей и интересов, опыта общественной работы студентов-первокурсников;

– формирование сознательного и ответственного отношения к учёбе, к избранной профессии;

– создание условий для формирования коллектива студенческой группы;

– освоение норм студенческого общежития;

– оказание психологической и социальной помощи;

– создание условий для включения первокурсников в студенческую жизнь, в культурно-досуговую, спортивную и иную общественно-значимую деятельность.

– идентификация студентов с колледжем;

– повышение личностной активности студентов.

Компетенции

Основные общекультурные компетенции, формируемые у студентов в

результате проекта:

– владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

– готовностью использовать нормативные правовые документы в своей

деятельности;

– способность быстро адаптироваться в новой социокультурной среде и ситуации;

– умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

– осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации;

– готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

 Научно-теоретическая основа проекта:

– характеристики социальной адаптации и социализации с философских, социологических, психологических и педагогических позиций исследования (К. А. Абульхановой-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов Л. П. Буева И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. А. Налчаджян, Б. Д. Парыгина и др.);

– концепции влияния образовательной среды колледжа на развитие, становление и воспитание личности студента (В. И. Андреев, Г. М. Бирженюк, Л. С. Выготский, В. А. Караковский, А. А. Леонтьев, А. П. Маркова, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.).

Факторы адаптации студентов:

– факторы, характеризующие развитие индивидуальных особенностей

(уровень социальной и нравственной зрелости, правосознания, индивидуально-личностного развития);

– факторы, оказывающие педагогическое влияние на процесс адаптации (концепция воспитательной работы  колледжа, наличие  метод. объединения кураторов, системы социально-культурной деятельности, педагогический и психологический мониторинг культурно-образовательного процесса, личностно ориентированный подход к студентам);

– факторы, связанные с ресурсным обеспечением учебной, бытовой и

социально-культурной деятельности студентов.

Принципы адаптации студентов:

– принцип активно-деятельностного подхода, проявляющийся в развитии самодеятельности и саморазвития личности;

– принцип социально-направленного действия;

– принцип интеграции различных форм и видов деятельности, включающей учебную, научную и социально-культурную деятельность;

– принцип индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности, предполагающий стимулирование проявлений субъектности личности;

– принцип единства дискретности и континуальности социальной адаптации;

– принцип «параллельного действия» социальной адаптации студентов в учебно-образовательном процессе и социально-культурной деятельности;

 

Этапы реализации  проекта

 

Этапы реализации

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные

1 этап Диагностический

1.1

Разработка  методической базы по данному направлению (методики, диагностики, анкеты, опросники)

сентябрь

 

 2017

 

 Куратор, психолог

1.2

Диагностика уровней  социально-психологической адаптации студентов группы СР-11

 

октябрь

2017

 Куратор, психолог

1.3

Пополнение информационной базы данных по  теме проекта

в течение

  уч. года

 

 Куратор, студенты группы

1.4.

Планирование мероприятий по реализации проекта

октябрь 2017

куратор

1.5

Сотрудничество с общественными организациями

в течение

года

куратор

2-ой этап. Организационно-практический

2.1. Педагогическое взаимодействие с родителями

2.1.1.

Организация и проведение родительских собраний, «круглых столов»

не реже 2 раз в год

куратор

2.1.2

Организация и проведение работы с родителями, студентами и семьями «группы риска»

в течение

 уч. года

 

 психолог

2.1.3.

Оформление информационных стендов для родителей

в течение

 уч. года

студенты группы

2.2. Воспитательная работа со студентами

2.2.1

Проведение организационных собраний в группе, тренингов общения, знакомство с колледжем, студенческим самоуправлением.

Проведение экскурсий по г. Тамбову, посещение культурных и исторических мест города, музеев и т.п.

в течение

 уч. года

 

 куратор, социальные партнеры

2.2.2

Вовлечение студентов во внеурочную деятельность (кружки, секции)

в течение учебного года

течение

  уч. года

куратор

2.2.4.

 Участие студентов в культурно-массовых мероприятий, волонтерских акциях,   направленных  на адаптацию и социализацию студентов

 в течение уч. года

куратор, студенты группы

3-й этап. Обобщающий

3.1

Повторная диагностика уровней  социально-психологической адаптации студентов и анализ итогов реализации проекта

апрель-май 2018

кураторы

3.2

Создание банка информационно-аналитического сопровождения проекта

май 2018

кураторы

3.3

Размещение информации о мероприятиях по реализации проекта  на сайте колледжа

в течение уч. года

кураторы

3.4

Защита проекта

 июнь 2018

 кураторы

 

  Оценка результатов реализации проекта

 

Критерии успешной адаптации студентов:

– профессиональное и ценностное самоопределение личности студента, 

– выходные параметры деятельности личности, заключающиеся в отношении к учебной деятельности, успеваемости, приобретении дополнительных компетенций, моделях поведения;

– степень информированности о направлениях, формах и содержании

социально-воспитательной и образовательной деятельности в  колледже;

– степень интеграции личности и социума, выражающаяся в усвоении

личностью ценностей и норм,  ее активным участием в учебном процессе и воспитательной и  волонтерской деятельности, инициативностью, наличием дружеских связей.

Стратегии индивидуального поведения студентов в процессе

адаптации:

Стили адаптации

Направленность вовне

Направленность внутрь

Активный контактный

(преобразование)

1. Активное изменение среды

1. Активное изменение себя

Активный избегающий

(уход из среды)

 

2. Активный уход из среды и поиск новой

 

2. Уход от контакта со

средой и погружение в свой внутренний мир

Пассивный контактный

(репрезентация-

подчинение)

 

3.Пассивная репрезентация

себя под влиянием внешних стимулов

3.Пассивное подчинение условиям среды

 

Пассивный избегающий

(выжидание)

4.Пассивное выжидание

внешних изменений

4.Пассивное ожидание

внутренних изменений