Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитай в себе человека

Программа «Воспитай в себе человека»

 

Пояснительная записка

 

Программа «Воспитай в себе человека» базируется на основных принципах гуманистической педагогики  и психологии и ориентирована на нравственное развитие ученика, формирование его позитивной самооценки. Программа предполагает реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Содержание программы направлено на приобщение учащихся к культурным ценностям, повышение уровня общей культуры, развитие познавательного интереса.

Программа включает в себя занятия, направленные на освоение учениками таких понятий, как:

-  правила, норма, ответственность, свобода

-  ценности, мораль, нравственность

-  совесть, долг, честь, достоинство, уважение, личность

-  культура, культурные ценности

-  цель, выбор

-  конфликт, толерантность

Актуальность программы связана с изменившимися требованиями к выпускнику современной школы, который должен обладать следующими качествами:

  • готовностью гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • способностью самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни;
  • умением самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • способностью самостоятельно творчески и критически мыслить, генерировать идеи;
  • толерантностью и коммуникабельностью.

     Цель программы: формирование системы нравственных ценностей у подростков.

Образовательные задачи программы:

  • Ознакомление с теоретическими знаниями о нравственности, морали и ценностях.
  • Знакомство с литературным и философским наследием прошлого.

Воспитательные и развивающие задачи программы:

  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с окружающими.
  • Формирование у подростков  позитивной самооценки.

 

 

Основные разделы программы (краткое содержание изучаемого курса):

  1. Введение.

Знакомство с курсом. Этические нормы и правила. Правила в жизни людей. Свобода и ответственность.

  1. Этика отношений к окружающему.

Высшие моральные ценности. Долг, совесть. Честь и достоинство. Семья как ценность. Человек и гражданин.

«Чаще заглядывай в самого себя»

Мой портрет. Я и мой имидж. Я и моя учебная деятельность. Основы нравственного выбора. Самопрезентация.

  1. Этика общения.

Умение понять другого. Толерантность. Предупреждение конфликтов.

  1. Этикет.

Подарки и поздравления. Общение в сети Интернет.

 

Программа реализуется в 7 классах  (12-13 лет) и включает в себя фронтальные теоретические занятия  (с использованием активных методов -  беседы, дискуссии, дебатов и др.)

В ходе занятий и тренингов используются следующие инструменты и технические средства:

- пособие «Воспитай в себе человека»;

- компьютерные  презентации;

- видеоматериалы.

           

Ожидаемые результаты программы:

- сформированная система ценностей у подростков.

 

 

Содержание курса «Воспитай в себе человека»

Введение

Тема: Этика.

  1. Введение: что такое этика?
  2.  «Хочешь изменить мир – начни с себя»
  3. Самоанализ: что я хочу в себе изменить?

Тема: Правила.

  1. Зачем нужны правила?  
  2. Практикум: составляем список правил поведения.
  3. Самоанализ: соблюдаю ли я правила?

 

Тема: Свобода и ответственность.

1. Что такое ответственность?

2. Ответственность за свои поступки. 

3. Свобода и ответственность.

 

Этика отношений к окружающему

Тема: Высшие моральные ценности.

1. Определение понятий «ценности» и «мораль».

2. «Самая большая ценность в мире – жизнь».

3. Моя иерархия ценностей.

 

Тема: Совесть.

1. Что такое «совесть»? Что значит «поступать по совести»?

2. Творческая работа: придумываем продолжение рассказа «Пропала совесть»

3. Самоанализ: нравственные качества, которые я хочу в себе воспитать.

 

Тема: Честь и достоинство

1. «Надо жить с достоинством». Честь, достоинство и жизненные принципы.

2. «Он спасал нашу честь». Нобелевская премия мира и ее лауреаты.

3. Самоанализ: «Мой кодекс чести».

 

Тема: Сила слова.

1. «Слово – самое сильное оружие». 

2. Роль слова в жизни современного человека.

3. Самоанализ: слово – мой помощник.

 

Тема: Добро и добродетель.

1. Что такое добро, добродетель?

2. Образец отзывчивости и доброты.

3. «Спешите делать добро».

 

Тема: Семья как ценность.

1. Значение семьи в жизни человека. Семья и будущее страны.

2. Бережное и уважительное отношение к своей семье, к своему роду.

3. История моей семьи.

 

«Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон)

 «Хочешь изменить мир – начни с себя»

 Тема: Мой портрет.

1. Внешняя привлекательность человека и красота души.

2. Индивидуальные особенности человека. Темперамент.

3. Личность и личностные особенности. Характер.

4. Работаю над собой: воспитываю характер и «приручаю» темперамент.

 

Тема: Я и мой имидж.

1. Имидж человека и его составляющие.

2. Что мешает и что помогает созданию положительного имиджа?

3. Имидж и стиль одежды.

4. Работаю над своим имиджем.

 

Тема:. Я и моя речь. Культура речи.

1. «Русский язык – один из богатейших языков в мире».

2. Речевая культура человека.

3. Речевой практикум.

4. Работаю над своей речью.

 

Тема: Основы ораторского искусства.

1. Семь шагов подготовки к выступлению.

2. Публичное выступление и уверенность в себе.

3. Практикум: готовлюсь к публичному выступлению.

 

Тема: Я и моя учебная деятельность.

1. Умею ли я учиться?

2. Полезные привычки и сила воли.

3. Воспитываю у себя силу воли.

 

Тема: Я и мой выбор. Основы правильного выбора и досуговое самоопределение.

1. Формула правильного выбора.

2. Основы выбора и мое досуговое самоопределение.

3. Нравственные основы выбора.

 

Этика общения

Тема: Я и другой. 

1. «Человек для человека должен быть святыней». Этические основы общения.

2. Что такое толерантность?

3. Я – против агрессии.

 

Тема: Основные коммуникативные навыки.

1. Учимся слушать, задавать вопрос, вести беседу.

2. Практикум: интервью с одноклассником.

3. Самоанализ: умею ли я вести беседу?

 

Тема: Реагирование на критику и умение говорить «нет».

1. Алгоритм правильного реагирования на критику.

2. Как и когда я буду говорить «нет».

3. Билль о правах личности.

 

Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов.

1. Что такое конфликт, конфликтная ситуация? Причины конфликтов.

2. Анализ конфликтной ситуации.

3. Стратегии выхода из конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтной ситуации.

4. Мой выбор стратегии выхода из конфликтной ситуации.

 

Этика и этикет

Тема: Этика и этикет.

1.Что такое этикет? Почему необходимо знать правила этикета?

2. Гостевой этикет.

3. Практикум: правила гостевого этикета.

 

Тема: Подарки и поздравления.

1. Дарить подарки – это искусство.

2. Как правильно дарить и принимать подарки.

3. Мои правила выбора подарков.

 

Тема: Этика и Интернет.

1. Кодекс компьютерной этики.

2. Когда Интернет – это опасно.

3. Спасательный круг для тех, кто «тонет в сети».

 

Обобщение

Тема: Самое важное

  1. Самое важное из курса «воспитай в себе человека»
  2. Карта памяти «Самое важное»
  3. Где я буду применять полученные знания

 

Учебно-тематическое планирование

 

Раздел. Тема.

Часы (34)

Теорет.

Практич.

 

Введение

 

1.

Знакомство с курсом этики. Правила работы с рабочей тетрадью.  Что такое этика?

 1

 

2.

Этика и правила, этические нормы. Какие бывают правила?

1

 

3.

Правила поведения в школе (перемена, урок); в концертном зале, в музее, в экскурсионном автобусе

1

1

4.

Принятие и соблюдение правил. Свобода и ответственность

 

1

5.

Словарь по теме «Правила».

 

1

 

Этика отношений к окружающему

 

6.

Высшие моральные ценности. Жизнь как деяние

1

 

7.

Долг

 

1

8.

Совесть

 

1

9.

Сила слова. Предание (Георгий Победоносец)

 

1

10.

Добро и добродетель

 

1

11.

Семья как ценность. Уважение к своим предкам, традициям, к традициям других народов

 

2

12.

Этика гражданственности. Уважение к своей стране, Родине, ее истории. Человек и гражданин. Уважение к культурному наследию

1

1

 

«Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон)

 «Хочешь изменить мир – начни с себя»

 

13.

«Мой психологический портрет» Темперамент. Характер

1

1

14.

Мой стиль поведения. Умение быть самим собой, уважая индивидуальность других людей.

1

1

15.

Я и мой имидж. Имидж гимназиста.

 

 

16.

Я и моя учебная деятельность.

 

1

17.

Я и мой досуг.

 

 

18.

«Я учусь выбирать». Нравственные основы выбора

 

1

19.

Самопрезентация. Портфолио личностного развития.

1

 

 

Этика общения

 

20.

.

Умение понять другого.

Что мешает и что помогает нам общаться.

1

 

21.

Преодолеваем стереотипы как барьеры в общении.

1

1

22.

«Я и Другой». Профилактика агрессивного поведения. Толерантность.

 

1

23.

Основные коммуникативные навыки (умение вести беседу, реагирование на критику,  умение сказать «нет»)

1

 

24.

Предупреждение конфликтов.

 

2

 

Этика и этикет

 

25.

  • Гостевой этикет.
  • Подарки и поздравления.
  • Этика, этикет и Интернет.

1

2

 

Обобщение

 

26.

Карта памяти.

Презентация портфолио.

 

1

 

Всего: 34 ч.

12

22

         

 

 

Учебно-методический комплекс.

 

УМК "Вокруг  тебя - Мир..." книга для ученика 5-6 класса, Москва; «Наука/Интерпериодика», 1999 г.
Список литературы

 

  1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986. - с. 78.
  2. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.:1996– с.14-21.
  3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века//Новые ценности образования. Выпуск №6, М.: Инноватор, 1996.
  4. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб.: Петербург - ХХI век, 1997. – 278 с.
  5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. – 161с.
  6. Казакова Е.И. Современный подросток: педагогические проблемы становления личности.//Семья и школа – социальные партнеры. СПб, 2000. – 96с.
  7. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход), диссертация на соискание ученой степени д.п.н.-  СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996.
  8. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике.//Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.) СПб.: 1998. - с. 4-5.
  9. Казакова Е. И. , Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997. - 160с., с.123-134.
  10. Я.Л. Коломинский «Человек: психология».
  11. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  12. Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160с.
  13. Лебедев О.Е. Образованность учащихся как цель и образовательный результат// Материалы международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена, 1998. - с.113-129.
  14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: 1971.
  15. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. – М.: МИРОС, 2001. – 208с.
  16. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. Битяновой М.Р. Издательство «Питер», 2002.
  17. Психолого – педагогическое медико-социальное сопровождение развитие ребенка.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 266с.
  18. Расчетина С.А. Процессы социализации (десоциализации) ребенка в меняющихся условиях социума.//Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.) СПб.: 1998. - с. 14 – 18.
  19.  Резник С.//«Лидеры образования». – М., 2004, №8
  20.  Сопровождение развития – новая образовательная технология. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г.) СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - с. 9 – 15.

 

          Словарь

Выбор - действия, результатом которых становится принятие решения. Выбор предполагает наличие альтернатив, т.е. вариантов принимаемых решений

Генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде древа, у «корней» которого расположен родоначальник, а на «ветвях» — различные линии его потомков 

Генеалогия - (греч. genealogia — родословная), вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословий

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе

Индивидуальность – неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой

Информационная этика- это дисциплина, исследующая моральные проблемы, возникающие в связи с развитием и применением информационных технологий

Имидж - (от англ. image «образ», «изображение»), образ человека, формируемый в общественном или индивидуальном сознании

Компромисс - соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-н. интересов, стремлений

Конфликт – (от лат. conflictus – столкновение), столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия

Конфронтация - противопоставление, противоборство противопоставление, противоборство

Критика - (от греч. kritikē — искусство разбирать, судить), 1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку. 2) Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков

Культура – (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

Личность - человек как носитель социальных признаков и свойств

Манеры - способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие

Навыки - доведённые до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи

Образование - процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества

Правила - условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения).

Проблема - содержащее противоречия и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы

Риторика - (греч. rhetorike "ораторское искусство"), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста

Совесть – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности

Склонность – предрасположенность к чему-либо, пристрастие

Способность – индивидуальные особенности человека, обусловливающие предрасположенность к осуществлению какого-либо вида деятельности; природная одаренность, талантливость

Темперамент – (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность), характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний

Толерантность - (лат. tolerantia - терпение), терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия

Характер – (греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта), целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, её тип, "нрав" человека, проявляющийся в отдельных актах его жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения

Харизма – (от греч. charisma — подарок), приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности

Ценности - объекты и явления, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов

Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы

Этика – учение о нравственности и морали, а так же совокупность норм, регулирующих поведение человека

Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения

 

Академическая Гимназия №56

 

 

Воспитай в себе
Человека!

 

Портфолио

_________________________

__________________________________

Несколько слов о портфолио

«Воспитай в себе человека»

 

Пособие «Воспитай в себе Человека» адресовано  учащимся 7-8 классов и включает в себя материалы для занятий по нравственному воспитанию и этике.

Классные руководители могут использовать его на классных часах как рабочую тетрадь для учащегося, разделы которой позволяют рассмотреть важные темы: «Честь и достоинство», «Высшие моральные ценности», «Сила слова», «Добро и добродетель» и другие. На страницах пособия ученики познакомятся с известными людьми:  Д.С. Лихачевым, А.Д. Сахаровым, Н.И. Пироговым и другими.  Подростки задумаются над сложными вопросами нравственного выбора, определения собственных жизненных ценностей…

 

Авторы выражают благодарность Народному учителю РФ директору гимназии №56  Пильдес Майе Борисовне, профессору СПбГУ,  д.пед.н. Казаковой Елене Ивановне, а также коллективу психолого-педагогического медико-социального центра гимназии №56 за поддержку и помощь в создании этого пособия.

Отдельную благодарность авторы выражают семье Толмачевых: Евгению, Наталье  и их дочери Наташе, за помощь в оформлении пособия «Воспитай в себе Человека».

 

Об авторах:

Меттус Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, руководитель психолого-педагогического медико-социального центра гимназии №56. ППМС-центр гиманзии №56– победитель Вероссийского конкурса инновационных разработок (Москва, 2004г.), победитель Всероссийского конкурса психологических программ (Сочи, 2008г.)

 

Литвина Анна Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, победитель городского конкурса педагогических достижений (2008г.).

 

Автор рисунков:

Толмачева Наталья, выпускница гимназии №56.  

 

 

 

 

 

Дорогой ученик!

 

 

Ты держишь в руках пособие «Воспитай в себе Человека», которое поможет разобраться в сложных вопросах: что такое совесть, добродетель, достоинство.

Каждому человеку на определенных этапах жизненного пути приходится определяться, какая жизненная позиция ему ближе. У тебя есть возможность познакомиться с мнением известных и очень авторитетных людей, проанализировать некоторые литературные источники, но выбор остается за тобой.

Ты на пороге важного жизненного этапа – этапа профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация начинается с определения целей, в основе которых лежат твои жизненные ценности. А значит, тебе необходимо выделить самое важное и значимое для тебя, предстоит сформировать собственную систему ценностей.

Помни, что любой выбор правильный, если он основывается на нравственных принципах.

В пособии ты найдешь раздел «Работаю над собой». Надеемся, он поможет тебе в процессе самовоспитания и саморазвития.

 

Желаем тебе удачи!

 


»  Размещено в сообществах: