Вы не зарегистрированы

Авторизация



Права и свободы человека и гражданина

Фото пользователя Светлана Борисовна Руденко
Submitted by Светлана Борисовна Руденко on пн, 22/10/2018 - 20:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Руденко С.Б.
Место работы, должность: 

МОУ Дергаевская СОШ №23

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Предмет(ы): 
Право
Цель урока: 

сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2012.

Используемая методическая литература: 

-

Используемое оборудование: 

учебник, мультимедийный проектор, магнитно-маркерная доска, компьютер

Используемые ЦОР: 

-

Краткое описание: 
<p><strong>Структура урока:</strong></p> <p>I блок &ndash; целевой &ndash; 5 мин.</p> <ul> <li>Организационный момент.</li> <li>Актуализация знаний.</li> <li>Мотивация.</li> <li>Целеполагание.</li> </ul> <p>II блок &ndash; процессуальный &ndash; 35 мин.</p> <ul> <li>Введение новой информации.</li> <li>Осознание и осмысление полученной информации.</li> <li>Закрепление знаний и умений.</li> </ul> <p>III блок &ndash; аналитический &ndash; 5 мин.</p> <ul> <li>Подведение итогов урока.</li> <li>Этап информированности учащихся о домашнем задании.</li> <li>Этап рефлексии.</li> <li>Заключительный этап.</li> </ul>

Ход урока

I блок – целевой.

1. Организационный этап (1 мин).

Приветствие учителя и учащихся; отчет дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

2. Актуализация знаний по теме (4 мин).

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и вопросы, которые представлены на нем.

  1. Слышали ли вы о дискриминации личности?(это негативное отношение к правам людейопределенной социальной группы, ущемление их прав или даже лишение)
  2. Должны ли люди быть равны в своих правах?(да, иначе начнутся противоречия в обществе, социальное неравенство, конфликты)
  3. Какой документ называют «законом высшей юридической силы»?

Мы видим с вами на экране выдержку из Конституции РФ (ст. 2), которая провозглашает...

  • у вас есть паспорт РФ? Да. Значит, вы все являетесь гражданами Росс. Федерации, обязаны знать свои права и свободы, и помнить об ответственности за свои поступки.

Подводим мини-итог: Любое государство должно обеспечивать единство законов, гарантировать и защищать права своих граждан. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Следовательно, темой нашей беседы сегодня будет ... "Права и свободы человека и гражданина" Запишем ее в тетради.

Посмотрите, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (кто-то зачитывает).

Для начала давайте проведем небольшую разминку в форме тестирования: недавно мы изучили тему о Конституции РФ. И вот вопрос:

«Какой факт свидетельствует о том, что Конституция РФ – документ высшей юридической силы?

  1. Конституцию РФ приняли всенародным голосованием(в этом выражается ее законность, поскольку народ обладает властью – демократия);
  2. в РФ был создан Конституционный Суд;
  3. Конституция РФ действует на всей территории России;
  4. законы РФ не могут противоречить Конституции(и это есть верхОвенство Конституции, ст. 15)»

II. блок – процессуальный.

1. Введение новой информации.

Работа в тетради. Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИТЕ: О каких важных правах человека и гражданина вы уже знаете, какие права у вас есть?(Право на имя, на жизнь).

Понятие "право" многозначно. С одной стороны, право - это система правовых норм, т.е. правил поведения, которые установлены государством в законахи обязательны для всех граждан. Это есть объективное или позитивное право.

Но люди чаще понимают под правом свои собственные права и свободы, принадлежащие им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права.

Записывают понятие права, свободы.

Права – это неотъемлемые и гарантированные государством возможности(мера возможного поведения)индивида обладать и пользоваться конкретными блАгами (личными (гражданскими), политическими, социальными, экономическими и культурными).(На слайде офиц. логотип прав).

Т.е.субъективное право есть возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни.И эта возможность обеспечивается государством.

А теперь давайте определим меру "свободы человека". Свобода- это закрепленная возможность определенного поведения человека (например,свобода слова, совести, передвижения, вероисповедания). То есть это возможность выбрать вариант события и реализации его исхода. Чтобы было понятнее, приведу пример из Французской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (1789) (первый документ, закрепивший понятие прав человека), где свобода человека трактуется как «возможность делать всё, что не наносит вреда другому».

И раскрытие темы "Права и свободы человека и гражданина было бы неполным без определения юридич. обязанностей– это определенная законом мера должного поведения человека, участника правоотношения. Подробнее о них мы поговорим на след.уроке.

Совокупность данных понятий (прав, свобод, обязанностей) образует правовой статус личности. Он закреплен в Конституции РФ и международных документах о правах и свободах.

Принципы (главные положения) правового статуса личности: - равноправие (равный объем прав для каждого человека); - неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод (никто не может посягать на права человека, и государство гарантирует нам защиту наших прав).

Работа с учебником, след.слайд «Каталог прав человека»

Давайте откроем с. 121 уч., 3-ий абзац «Всю совокупность норм…» (кто-то зачитывает 3 абзаца). Вся совокупность норм о правах, свободах человека составляет каталог прав человекаОн закреплен в международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию – ...(см слайд). Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые.

Общечеловеческие правовые документы. К данным междунар. универсальным документам относится, прежде всего, Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).

Центральное место здесь занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Подумайте: почему такая организация появилась именно в 1948г.? (Окончание II мировой войны, ответ на преступления против человечества).

Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.

Помимо Всеобщей Декларации прав человека в Международный Билль о правах человека входят 2 пакта(пакт - это межд. договор, имеющий большое политическое значение) 1966г.:

1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» и 2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», и 2 Факультативных протокола к ним.

Большое значение имеет и Конвенция о правах ребенка 1989г.(особенно для вас, ведь вы еще не достигли 18 лет) - международный документ, провозгласивший ребенка полноценной личностью.Главная идея Конвенции заключается в наилучшемобеспечении прав ребенка и со стороны родителей, и со стороны государства.

Работа с документом (Всеобщая Декларация прав человека)

Посмотрите внимательно на слайд с выдержками из Всеобщей Декларации прав человека.

Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 7 Все люди равны перед законом...

Статья 10 Каждый... имеет право... чтобы его дело было рассмотрено... независимым и беспристрастным судом.

Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь...

Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство.

Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...

Статья 23 Каждый человек имеет право на труд...

Статья 26 Каждый человек имеет право на образование...

Статья 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Совершенно верно, каждый человек имеет не только права, но и обязанности.

А теперь перейдем к вопросу о правах и свободах граждан в РФ.

Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государствазакреплены в главе 2 Конституции РФ и соответствуют нормамуказанных выше международных документов. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд).Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.

Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина? (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, также, как и оно перед нами). Это важно запомнить! Показать ответ на слайде.

Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную). Слайд.

Исходя из этого, права и свободы человека и гражд. делятся на 5 групп (условное деление!):

  1. гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;
  2. политические права и свободы – в статьях 29-33;
  3. экономические – в статьях 34-37;
  4. социальные– в статьях 38-43;
  5. культурные – в статьях 43-44 (см. схему).

2 этап: исследование (10-13 мин).

Работа с документом (Конституция РФ (слайд))

Ну и сейчас мы перейдем от теории к практике.

Разделить класс на 5 групп (по 2 парты), обозначить эти группы (личные, поли., соц., эконом., культ.).

Отдельно назначить и отсадить 2-х экспертов.

Далее раздать всем материал о правах с вопросами (по 1 экз. на парту).

Итак, вы получили раздаточный материал с примерами конкретных прав из главы 2 Конституции РФ. Ваша задача – внимательно исследовать их, записать в тетрадях права, которые относятся к вашей группе. И путем дискуссии попробовать добавить дополнительное, необозначенное в Констит.право к своей группе прав граждан. От каждой группы – 1 отвечающий.

Задача экспертов – распределить права по видам, выслушать ответы 5-ти групп, проанализировать их и выявить ошибки, если они будут.

В этом будет заключаться суть нашего мини-проекта «Права гражданина РФ».

В помощь вам эта памятка (вернуться к коричневому слайду о видах прав). Время выполнения задания – 5 мин.

3 этап: представление результатов исследования, отчет.

Итак, время подошло. И я прошу отвечающих представить результаты. Начнем с I-ой группы.

…. (после ответа V группы) Эксперты, подведите итоги по каждой группе (правильность ответа, дано ли дополнительное право).

После всего: т.о., наш мини-проект выглядит так: (слайд).

Мини-проект: "Права гражданина РФ".

Личные (гражданские) права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 Право на жизнь

Право на участие в управлении делами государства

Право на частную собственность

Право на охрану здоровья и мед.помощь

Право на свободу творчества

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на участие в выборах

 Право на свободу предпринима-тельской деятельности

Право на социальное обеспечение

Право на участие в культ.жизни

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Право на мирные собрания, митинги,

демонстрации, шествия

 Право наследования

 Право на защиту от безработицы

 Право пользоваться музеями, театрами, библиотеками

Место для внесения дополнительных прав

 

Беседа Обсуждение проекта:

Вопрос: Итак, какие права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь? Личные (самые важные, неотъемлемые, неразделимые, от рождения).

Наш проект выполнен, подведем итоги.

4. Осознание и осмысление полученной информации

Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:

  1. С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
  2. Что является основой этих документов?
  3. Может ли человек защищать свои права?
  4. Есть ли у человека обязанности и какие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

5. Закрепление знаний и умений.

Класс делиться на группы по 2-3 человека.

Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа)

Учитель проверяет выполнение задания.

Ш блок – аналитический (2 мин).

6. Подведение итогов урока.

Итак, мы с вами выполнили задание и теперь знаем о своих правах чуточку больше. (Некоторые ошибки говорят о том, что есть еще, над чем работать).

Слайд

Сегодня мы узнали (зачитать). Цель урока достигнута. На след.занятии мы поговорим о 8-ми конст. Обязанностях граждан РФ, о системе гарантий прав и свобод, а также о правах ребенка.

Для этого нам пригодятся Памятки юному гражданину РФ и Правила защиты своих прав (раздать по 1 экз. на парту).

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-ая глава.

На первое место выдвинуты личные права и свободы – это права, принадлежащие человеку как биосоциодуховному существу. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства.

Вывод по уроку:познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребенка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.

Учащиеся фиксируютвывод в тетради.

Оценки за урок: «5» - эксперты и активно работавшие, «4» - кто с ошибкой сделал проект или ответил.

7. Этап информированности учащихся о домашнем задании.

И напоследок домашнее задание.

8. Заключительный этап. Учитель благодарит за работу, прощается.