Использование технологии "Кластер" как средства развития критического мышления и речи дошкольника
Submitted by Ольга Валерьевна Серёгина on чт, 18/04/2019 - 15:22
Использование метода «Кластер» как средства развития критического мышления и речи дошкольников
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, осуществляется посредством использования разных инновационных технологий, в том числе технологии развития критического мышления.
Cвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления у дошкольников .
СЛАЙД Процесс мышления у детей с речевыми нарушениями характеризуется импульсивностью, хаотичностью, замедленностью. Дети легко теряют конечную задачу, не могут составить внутренний план ее решения вследствие недостаточного развития динамики мыслительных процессов и внутренней речи.
СЛАЙДАктуальность технологии развитиякритического мышления состоит в том, что способствует формированию у детей целостной картины окружающей действительности, обобщению и систематизации знаний. Она позволяет добиться позитивных результатов при работе с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
СЛАЙД Организуя работу по реализации целей изадач применения данной технологии важно не наставлять ребенка, не давать ему готовые знания и требовать ответов на вопросы педагога, а развивать собственное мышление, желание самому что-то узнать и с помощью взрослого найти ответы на вопросы, решить проблему и выразить это в речи.
СЛАЙД В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи, мы используем следующие методы и приёмы развития критического мышления: кластер, прогнозирование, заучивание по схеме, диаграммы Венна, синквейн, кубик с вопросами и другие.
СЛАЙД Остановимся подробнее на кластере как методе развития критического мышления и речи дошкольников.
В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа».
Cуть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
Особую значимость приобретает использование разных видов кластеров в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи. СЛАЙД
При организации работы с дошкольниками по составлению кластеров на первом этапе были изучены возможности использования данного метода как средства формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний, развития речи детей.
Был составлен перспективный план по использованию тематических кластеров в соответствии с планом образовательной деятельности. Изготовлены дидактические пособия для работы с дошкольниками (карточки для составления схем по темам).
Разработаны рекомендации по составлению разных видов кластеров.
Кластер – схема «Гроздь» СЛАЙД
Характеризуется установлением взаимосвязи между более крупными и мелкими смысловыми единицами.
Рекомендации по работе с «гроздьями»
1. Оценить материал, с которым будете работать. Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы?
2. Помочь детям выделить эти смысловые единицы, сначала более крупные, затем мелкие. СЛАЙД
3. Предложить детям озвучить свои «грозди».
4. Попросить установить связи между «веточками» «грозди» и объяснить возникшие связи.
При изучении темы «Путешествие на север» СЛАЙД ребятам предложили вспомнить всё, что они знают о Северном полюсе. Дети озвучивали свои мысли, показывали знания и имеющиеся у них представления по теме, описывали возникающие ассоциации. Все детские высказывания фиксировались в наглядном виде, составлялся кластер «Гроздь» с использованием картинок и условных обозначений.
После того, как дети высказали все мысли по данной теме, и все их ассоциации нашли отражение в схеме, была организована работа по осмыслению, расширению и углублению имеющейся у детей информации. В кластере в виде грозди появлялись новые объекты, что помогало дошкольникам структурировать материал, улучшить качество его усвоения.
СЛАЙД Для решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента дети составляли схемы-кластеры по темам «География Хабаровского края», «Что таится в недрах земли?», «Тайга дальневосточная».
СЛАЙД Кластеры в виде грозди также широко применяются нами при формировании фонематических представлений у детей.
Кластер - схема «Логическая цепь» СЛАЙД
Отражает строгую взаимосвязь, последовательность или цикличность объектов и явлений. С его помощью дети усваивают последовательность времен года, дней недели, различных процессов.
Используется нами как средство проблематизации учебного материала для развития логического мышления детей.
Кластер-таблицаСЛАЙД
Наглядно представляет мыслительные процессы сравнения, сопоставления, классификации и др.
В таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали - различные характеристики, по которым производится сравнение. Педагог направляет мышление детей с помощью вопросов, организуя процесс сравнения и отображения его в наглядном виде.
С помощью кластера–таблицы осуществляется процесс классификации понятий, например, географических объектов. СЛАЙД
Кластер – схема «Планета и спутники»СЛАЙД
Представляет собой схему с центральным понятием и отходящими от него второстепенными признаками.
Рекомендации по составлению:
1. В центре доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово, понятие (например ВОЛК).
2. Вокруг этого понятия размещаются его характеристики, признаки, образы (хищник, серый, злой, и т.д.).
3. Устанавливаются связи между ключевым понятием и идеями.
СЛАЙД Составление данного вида кластера («Планета и спутники») осуществляется мною при использовании авторского пособия «Методическая черепаха».
Пособие представляет собой игрушку-антистресс и набор предметных картинок, которые можно вставлять в кармашки по краю панциря и помещать в центр панциря черепахи.
СЛАЙД Метод кластера как средство формирования целостной картины окружающей действительности, обобщения и систематизации знаний универсален. Он помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Работа над кластером развивает у детей умение высказывать собственное мнение на основе опыта и наблюдений, активизирует познавательную деятельность. Коллективное составление кластера позволяет каждому ребенку проявить себя, показать, как он видит предложенную проблему или тему. Ни одно детское мнение и высказывание не остается без внимания. У детей есть возможность вносить изменения в готовые схемы, проявлять свободу творчества.
В дальнейшем работа по использованию технологии развития критического мышления будет продолжаться. Предполагаем применять в развивающей деятельности другие методы и приемы данной технологии: прогнозирование, заучивание по схеме, диаграммы Венна, синквейн, кубик с вопросами.
Библиографический список
1. Дунаева, А.Л. Технология развития критического мышления у дошкольников
2. Заир – бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя / С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
3. Кирилова, Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации / Н.Б. Кирилова. – М.: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
4. Кольмай, С.Н. Использование технологий критического мышления для развития речи детей дошкольного возраста http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-kolmai/ispolzovanie-tehnologii-kriticheskogo-myshlenija-dlja-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат. – М. Академия, 2003 – 272с.