Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности
Нет ответов
пн, 07/09/2009 - 11:27
Ирина Анатольевна Фоменко
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 364
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», записано в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, наши выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У наших детей отсутствуют навыки умственной рефлексии.
Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изу¬чаемого материала, ставить проблемы и разре¬шать их, быстро отделяя главное от второстепен¬ного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения про¬блемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально.
Для того, чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность.
И надо его этому учить, инициируя соответствующие виды деятельности. Надпредметные и личностные результаты, определенные проектом стандарта, связаны с различными видами мыследеятельности, и достижение этих результатов предусмотрено на уроках по отдельным предметам и во внеурочной деятельности. Это определено в проекте стандартов как «фундаментальное ядро», которое при изучении в школе должно давать как определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т. д., так и формировать обобщенные способы познавательной мыследеятельности.
Однако, как показывает практика, этого недостаточно, необходимо специально организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать среду, в которой надпредметные способности формируются осознанно.
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», записано в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, наши выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У наших детей отсутствуют навыки умственной рефлексии.
Современный выпускник школы должен обладать способностью видеть структуру изу¬чаемого материала, ставить проблемы и разре¬шать их, быстро отделяя главное от второстепен¬ного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения про¬блемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально.
Для того, чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность.
И надо его этому учить, инициируя соответствующие виды деятельности. Надпредметные и личностные результаты, определенные проектом стандарта, связаны с различными видами мыследеятельности, и достижение этих результатов предусмотрено на уроках по отдельным предметам и во внеурочной деятельности. Это определено в проекте стандартов как «фундаментальное ядро», которое при изучении в школе должно давать как определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т. д., так и формировать обобщенные способы познавательной мыследеятельности.
Однако, как показывает практика, этого недостаточно, необходимо специально организовать образовательный процесс таким образом, чтобы создать среду, в которой надпредметные способности формируются осознанно.
Познакомиться с проектом поближе вы можете, перейдя по ссылке http://www.fomenko.edusite.ru/p35aa1.html