Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета

Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Киселева
Submitted by Татьяна Геннадьевна Киселева on Tue, 20/10/2009 - 12:18

Киселева Т.Г.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. Что же действительно нового должно прийти в школу вместе с внедрением нового стандарта. Ответ на этот вопрос очень неоднозначен – сколько людей, столько и мнений. Мы с коллегами, отвечая на этот вопрос, решили, что современное образование, если оно действительно претендует на статус современного, должно создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Одной из ключевых компетенций, на наш взгляд, выступает информационная компетенция. Почему?
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых, на наш взгляд, можно считать информационную компетенцию.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы компетентностей, включающей универсальные, надпредметные, полипрофессиональные умения, навыки и способы их эффективного применения на практике. Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных областях познания.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Все это позволяет говорить о системе ключевых компетентностей.
В науке до сих пор нет однозначного понимания термина «компетентность», «компетенции», хотя компетентностный подход широко распространен в системе образования. Словари и справочники предлагают разделять общую компетенцию (от англ. competence) и отдельные компетенции.Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Так же под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. д. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). Cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, признанием, познанием, опытом. Соответственно, компетентный – осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе. Словарь иностранных слов подчеркивает, что компетентность – это обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, а компетенция – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Есть и такое распределение смыслов в данных понятиях: компетенции – это прописанное на бумаге и потенциально предложенное к освоению личностью, а смысловое поле компетентности определяется актуально освоенным и готовым к применению данной личностью. Компетентность является личностным, освоенным в процессе деятельности, качеством человека, которое может проявляться только в процессе деятельности.
Лобанова Н.Н., рассматривая профессиональную компетентность, указывает, что это системное свойство личности, включающее три компонента: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный. А. Асмолов указывает, что компетентность — это способность к эффективному поведению при решении разного рода задач. Для Л.А. Петровскойважно выделить коммуникативную компетентность, которая определяется как способность, включающая две тенденции: нормативная как усвоение социально заданных норм и эталонов и личностно-творческая как конструирование норм в ходе общения, исходя из ориентации участников в ситуации, в себе, в партнере. Поддерживая и уточняя позиции Л.А. Петровской Б.И.Хасан выделяет конфликтную компетентность как уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. Джон Равен дает следующее определение «Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия». При этом Равен говорит о так называемых «высших компетентностях», которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий и т.п.
Мы считаем, что компетентность – это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен.
Образование во все времена было направлено на развитие человека. Основная задача образования - научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…». Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Также как нет однозначного определения компетентности, нет и единой структуру компетенций. Анализируя имеющиеся подходы, можно утверждать, что наиболее часто среди компонентов компетентности авторы называют:
  • учебно-познавательную компетенцию или совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
  • информационную компетенцию или способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  • коммуникативную компетенцию или владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.
В европейских исследованиях выделяется такая структура компетентностей – общие компетенции, включающие инструментальные, межличностные, системные; а также специальные компетенции, разделенные по уровням. В свою очередь каждые из названных в структуре компетентностей подразделяются на отдельные компетенции. Так, инструментальные компетенции включают способность к анализу и синтезу, способность к организации и планированию, навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников), способность принимать решения. Межличностные компетенции включают способность к критике и самокритике, способность работать в команде, межличностные навыки. Системные компетенции включают способность применять знания на практике, способность к обучению, способность к адаптации к новым ситуациям, способность к генерации новых идей, ответственность за качество, волю к успеху.
Д.А. Леонтьев выделяет следующие ключевые компетентности учащихся, рассматриваемые как показатель достижения нового качества образования: 1) личностная компетентность как «процесс личностного развития и трансляции личностью своего со-держания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы»; 2) гражданская компетентность как способность применения на практике прав и исполнения обязанностей, обусловленных статусом гражданина; 3) учебная компетентность как способность человека к непрерывному самообразованию, основанная на развитых информационных, коммуникативных, проектно-исследовательских умениях.
Четкое основание для иерархии ключевых компетенций предложено А.В. Хуторским. В качестве такого основания он предлагает использовать дифференциацию содержания образования. Его можно разделить на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей), предметное (для каждого учебного предмета). В соответствии с этим все существующие компетенции целесообразно представить в трехуровневой иерархии
·         ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
·         общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
·          предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов».
А.В. Хуторского, который выделил 7 ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.
6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
Этот подход наиболее близок к тем позициям и требования, которые отражены в новых образовательных стандартах, в которых в качестве ключевых позиций заявлены следующие блоки компетенции: личностные, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, регулятивные, которые обеспечивают организацию самим учащимся своей учебной деятельности, коммуникативные, которые обеспечивают учет позиции партнера по общению или деятельности и познавательные.
Анализ теоретических моделей и принципов компетентностного подхода, тем не менее, не дает ответа на вопрос, как средствами учебного предмета педагог может формировать ту или иную компетенцию учащихся. В рамках данной статьи мы попытаемся показать возможность формирования информационной компетенции, оговорившись заранее, что в реальном учебном процессе любое задание имеет много функций и работает на формирование целого спектра компетенций.
Ещё одно важное замечание, касающееся формирования и оценки информационной компетенции: любое задание и упражнение, предлагаемое учащемуся в рамках компетентностного подхода расценивается и как диагностирующее, и как формирующее, т.е. предлагая выполнить анализ текса учащихся, учитель может выявить имеющиеся у ребенка затруднения и сформированные навыки, а также оценить степень их развития. Проектируя и используя данную систему заданий, педагог может реализовывать и дифференцированный подход к учащимся, поскольку система заданий включает несколько уровней сложности, что дает возможность количественно оценить образовательный результат.
В оценке сформированности ключевых компетенций можно опираться на трех уровневую модель.
Уровень
Сформированные способы деятельности
Низкий
(обязательный)
- общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;
- знание того, где основная информация может находиться;
- репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам;
- «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;
- наличие и принятие любой помощи извне.
Средний
(уровень возможностей)
- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;
- умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;
- попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;
- готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;
- минимальная помощь извне.
Продвинутый (творческий)
- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;
- умение проектировать сложные процессы;
- умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию;
- отсутствие помощи извне;
- оказание помощи другим участникам совместной деятельности;
- умение отрефлексировать свои действия.
 
Для конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции мы опирались на разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В.[1] Авторы подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа».
В основе предлагаемой технологии положено несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:
1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.
2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п. Именно этот показатель позволяет учителю достаточно тонко дифференцировать информационную компетентность по количественным характеристикам.
3. Способ предъявления информации. Для учащихся информация может быть предложена в виде текста (причем это может быть текст из учебника или дополнительного источника), заранее отобранного учителем и содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции. Для работы с учащимися средней и старшей школы можно рекомендовать в качестве способа предъявления информации не сам текст, а ссылку на него в виде списка литературы или адреса в Интернете. Возможно, такой способ предъявления информации уместен уже в работе и с учащимися 3-4 классов, демонстрирующих высокий уровень информационной компетенции. Не стоит забывать, что часть работы по поиску информации ученик может выполнить с помощью родителей, поскольку продвижение ребенка в зоне ближайшего развития напрямую связано с активной ролью взрослого, помогающего в освоении новых приемов и способов деятельности.
4. Сложность источника информации. Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию. Сложности первичной переработки, конечно, обусловленные сложностью структуры источника, основаниями и целью поиска, а также сложностью логических операций и степенью самостоятельности их выполнения. Увеличение сложности вопроса не происходит путем синхронного усложнения источников информации и заданий к ним. Если учащийся работает с простыми источниками информации, то он получает более сложное задание по извлечению и первичной систематизации информации или ее обработке. В случае если источники существенно усложняются, задания к ним могут оставаться на уровне сложности предыдущего уровня. Субъективно (из-за личного интереса или в силу предпочтения какой-то предметной области) одно задание может казаться учащемуся легче, чем другое.
5. Характер взаимоотношений источников информации. Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках. По характеру взаимоотношений можно выделить:
-        совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике. Например, в задании представлена информация об Иванове Иване Петровиче, учителе физики, информация дана в виде характеристики, написанной завучем школы. Второй источник содержит автобиографию этого же человека. Ученику дано задание составить рассказ о данном человеке. В этом случае информация об Иванове Иване Петровиче - человеке будет во многом идентична информации о нем как об учителе физики.
-        подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой). Например, ученику дан текст о театральном костюме, в котором содержится информация об истории создания театрального костюма. Дано задание рассказать об истории создания костюма, ученик извлекает эту информацию из текста.
-        пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть). Например, ученику дана информация о травах, растущих в степи, и о зонтичных растениях, растущих во всех природно-климатических зонах и в степи в частности. Ученику дано задание рассказать про зонтичные растения в степи. Он извлекает требуемую информацию и обрабатывает ее, учитывая, что не все зонтичные растения растут в степи и не все растения, растущие в степи, зонтичные.
-        противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую). Например, ученику представляются тексты, содержащие описания битвы при Бородино, сделанные Кутузовым и Наполеоном, оба они рапортовали о своей победе в сражении. Ученикам предлагается переработать представленную информацию и сделать вывод о причине и сути противоречия в оценках исхода битвы. Ученик должен прийти к выводу о том, что в рамках избранных ими стратегий оба имели право считать результат битвы своей победой, и указать на противоречие, причина которого – разные стратегии, а суть противоречия – в оценке исхода битвы.
-        противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу). Например, отвечая на вопрос о предназначении живописи, учащийся может получить фрагменты текстов символистов, утверждающих это предназначение через роль знака, указывающего на вечный смысл, и импрессионистов, находящих его в фиксации уникального момента, воспринятого уникальным субъектом; эти оценки исключают одна другую, но ими не исчерпывается вопрос о предназначении живописи.
6. Тип информации, которая может быть прямой или косвенной. Прямая информация извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений. Ученику дается задание: «Изучи предложенный текст и ответь на вопрос: «Есть ли жизнь на планете Венера?» Если источник содержит прямую информацию, ребенок найдет ответ на вопрос в следующей форме: «На Венере нет жизни…». Если же источник содержит косвенную информацию, то она может выглядеть так: «Температура атмосферы этой планеты равна приблизительно 485 градусам по Цельсию, а при такой температуре все живое гибнет».
7. Самым сложным, но при этом самым существенным в технологии, связанной с формирование информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации.
7.1. особенности предполагаемого ответа учащегося
-        вопросы с кратким ответом,
-        вопросы с полуразвернутым структурированным ответом,
-        вопросы с развернутым неструктурированным ответом.
При ответе требуется дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок. Такого рода вопросы очень близки к заданиям закрытого типа. Их отличает только возможность выразить правильный ответ не слово в слово, а описательно, сохранив тот же смысл, поэтому сфера их применения совпадает со сферой применения заданий закрытого типа, они также применяются при оценке уровня освоения составляющих ключевых компетентностей.
Вопрос, требующие полуразвернутого структурированного ответа может быть использован для ответа на тестовые вопросы, в которых учащийся, в соответствии с требованиями к ним, выписывает причины тех или иных событий, критерии для сравнения предметов или животных, делает краткие выводы по результатам обработки предъявленной информации. В данном типе заданий источники и формулировка вопроса задают структуру ответа.
Наибольшую сложность для учащихся, но при этом и наибольшую ценность для формирования информационной компетенции представляют открытые с развернутым неструктурированным ответом или допускающим множественное решение задачи. В ответе ученик должен рассказать или написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной ему информации, или же выполнить очень детальный рисунок, или вычисление, каждое из которых может рассматриваться как единое целое. Такие вопросы, подразумевающие неструктурированный ответ, позволяют проверить, как ученик подбирает и организует идеи, соответствует ли избранный им стиль изложения и речевое оформление содержанию вопроса.
7.2. деятельность учащихся по обработке информации (предназначение, обращенность информации):
-   ученик воспроизводит и излагает информацию в соответствии с заданием (репродуктивное воспроизведение типа подчеркни, выпиши, найди и прочитай, обведи, перерисуй и т.п.),
-   ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения причинно-следственных отношений, порядка следования оснований,
-   ученик воспроизводит информацию, самостоятельно выделяет основания для сравнения или классификации и обосновывает предложенные им основания,
-   ученик представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора и ранжирования оснований,
-   ученик представляет информациюв виде связного устного или письменного текста, указывая на суть найденного самостоятельно противоречия,
-   ученик представляет в виде связного устного или письменного текста информацию,содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Этот уровень деятельности предполагает в качестве результата формулирование собственной аргументированной позиции с иллюстрацией собственного опыта или опыта своих товарищей,
-   ученик представляет в виде связного устного или письменного текстаинформацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации, причем предъявленной из другой ролевой позиции. Сложность этого уровня и вида деятельности связана с тем, что учащийся должен выйти за пределы наличной ситуации, перейти в надситуативную позицию и сформулировать выводы и рекомендации, например, с позиции родителя, специалиста в каком-либо вопросе, будущего жителя Земли и т.п. По сути, эти выводы и рекомендации учащийся формулирует для самого себя, благодаря чему педагог имеет реальный инструмент для формирования рефлексивной позиции. Именно поэтому высшим уровнем в работе с информацией мы считаем порождение новой собственной информации, но предназначенной для использования другими людьми.
В работах коллег[2], на которые мы опираемся, предложена уровневая структура, что, на наш взгляд, позволяет выделить этапы и последовательность технологических шагов по формированию информационной компетенции.
 
Оценка уровня сформированности информационной компетенции учащихся
Уровни
Объект деятельности
(источник информации)
Деятельность по извлечению и первичной систематизации искомой информации
Деятельность по обработке искомой информации
  1.  
Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы.
Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию.
Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.
  1.  
Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам).
Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям.
Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием.
  1.  
Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам).
Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное - второстепенное).
Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований.
  1.  
Два источника, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую.
Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.
Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания.
  1.  
Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую.
Ученик самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию.
Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно), объясняя логику выбора и ранжирования оснований.
Объем текста 150-180 слов.
  1.  
Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация.
Ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует ее в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия.
Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно), указывая на суть противоречия
Объем текста 150-180 слов.
  1.  
Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой.
Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры.
Ученик представляет в виде связного текста информацию,содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации.
Объем текста 180-200 слов.
  1.  
Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой.
Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию.
Ученик представляет в виде связного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации.
Объем текста 180-200 слов.
 
Мы начали апробацию данной технологии в работе с разными категориями. Были и учителя начальных классов, их результаты Вы можете посмотреть в Открытом классе, были обсуждения и с коллегами-психологами, даже педагоги, работающие в системе начального и среднего профессионального образования, дали положительную оценку и выразили готовность разрабатывать методические материалы для учащихся своих образовательных учреждений.


[1] Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006
[2] Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006

Прикрепленный файлSize
Диагностика и формирование информационной компетентности.doc122.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Сергей Владимирович Проничев

На: Диагностика и формирование информационной компетентности сре


Чем трудиться на КОТами и КОЗами не проще ли составить дидактическую карточку, чтобы организованть на уроке деятельность учеников, так как ведущей формой познания в подростковом возрасте было и остаётся деятельность

Я ни за что не позволю, чтобы мои школьные занятия помешали бы моему образованию

 




Фото пользователя Любовь  Владимировна Казаковцева

На: Диагностика и формирование информационной компетентности сре


А я скажу по-другому))) Очень многовеликая статья. Читать трудно. Думать тоже. Искать ответа на поставленный конференцией вопрос- тем более. Простите.



Фото пользователя Надежда Александровна Конева

На: Диагностика и формирование информационной компетентности сре


Любовь Владимировна! И читать трудно. И думать тоже. Тем более, что самостоятельная деятельность учащихся была, есть и будет. Но реалии наших дней таковы, что приоритетной целью образования становится еще и развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои достижения,  а потом формулировать собственное мнение, суждение, ... Может,  мы  переоцениваем возможности детей к адекватной и грамотной оценке своей деятельности?..

Комментарий был изменен с момента создания (nakon59, пн, 14/02/2011 - 00:28).
Познание начинается с удивления



На: Диагностика и формирование информационной компетентности сре


А на мой взгляд, рабта заслуживает внимания. Я работаю над темой формирование информационной компетенции, и Ваша статья, Татьяна Геннадьевна, помогла всё разложить по полочкам. Начиная со ссылок на работы Хуторского о классификации компетенций и заканчивая таблицей об оценке уровня сформировонности информационноф компетенции. Спасибо, обязательно сделаю ссылку на Вашу работу при обобщении своего опыта в этом направлении.

С ув., Юлия