Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кто формирует имидж учителя?

Фото пользователя Ирина Александровна Михайлова
Размещено: Ирина Александровна Михайлова - чт, 22/10/2009 - 18:02

 

Имидж – это представления о человеке, складывающиеся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитете, поступков и т.д.
 
В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов , Б . Г Ушиков , В.М. Шепель , И.А. Федоров и др.).
 
 Имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
 
 Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.
 
Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем.
 
Отношение к имиджу у самих педагогов различное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его разумеют как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над наружным и считают, что основное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.
 
Однако любители такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя воспитанником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его собственных взоров на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных необыкновенностей воспитанника, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и иных факторов.Есть и иная сторона проблемы — педагог, который занимается твореньем собственного имиджа, не только превосходнее выглядит, но и превосходнее себя ощущает, более уверен, а в итоге и удачнее работает!
 
 
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
 
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены наружный, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу гласа, костюм, манеры, походку.
 
Внешний вид учителя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
 
Профессиональная деятельность, по воззренью Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную сочиняющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
 
Эмоционально богатый учитель, обладающий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий…, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к природному общению.
 
Внутренняя сочиняющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
 
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, необыкновенности профессиональной деятельности и поведения. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные различным учителям, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
 
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества образцового учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
 
Интересным представляется факт схожести обобщенного портрета хорошего учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета хорошего учителя американской школы. Идеал, к которому устремляется американский учитель, разумен, справедлив, демократичен, способен на эмпа-тию, легко налаживает контакт с классом и отдельными воспитанниками. Гибок, быстрее неформален, чем официален, в общении с воспитанниками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него отличительна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию иных.
 
Исследование показывает, что имидж хорошего учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, вежливый, искренний, активный, щедрый.
 
Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только комплектом черт, качеств образцовой модели учителя в сознании воспитанника, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.Отдельный компонент наружного облика учителя несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть главным или малозначительным. В одном случае для ребенка главна мимика, в ином _ жест, в третьем — костюм учителя.
Используемые источники:
1.Интернет ресурс.

2.Педагогика.Подласый Иван Павлович

 
 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Кто формирует имидж учителя?


Ирина Александровна, несколько вопросов,если позволите.

Что такое внутренняя сочиняющая и процессуальная сочиняющая имиджа? Неужели составляющая? Что такое новый коммуникативный имидж школьного педагога, который сложился в современной России? Кто проводил исследования, на которые вы ссылаетесь? Вы сами? А наконец,вопрос выведенный в заголовок вашей статьи.Так кто же формирует имидж учителя?Буду рада прочитать ваши комментарии.

Комментарий был изменен с момента создания (lena 1, пт, 23/10/2009 - 05:36).
Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Образ коллеги в сетевом общении


Спасибо, Ирина Александровна, за повод к диалогу. Впечатление, что школу зхватывают пиарщики и имиджмейкеры. На днях прочел об "Имидже школьной библиотеки". Теперь - об "имидже учителя". Приглашаю прокомментировать такие линии:

 

Почему "имидж" вместо русского слова "образ"? Надо ли насаждать в школе англицизмы?

 

"Образ конкретного учителя" - для кого? Для учеников в классе? Для родителей? Для администрации?

 

В эпоху Интернет ещё и для коллег в сетевом общении от локального (где оно дополняет очное общение) до глобального (где сетевое общение - практически единственное, которое возможно)

 

Как Вы собираетесь формировать свой образ в сетевом общении с незнакомыми дотоле людьми, удалёнными  на десятки, сотни, тысячи километров?

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, пт, 23/10/2009 - 18:54).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Кто формирует имидж учителя?


Мы тоже думали над имиджем учителя,правда,как филологи,  Конспект урока Курышевой Л.doc, Дидактические материалы Курышевой Людмилы Петровны.doc. и другие в рамках мастер-класса "Этический аспект культуры речи учителя" Сам учитель может формировать имидж, при чем, намой взгляд, и на уроках и в общении с детьми

Людмила Курышева


Поиск

Loading