Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ДОступное образование: из опыта дистанционного обучения школьников на профильном уровне в Республике Карелия

Фото пользователя Наталья Петровна Брагинова
Submitted by Наталья Петровна Брагинова on Wed, 28/10/2009 - 17:47

 В Республике Карелия (РК) дистанционное обучение школьников на профильном уровне началось в 2006 году как одно из направлений федерального проекта «Информатизация системы образования» («ИСО»). Средства проекта были направлены на подготовку кадров, разработку дистанционных курсов, организацию обучения. Благодаря проекту был получен бесценный опыт в области развития дистанционного образования в республике, а также ценный кадровый ресурс. Сегодня дистанционное обучение (ДО) школьников продолжается по инициативе и при поддержке Министерства образования РК для решения задач повышения доступности качественного общего образования в регионе.

 
Дистанционное обучение школьников проводилось с использованием сетевого ресурса Интернет-школы «Просвещение.ру» (Телешкола), которая предоставляет полный комплект сетевых учебных курсов по всем предметам Федерального базисного учебного плана за 10–11 класс. Изначально курсы «Интернет-школы» педагогам было предложено использовать в качестве дополнительного образовательного ресурса к традиционным урокам. Поэтому участники проекта набирались из школ в связке учитель-ученики. В некоторых случаях взаимодействие учитель-ученик было на самом деле удаленным, между различными населенными пунктами и даже районами. Использование ресурса в классно-урочной системе позволило обеспечить плавное вхождение школьников в дистанционное обучение, а также в некоторой мере гарантировало их систематическую работу с ресурсом. Некоторые преподаватели отмечают, что полностью использовали содержание интернет-уроков при проведении своих уроков, когда темы совпадали с программой или частично, для повторения. Часть педагогов использовали материалы курсов для индивидуальной работы с «сильными» учениками или теми, кто собирается сдавать экзамен по предмету.
 
По результатам опроса 50 обучающихся, проведенном в январе-феврале 2009 года, 65% школьников довольны содержанием курсов. Конечно, удовлетворенность содержанием в большой степени определяет мотивацию школьников к обучению. Интересный факт подметила учитель МОУ СОШ п.Шуя: «получая неудовлетворительную оценку, при тестировании ученики «не спорят с компьютером», а пытаются самостоятельно пройти эту тему в ДО с последующим тестированием. Новое поколение с интересом относится к информационным технологиям, повышается при этом мотивация к обучению». Радует факт, что многие школьники осознают преимущества и перспективы дистанционного обучения:
 
«Не всегда учитель может за 45 мин. полностью объяснить нужную информацию, а кому-то нужно больше времени для осознавания материала (но не надо только увеличивать уроки в школе)»
Нивов Вадим, Суоярвская СОШ.
«Это может заинтересовать учащихся, разнообразить привычную систему получения знаний»
Хамидуллина Анна, Питкяранта.
«Необходимо уметь обращаться с компьютером и пользоваться Интернетом при современном темпе жизни»
Вильки Наталья, Питкяранта.
Однако, несмотря на общие положительные результаты, стоит обратить внимание на проблемы, которые выявились в ходе реализации проекта, а также на возможные варианты их решения.
 
Проблемы
 
Как и следовало ожидать, большинство трудностей было связано с основной проблемой дистанционного обучения – отказом обучающихся продолжать обучение. 21 (из 305) школьников даже не приступили к изучению курсов. Еще примерно 15-20% обращались к ресурсу эпизодически.
 
Можно выделить несколько причин, обуславливающих отказ от обучения:
1. Проблемы с доступом в Интернет
Наиболее объективная и с трудом поддающаяся решению проблема, по которой, например, полностью выбыла из проекта одна из школ - участниц проекта. Многие пользователи отмечали трудности при работе с ресурсом из-за низкой скорости подключения.
 
2. Психологические и организационные особенности ДО
Дистанционное обучение подходит далеко не всем взрослым, а тем более детям. Необходима высокая степень самоорганизации и ответственности, чтобы самостоятельно планировать свою деятельность, составлять план обучения, работать над ошибками. Также играют свою роль дефициты дистанционного обучения: низкая эмоциональность, отсутствие прямого контакта учитель-ученик, отложенный ответ. Здесь большое значение имеет вклад сетевого педагога, его заинтересованность в работе, умение наладить «виртуальный» контакт [1, 3].
 
3. Неоправданные ожидания
Для некоторых школьников поводом для отказа от обучения послужила высокая загруженность в школе. Часть учеников не рассчитали свои силы и записались сразу на несколько курсов, работая впоследствии лишь в одном-двух. Отчасти ребят отпугнула сложность курсов: 47% опрошенных детей отметили, что материалы курсов не всегда были для них понятны. Высокий уровень вполне оправдан для профильных курсов, поэтому следует более жестко подходить к отбору участников.
 
4. Низкая мотивация педагогов
В дистанционном обучении личность учителя играет далеко не последнюю роль. Понятно, что новый ресурс и новая технология требуют определенных затрат времени и сил. Такая работы должна или стимулироваться каким-то образом извне или быть интересной педагогу. Там, где учителя не смогли найти возможности встраивания сетевого ресурса в свою традиционную работу с минимальной дополнительной нагрузкой, отмечалась самая низкая интенсивность освоения курсов учащимися.
 
5. Отсутствие нормативно-правовой базы
Данная проблема вообще характерна для системы дистанционного обучения и затрагивает документы всех уровней. К сожалению, пока не разработаны никакие нормативные акты, позволяющие регламентировать деятельность всех участников проекта, которая регулируется пока лишь информационно-инструктивными письмами.
 
И пути их решения
Большое значение в преодолении многих трудностей имеет целенаправленная работа по повышению квалификации сетевых педагогов. При этом разовых региональных семинаров, куда могут приехать далеко не все, оказывается недостаточно, необходима систематическая работа практико-ориентированного характера. Например, лидерами по реализации учебного плана дистанционного обучения оказались учителя, имеющие опыт дистанционного обучения и/или закончившие специализированные курсы повышения квалификации. Кроме того, выявилось, что активность выше в тех школах, где ведется интенсивная работа с педагогами:
-        установочные семинары
-        очное и заочное консультирование по вопросам работы в среде ДО,
-        круглые столы.
 
Зачастую в школе не оказывается учителя, способного сопровождать дистанционное обучение, тем более на профильном уровне. В таком случае необходимо использовать другие модели организации обучения, например, с объединением школ района или региона.
Необходимо большое внимание уделять подготовительному этапу, куда входят:
-        выявление потребностей и возможностей педагогов и обучающихся через анкетирование;
-        знакомство с курсами, проведение пробных уроков;
-        ознакомительная работа с родителями.
 
Все четче проявляется необходимость формирования навыка сетевого взаимодействия, дистанционного обучения у школьников, которое нужно начинать не в 10 классе, а намного раньше, при переходе школьника из начальной школы в основную. 
 
Повышение значимости дистанционного обучения в глазах обучающихся выполняет важную мотивирующую функцию. Для этого можно, например, включить дистанционные уроки в общее расписание, учебно-тематический план, учитывать успехи при выставлении итоговых отметок.
 
Требует разработки нормативно-правовая база ДО и, в первую очередь, документы, определяющие:
1.      статус и взаимоотношения всех участников ДО;
2.      статус дистанционного обучения и дистанционных профильных курсов в образовательных учреждениях, вплоть до возможности получения основного образования с выдачей документа государственного образца.
 
Планы на будущее
Несмотря на трудности, которые сопровождают любое дело, необходимость использования дистанционных образовательных технологий остается очевидна. По итогам учебного года состоялся семинар с участием кураторов, сетевых преподавателей, а также представителей Министерства образования РК. В качестве предложений, направленных на развитие системы школьного дистанционного обучения в целом, прозвучали:
1. необходимость совершенствования педагогического образования через введение специальных курсов и дисциплин по основам дистанционного обучения и сетевого педагогического взаимодействия;
2. изыскание различных возможностей для стимулирования педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии, в частности, вознаграждение из стимулирующего фонда;
3. создание условий для получения основного образования с помощью ДО.
            На вопрос, оправдывает ли цель средства, лучше всего ответить словами одного из учеников:
«Хотел бы я продолжать обучение? …если бы была такая возможность ещё, я бы ею воспользовался».
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн